Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:35, курсовая работа
Потребность в изучении и развитии творческих и интеллектуальных ресурсах общества, среди которых в последнее время именно детская одаренность находится на первом месте, существовала всегда. По мере того, как стал повышаться уровень развития общества, стала возрастать и необходимость изменения отношения социума к проблеме детской одаренности...
Тема: Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении.
Введение.
Потребность в изучении и развитии творческих и интеллектуальных ресурсах общества, среди которых в последнее время именно детская одаренность находится на первом месте, существовала всегда. По мере того, как стал повышаться уровень развития общества, стала возрастать и необходимость изменения отношения социума к проблеме детской одаренности. Актуальными стали вопросы разработки механизмов адаптации в современном обществе, реализации системы мер федерального уровня, которая позволяла бы самореализоваться одаренным детям, а обществу и государству использовать их креативные возможности, уникальные результаты их деятельности.
В современных условиях развития
общества особенно важным и актуальным
становится процесс социально-
Только труд талантливых и способных людей может способствовать развитию России и способствовать преодолению переломных моментов в развитии общества и государства.
Особенно важным становится вопрос выявления одаренных детей, а также поддержки и развития их интеллектуального развития. Такие дети нуждаются в особых учебно-образовательных программах. Дети, склонные к особым достижениям, могут сразу и не проявлять их, поэтому очень важно вовремя выявлять одаренных детей для их дальнейшей социально-педагогической поддержки.
Как мы видим, в настоящее время накоплен довольно богатый материал по проблеме детской одаренности, но вместе с тем, на практике оказывается, что процесс обучения и воспитания одаренных детей далек от совершенства.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, стоящую на стыке педагогики и психологии, что обуславливает трудности в её исследовании.
Цель: изучить социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательных учреждениях
Объект: социально-педагогическое сопровождение одаренных детей
Предмет: процесс реализации социально-педагогического сопровождения одаренных детей
Задачи:
Глава I Теоретический аспект изучения одаренности и социально-педагогического сопровождения.
1.1«Одаренность» как социально-педагогическая проблема.
Впервые понятие одаренность
было введено в середине XIX
века английским психологом
«Одаренность – это
высокий уровень развития способностей
человека, позволяющий ему достигать
особых успехов в той или иной
сфере деятельности. Различают общую
и специальную одаренность. Так,
общая умственная одаренность проявляется
в овладении всеми видами деятельности,
для успешного осуществления
которых необходимы определённые умственные
качества (например, хорошая память,
концентрация внимания и т.д.). Специальная
одаренность связана с
Но не все ученые согласны с данным определением. Например, С. Л. Рубинштейн выделяет одаренность общую и специальную. Общую он соотносит с условиями ведущих форм деятельности, а специальную - с требованиями определенных ее видов [21]. (Подласый И. П. Педагогика: новый курс : учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям : в 2 кн. /: Владос, 2006)
Общая одаренность в большей
степени соотносится с
Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности[25].( Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активации саморазвития личности, СПб, 1992)
Д. Б. Богоявленская в «Рабочей концепции одаренности» определяет одаренность - как системно развивающиеся в течение всей жизни качества психики, определяющие возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с остальными людьми [2].( Богоявленская Н.Б. « Рабочая концепция одаренности» М. : Магистр, 1998)
Кроме того, Д. Б Богоявленской выделены три главных вида одаренности:
– академическая, которая проявляется в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний;
– интеллектуальная, которая заключается в особой умственной самостоятельности, в повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем;
– творческая, то есть способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности[3].( Богоявленская Н.Б. Психология одаренности : понятие, виды, проблемы / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская ; Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открытого образования, Психол. ин-т РАО, Моск. гос. психол.-пед. ун-т. - М. : МИОО, 2005)
Лаптева Е.М. « Одаренность-это
умение видеть необычный ракурс в
обычном и выявление
Также довольно много работ
в области одаренности у профессора,
доктора психологических и
Свой взгляд на одаренность
у американского психолога
1. Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую, синтаксическую, семантическую и прагматическую составляющие речи.
2. Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра звука.
3. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
4. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
5. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
6. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
7. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.
Наиболее популярной в настоящее время идеей в области изучения одаренности является концепция человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли, согласно которой одаренность представляет собой сочетание нескольких характеристик:
1. Интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
2. Творческих;
3. Настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу)[12].( Н.С. Лейтес. Психология одаренности детей и подростков М.: Издательский центр «Академия», 1996.)
Анализ психолого-
На основе определений одаренности, данных различными учеными, мы можем заметить - несмотря на множество различий, все они сходятся в одном: одаренность-это некое отклонение от нормы, только в положительную сторону, со знаком «+».
Одаренные дети по решению
Всемирной организации
Одаренные дети испытывают огромный недостаток в общении с окружающим миром. Им тяжело общаться со своими сверстниками, поскольку те значительно отстают от них в интеллектуальном развитии и не понимают одаренных детей. К тому же у одаренных детей зачастую очень высокая самооценка, что также осложняет отношения со сверстниками.
Другая проблема - недостаточная готовность учителей обучать таких детей.
В некотором роде это особые
дети, поэтому они нуждаются в
психологическом, педагогическом и,
конечно же, социально-педагогическом
сопровождении. В современной педагогической
и психологической науке
1.2 Сущность социально – педагогического сопровождения одаренных детей
Социально-педагогическое сопровождение направлено на анализ способностей одаренного ребенка, его интересов и потенциальных возможностей. Оно включает в себя помощь, поддержку в индивидуальном развитии, в обучении, в самореализации. Социальный педагог должен создавать условия для комфортного обучения ребенка, разрабатывать индивидуальных маршрут сопровождения для каждого ребенка, а также способствовать его социализации, самоактуализации, используя при этом потенциал социума.
Помимо работы с одаренными детьми, социально-педагогическое сопровождение включает работу и с педагогами: подготовка их к работе с одаренными учащимися, разработка программ и принципов работы с ними.
В целом работа социальных педагогов с одаренными детьми осложняется
множеством факторов. Согласно данным различных исследований в этой области, отмечаются следующие основные недостатки в педагогической деятельности:
• учителя зачастую не стремятся выявить одаренных детей в своем классе; это часто вызвано слабой психологической подготовкой, отсутствием систематических знаний об одаренных детях, недостаточным развитием исследовательских навыков, отсутствием методик обучения одаренных детей;
• учитель часто не имеет возможности организовать индивидуальное обучение одаренного ребенка.
Особое значение для разработки
современной теории социально-педагогического
сопровождения одаренных детей
имеет исследование В.А. Лазарева, который
рассматривает это
В целом в России не так
много внимания уделяется социально-
Так, Захарченко Т.В. его целью видит: «изучение особенностей интеллектуально-личностного развития потенциала учащихся на разных возрастных ступенях образования» [9].( Захарченко Т.В. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей : [опыт педагога-психолога сред. общеобразоват. шк. № 1 с углубл. изучением отдел. предметов г. Котово Волгогр. обл.] Одаренный ребенок)
Соответственно цели формируется задача : трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его способностей в процессе саморазвития.
Логинова И.Б., Зимина И.П., Грибенюк Г.Г предлагают одной из составляющих психолого-педагогического сопровождения сделать долгосрочный мониторинг, целью которого является создание системы персонифицированного долгосрочного мониторинга и сопровождения развития одаренных детей. Разработка системы мониторинга развития одаренных детей, основанная на современных методологических принципах научного познания, позволит не только проанализировать результаты деятельности, но и провести сравнительный анализ развития данной категории обучающихся [15].( Логинова И.Б. Долгосрочный мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей : [в рамках подпрограммы "Одар. дети" гор. целевой программы развития общ. образования на 2007-2009 гг. в Екатеринбурге] / И. Б. Логинова, И. П. Зимина, Г. Г. Грибенюк //)