Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:32, курсовая работа
Цель исследования - выявить подходы и содержание социально-педагогической деятельности с подростками по месту жительства.
Объект исследования – социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования – эффективные формы социально-педагогической деятельности по месту жительства.
Введение.
Глава 1.Теоретические основы социально – педагогической работы с учащимися в микрорайоне.
1.1. Роль внешкольных учреждений в воспитании детей.
1.2. Место жительства как место воспитания.
1.3. Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства.
Глава 2. Основные направления и методики социально-педагогической деятельности по месту жительства.
2.1. Воспитательная деятельность по месту жительства в учреждениях дополнительного образования.
2.2. Клуб по месту жительства, как перспективная форма воспитания.
2.3. Роль игротеки в воспитании и развитии детей по месту жительства.
Глава 3. Социально-педагогический проект подросткового клуба по месту жительства «Бумеранг»
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение.
Глава 1.Теоретические основы социально – педагогической работы с учащимися в микрорайоне.
1.1. Роль внешкольных учреждений в воспитании детей.
1.2. Место жительства как место воспитания.
1.3. Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства.
Глава 2. Основные направления и методики социально-педагогической деятельности по месту жительства.
2.1. Воспитательная деятельность по месту жительства в учреждениях дополнительного образования.
2.2. Клуб по месту жительства,
как перспективная форма
2.3. Роль игротеки в воспитании и развитии детей по месту жительства.
Глава 3. Социально-педагогический проект подросткового клуба по месту жительства «Бумеранг»
Заключение
Список литературы
Приложение
Сегодня наше общество переживает глубочайшие изменения во всех сферах материальной и духовной жизни. Выдвинутые временем на передний план новые более сложные задачи требуют принципиального обновления и критической переоценки сложившейся системы ценностей.
Крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного производства – все это привело нашего общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Социально-психологическая и политическая нестабильность – вот почва для социально-негативных явлений, таких как преступность, падение нравов, наркомания и алкоголизм.
Давно уже ни для кого не секрет, что россияне, а особенно дети и подростки, во всех отношениях и в физическом, и в социальном и в культурном находятся в критическом положении. Психологическая подавленность от невозможности найти достойное место в жизни, стремление уйти от действительности в объятия социально-негативных форм, ослабленное здоровье, не реализованные творческие возможности…Девальвация культурных ценностей, неуверенность в завтрешнем дне плюс неумение или неспособность части населения, особенно подростков, активно справляться с жизненными трудностями – это те предпосылки которые обеспечивают наркомании и алкоголизму, прочные позиции в обществе.
К сожалению, социальная и политическая обстановка в стране приводит к тому, что дети и подростки все чаще становится легкой добычей представителей преступной среды. Подростки более чем становятся предоставлены сами себе, их воспитанием некогда заниматься ни в школе, ни в семье, в результате чего подрастающее поколение ищет способы самореализации в уличных компаниях.
Учитывая всю сложность проблемы в настоящее время одним из приоритетных направлений в организации досуга детей и подростков и решении специфических для этой среды задач, стало создание и развитие формальных и неформальных детско-подростковых объединений, клубов по месту жительства, которые дадут возможность позитивной самореализации в различных направлениях жизнедеятельности. Именно создание сети подростковых клубов по месту жительства, отвлекут детей от негативного влияния улицы, от совершения различных правонарушений, дадут возможность неформального общения, реализации духовного и физического развития , их творческой самореализации.
В деятельности таких клубов на первый план будут выступать реально проявляющиеся интересы и потребности каждого ребенка как самоцели общественного развития.
Цель исследования - выявить подходы и содержание социально-педагогической деятельности с подростками по месту жительства.
Объект исследования – социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования – эффективные формы социально-педагогической деятельности по месту жительства.
Гипотеза исследования – социально-педагогическая деятельность по месту жительства будет проходить успешно, если она основана на теоретических подходах, разработанных в науке и, если в микрорайоне используются разнообразные формы клубной деятельности.
Задачи исследования
Глава 1.Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне
В современных условиях развития общества внешкольные учреждения выполняют роль организаций и объединений, обеспечивающих всем желающим дополнительное внешкольное образование. Ведущим принципом организации работы внешкольных учреждений является добровольность объединения детей по интересам, что стимулирует их соответствующую деятельность, развивает их активность в овладении культурными ценностями общества и их приумножения.
Идея комплексности и многопрофильности деятельности детей во внешкольных учреждениях предполагает интенсивную социализацию личности, расширение возможностей овладения жизненным опытом. Ребёнок во внешкольном учреждении имеет возможность свободно выбрать занятие из различных видов общественно значимой деятельности, а также свободно переходить от одного вида деятельности к другому, общаться в нескольких коллективах, избирательно взаимодействуя с окружающим миром. Участие взрослых в этом процессе ставит ребёнка в равноправное положение со старшими. Формирование гуманистического отношения к ребёнку осуществляется посредством реализации права личности на выдвижение целей деятельности в добровольном объединении, на участие в принятии решений о её содержании, методах, на участие в коллективном анализе и оценке её результатов. Демократизация взаимоотношений в учреждениях дополнительного образования позволяет сформировать из участников добровольных объединений не просто коллектив, а коллектив единомышленников, что стимулирует как коллективный, так и индивидуальный творческий поиск в деятельности. [ ]
Индивидуализация темпа и объёма освоения детьми знаний и умений во внешкольных учреждениях обусловлена рядом особенностей их работы. В них, в отличие от школы, нет жёстких требований к результатам деятельности в конце занятий. Каждый может продвигаться своим темпом: может освоить программу, рассчитанную на год, за более длительный или, наоборот, сокращенный срок, получая по своему желанию консультации педагога, литературу и т.д.
Во внешкольных учреждениях у учащихся нет прежней ученической репутации, оценка личности делается по деятельности без стереотипов оценки учебных школьных успехов. Поэтому каждый воспитанник имеет возможность начать новый этап в своей жизни. Отсутствие боязни оказаться в числе отстающих создает психологически комфортные условия, раскрепощает подростков. Успехи детей сравниваются только с их предыдущими достижениями, а не с достижениями сверстников. Одобрение всех целесообразных способов деятельности ребёнка способствует его личностному росту, установлению отношений взаимоответственности в системе: «педагог – ученик».
Во внешкольных учреждениях под руководством профессионалов дети имеют возможность заполнить своё свободное время такими видами деятельности с образовательным содержанием, которых нет в школе (театр, радиоэлектроника и др.), тем самым расширить взгляд на мир.
Важную роль социально-педагогического значения играют внешкольные учреждения как очаги организации свободного времени, досуга молодёжи школьного возраста. Они придают позитивную целеустремлённость спонтанно возникающим в молодёжной среде объединениям по интересам, отвлекая от бездумного времяпрепровождения школьников «на улице». [ ]
Занятость детей в коллективах внешкольных учреждений увеличивает бюджет времени семьи для внутрисемейной экономической деятельности, а также возможности познания родителями особенностей развития своего ребёнка, которые часто бывают скрыты от родителей из-за ограниченности в семье его социальный ролей.
Во внешкольных учреждениях каждый школьник получает широкие возможности реализации личностного потенциала в социально значимой деятельности: выступления в концертах, спектаклях, участие в выставках художественного и научно-технического творчества, массовой работе в микрорайоне для его жителей и т.п., помимо самореализации обеспечивают активное включение в жизнь общества. Привлечение внешкольными учреждениями к работе в них специалистов из различных предприятий, организаций науки и культуры делает возможным освоение учащимися новых достижений общества в естественной среде на современном им уровне развития науки и техники.
Внешкольные учреждения играют определённую роль в профессиональном самоопределении детей и подростков. Так, по данным 1990 года до 60% воспитанников внешкольных учреждений делают профессиональный выбор в соответствии с профилем посещаемых кружков, объединений, секций. Это связано также и с тем, что высокий профессионализм многих педагогов внешкольных учреждений позволяет подросткам за 3-5 лет занятий овладеть профессиональными знаниями и умениями на уровне ПТУ. ( )
Удовлетворение потребностей и интересов учащихся в различных сферах внешкольной деятельности, развитие их творческих способностей осуществляется через систему непрерывного образования, обеспечения дополнительных возможностей творческого, интеллектуального, физического и эстетического развития, профессионального самоопределения, самореализации личности. В этой связи нельзя не отметить комплексный характер влияния внешкольной работы на становление личности подрастающего человека, в котором кроме образовательного направления можно выделить воспитательные компоненты, возможности саморазвития в интересной деятельности и общении, а также различные способы самореализации школьника за пределами обязательного учебного времени. Здесь можно выделить устойчивую тенденцию зависимости выбора учащимися тех или иных видов внешкольной деятельности от возраста воспитанников, насущных потребностей общества и личности, а также от типа школьного учреждения.
Учащиеся начальных классов более отзывчивы на образовательно-воспитательные виды деятельности вне рамок учебной программы, направленные преимущественно педагогом и родителями. Недостаточная самостоятельность младших школьников проявляется в доминирующей роли педагогов-воспитателей. Правополушарный тип мышления ребёнка делает более предпочтительными занятия художественно-эстетического направления, среди которых музыка и движение, рисование, различные виды театрализации, декоративно-прикладное искусство; конкретный тип мышления предполагает выполнение несложных операций трудового характера и конструирования, а естественная доверчивость к окружающим и любознательность приводит детей в кружки юннатско-биологического направления. Что же касается конкретных форм обучения, то коллективно-групповые из них здесь являются предпочтительными.
В подростковом возрасте существенно меняется роль учащегося по отношению к себе и к окружающим, и это во многом обуславливает выбор им различных видов внешкольной деятельности. Такой выбор становится более дифференцированным и индивидуальным. Психологи отмечают наличие ситуативных, нередко неустойчивых интересов. С другой стороны, прослеживается стремление к объединению уже по своему выбору, сознательно, а не по чьей-либо рекомендации, как это превалировало в начальных классах. Формирование чувства взрослости и недостаток способов и средств самоутверждения в глазах сверстников и взрослых порождает появление срывов, нередко недозволенных приемов противопоставления другим, стремление к абсолютной самостоятельности и ряд других условий коренным образом меняют роль педагога-организатора внешкольного учреждения при работе с подростковой аудиторией. Она более трансформируется в умение педагога направлять, корректировать собственные устремления подростка, привлекать его как помощника для выполнения серьезной и ответственной работы. Огромным стимулом для начала занятий в любой деятельности подростка является интерес, начинающийся с яркого, увлекательного, неожиданного, неординарного дела, участие в котором значительно расширяет область самостоятельности школьника, дает ему возможность творческого проявления в самых различных областях. Несомненным стимулирующим фактором может быть также яркая и неординарная личность самого руководителя, его умение «вести за собой», тактично направляя деятельность школьников в необходимое для них русло.
Подростковый возраст характерен естественным «угасанием» интереса школьников к занятиям художественно-эстетического направления, столь характерным для учащихся младших классов. Недооценка данной тенденции нередко приводит к утрате ценностного значения подлинно духовных ценностей, значительно обедняя формирующуюся личность школьника. Однако, если в этот критический для развития личности период сделать все возможное для удержания интереса подростков к занятиям художественно-творческого направления, данный интерес способен перерасти в устойчивую потребность, что благотворно влияет на гармоничное развитие личности.
В старших классах с более четким самоопределением учащихся в сферах деятельности и межличностных отношений роль внешкольных учреждений более устойчиво направлена на овладение будущей профессией. Это проявляется в сознательном выборе школьников той или иной деятельности, ее личностной значимости для каждого из них, что делает их интересы более устойчивыми и целенаправленными по сравнению с учащимися-подростками. Деятельность педагога приобретает характер наставничества, делового партнерства, основанного на взаимном уважении и требовательности друг к другу. [ ]