Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 10:33, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: теоретическое изучение основ социально-педагогического консультирования. Задачи: На основе теоретического анализа литературы определить теоретическое и методологическое содержание понятий «социальная педагогика», «социально-педагогическая деятельность»; выявить специфику профессиональной деятельности социального педагога. Изучить особенности становления и развития теории и практики консультирования. Раскрыть содержание понятия «социально-педагогическое консультирование», определить его формы. Изучить особенности семейного консультирования как вид социальной помощи.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 3 Глава №1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ... 5 1.1. Сущность, объект, предмет, функции и основная цель социальной педагогики................................................................................. 5 1.2. Специфика профессиональной деятельности социального педагога.... 9 Глава №2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ…..... 15 2.1. Общая характеристика....................................................................... 15 2.2. Особенности семейного консультирования.......................................... 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.................................. 26
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наук, исследующей
человека в социальной среде его обитания,
является социальная педагогика. Появление
новой для нашей страны специальности
«социальная педагогика» связано с реформированием
социальной политики и созданием соответствующей
модели социальных служб. Возникновение
новых профессий «социального работника»
и «социального педагога» осуществлялось
в условиях фундаментальных, глубинных
и кардинальных изменений всей системы
государственных и общественных отношений
страны в конце 80-х – начале 90-х годов XX
века. Столь глобальные изменения не могли
не сказаться на специфике процесса становления
этих профессий, на особенностях их развития
в последующие годы.
Социальная педагогика как
наука проходит сложный путь своего становления
и развития, начиная от осознания учеными
и практиками необходимости исследования
социальных аспектов образования и воспитания
детей до формирования обоснованного
иерархического корпуса научного знания
как теоретического фундамента педагогически
специализированных направлений социальной
практики.
В настоящее время формируется
опыт социально-педагогической работы
с различными категориями и группами населения
и система непрерывного профессионального
образования специалистов социальной
сферы; выявляются различные направления
научных исследований этой практики; предпринимаются
активные попытки сформировать социальную
педагогику как относительно самостоятельную
научную дисциплину.
Социально-психологическая
ситуация, складывающаяся в стране за
последнее десятилетие, привела к коренной
ломке общественного сознания и жизненных
ориентации людей. В последние годы проблемы
духовного здоровья общества оказались
в центре внимания в нашей стране, утратившей
и привычные границы, и устойчивые ценностные
ориентиры, что привело к социально-психологической
дестабилизации людей, проявляющейся
во взрывах немотивированного насилия,
эмоционально-волевого истощения, росте
агрессивности.
Происходящие глобальные изменения
затрагивают все стороны жизни людей,
вызывая необходимость социально-педагогической
помощи населению.
Консультирование как вид практической
деятельности является одной из ключевых
областей психолого-педагогических, социальных,
медицинских и других служб. Интенсивное
развитие консультирования обусловлено
все возрастающей потребностью человека
в усложняющихся условиях социального
бытия обратиться за помощью к специалисту-профессионалу.
В нашей стране впервые вопрос
о консультировании был поднят в 20-40-е
годы (Б.Г.Ананьев и др.). Однако специальные
исследования начинают осуществляться
только в 70-80-х годах (А.А.Головей, Н.А.Грищенко),
когда возникла необходимость оказания
психологической помощи в выборе профессии.
В дальнейшем появляется множество монографий
и статей (Г.С.Абрамова, А.А.Бодалев, И.В.Дубровина,
М.В.Зюзько, Л.М.Митина, В.В.Столин и др.),
в которых обсуждаются вопросы организации,
методов и принципов консультирования.
Актуальность проблемы социально-педагогического
консультирования определила выбор темы
курсового исследования «Социально-педагогическое
консультирование как направление работы».
Цель исследования: теоретическое
изучение основ социально-педагогического
консультирования.
Объект исследования: процесс
социально-педагогического консультирования.
Предмет: особенности социально-педагогического
консультирования как направления работы
социального педагога.
Задачи:
На основе теоретического анализа
литературы определить теоретическое
и методологическое содержание понятий
«социальная педагогика», «социально-педагогическая
деятельность»; выявить специфику профессиональной
деятельности социального педагога.
Изучить особенности становления
и развития теории и практики консультирования.
Раскрыть содержание понятия
«социально-педагогическое консультирование»,
определить его формы.
Изучить особенности семейного
консультирования как вид социальной
помощи.
В исследовании использовались
следующие методы: теоретический анализ
литературных источников по исследуемой
проблеме, анализ, синтез, обобщение.
Глава № 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Сущность, объект,
предмет, функции и основная цель
социальной педагогики
В наиболее общем виде под педагогикой
понимается наука об обучении и воспитании
людей (а также практическая деятельность).
Несмотря на то, что термин «социальная
педагогика» был предложен А.Дистервегом
более 100 лет назад, в раскрытии сущности
социальной педагогики как самостоятельной
области педагогического знания среди
ученых единодушия до сих пор не наблюдается.
Одна группа исследователей
рассматривает социальную педагогику
как науку о закономерностях социализации
личности. Другая группа ученых сводит
социальную педагогику к науке о социальном
воспитании. Некоторые ученые пытаются
эти подходы объединить.
Так, А.В.Мудрик определяет социальную
педагогику как отрасль педагогики, исследующую
социальное воспитание в контексте социализации
[15, с.7].
Ю.В.Василькова и Т.А.Василькова,
ссылаясь на других авторов, уточняют:
«Социальная педагогика рассматривает
воспитание и образование в государственных,
муниципальных, общественных и частных
учебных учреждениях» [2, с.18].
Л.И.Мищик под ней понимает междисциплинарный
комплекс, призванный, с одной стороны,
осмысливать закономерности социализации
личности, а с другой – обеспечивать реализацию
этих закономерностей применительно к
конкретной личности [14, с.12].
В курсовой работе мы будем
исходить из определения социальной педагогики
как теории и практической деятельности
институтов, профессионально подготовленных
специалистов по целенаправленному социальному
развитию человека как личности, и, прежде
всего, с особыми нуждами; восстановлению,
стимулированию процесса его социализации,
ресоциализации, направленные на обеспечение
наиболее полной самореализации индивидуальных
возможностей этого человека в социуме
педагогическими средствами [10, с.56].
В центре внимания социальной
педагогики – проблема «ребенок» (личность)
– «общество», предметом является исследование
воспитательных сил и возможностей социума,
способов их актуализации, путей интеграции
в целях содействия развитию личности,
в реализации ее способностей, активизации
ее творческого потенциала [12, с.10].
М.А.Галагузова определяет объект
и предмет социальной педагогики в сравнении
с педагогикой, из которой выделилась
эта новая научная отрасль. По ее мнению,
если объектом изучения педагогики является
ребенок, а предметом исследования – закономерности
воспитания и образования ребенка, тогда
в качестве объекта социальной педагогики
выступает ребенок, а предметом ее изучения
становятся закономерности его социализации
[21, с.56-57].
Содержание социальной педагогики
определяется ее функциями. К ним относят:
общепедагогические (воспитание,
развитие, обучение, подготовка и др.);
специфические функции, связанные
с решением задач, обусловленных: индивидуальными
нуждами, особенностями развития, воспитания
и потребностями конкретного человека
на различных этапах его возрастного развития.
Специфические функции социальной педагогики
можно объединить в следующие группы:
социально-исследовательские, социально-преобразовательные
и социально-образовательные.
Определяя содержание, они диктуют
необходимость выделения в социальной
педагогике соответствующих основных
ее компонентов:
теоретического (социальная
педагогика как наука);
образовательного (социальная
педагогика как образовательный комплекс);
практического (социальная
педагогика как практика).
В совокупности своих компонентов
она представляет собой педагогику социума,
педагогику социальной среды и отражает
потребности в интеграции знаний о человеке,
о механизмах и способах его взаимодействия
с ней [8, с.32].
Итак, главной, ведущей особенностью
развития в нашей стране социальной педагогики
большинством исследователей признается
одновременное становление социальной
педагогики в единстве трех ее качественных
состояний: как сферы практической деятельности,
как области научного знания, как образовательного
комплекса [9, с.44].
Каждое из этих состояний социальной
педагогики имеет свой предмет, объект,
цель, задачи, функции. Рассмотрим их подробнее.
Социальная педагогика как
наука. Она включает специальные педагогические
теории, объект, предмет, понятийно-категориальный
аппарат и отражает научно-познавательную
деятельность людей, исследующих социально-педагогические
проблемы.
Объектом ее выступает социально-педагогическая
деятельность субъектов и институтов
по достижению конкретных социально-педагогических
целей, способствующих наиболее полной
социализации человека, его целесообразного
взаимодействия с социальной средой (т.е.
предмет социальной педагогики как практики.
Это обусловлено тем, что наука пo-преимуществу
отражает процессы практики).
Предметом социальной педагогики
как науки являются закономерности, противоречия,
принципы и методы социализации человека
с учетом его индивидуальных особенностей
(в том числе с особыми нуждами).
Ее цель направлена на повышение
научной обоснованности, качества и эффективности
социально-педагогической практики и
образовательного комплекса.
К основным функциям социальной
педагогики как науки относятся: диагностическая,
прогностическая, аналитическая, описательная,
объяснительная, интегрирующая (в своей
совокупности они объединены в группу
познавательных, исследовательских функций)
[10, с.56-57].
Социальная педагогика как
образовательный комплекс. В нем отражается
научно-образовательная деятельность
людей социальной сферы.
Она имеет объектом научные
и научно-эмпирические знания и практический
опыт в области социальной педагогики
и механизм их передачи будущим специалистам.
В своей совокупности объект представляет
научную картину социально-педагогической
деятельности во всех ее видах (научно-познавательной,
научно-преобразовательной и научно-образовательной).