Социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

В условиях нестабильности общества среди самых слабозащищенных групп населения выделяются дети. В цивилизованном мире эта группа не случайно была и остается предметом пристального внимания и забот общества, ведь физическое и социальное здоровье детей - залог успешности прогресса суверенного государства. Без ранней и ускоренной адаптации всех возрастных категорий детей нельзя рассчитывать на успех социального, производственно - экономического, культурного и политического наследования, равно как и реформирования всех сторон жизни в новых социально - экономических условиях.
Цель работы: проанализировать особенности социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома………………………………………………………………………..……….6
1.1. Сущность и особенности социальной адаптации . ………………………...6
1.2. Особенности социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома…………………………………………………………………………….....11
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………16
Глава 2. Реализация социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома……...…….17
2.1. Анализ опыта социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома (на примере МОУ « СОШ № 3» г. Тотьмы)………………………………………………….17
2.2. Методические рекомендации по использованию особенностей социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома………………………………….…25
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная адаптация 2.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)


32

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Теоретические  основы социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников  детского дома………………………………………………………………………..……….6

1.1. Сущность и особенности социальной адаптации . ………………………...6

1.2. Особенности социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома…………………………………………………………………………….....11

Вывод по 1 главе…………………………………………………………………16

Глава 2. Реализация социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома……...…….17

2.1. Анализ опыта социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома (на примере МОУ « СОШ № 3» г. Тотьмы)………………………………………………….17

2.2. Методические рекомендации по использованию особенностей социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома………………………………….…25

Вывод по 2 главе…………………………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. В условиях нестабильности общества среди самых слабозащищенных групп населения выделяются дети. В цивилизованном мире эта группа не случайно была и остается предметом пристального внимания и забот общества, ведь физическое и социальное здоровье детей - залог успешности прогресса суверенного государства. Без ранней и ускоренной адаптации всех возрастных категорий детей нельзя рассчитывать на успех социального, производственно - экономического, культурного и политического наследования, равно как и реформирования всех сторон жизни в новых социально - экономических условиях.

Особого внимания требуют дети - сироты, воспитывающиеся в детских домах и интернатах, главное, в чем нужно помочь этим детям - правильно адаптироваться в нестабильном сегодняшнем мире. Успешность адаптации воспитанников детских домов в современных условиях зависит от многого. Прежде всего, от индивидуально - типологических особенностей детей, сформированности у них общеучебных умений, а также тех условий, в которых они растут, воспитываются и обучаются. Психическое развитие сирот характеризуется замедленным темпом и имеет ряд качественных негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, незрелость эмоционально-волевой сферы и самосознания личности и др.

В этой связи трудно переоценить значимость расширения социальных связей и отношений детей-сирот с окружающим миром, возможность вступления их в разнообразные отношения с этим миром и при этом сохранение своего собственного "я". К тому же в условиях детского дома или приюта у ребенка формируется особая позиция - позиция сироты, беспомощного и зависящего от всех и вся. С таким мироощущением, при почти полном отсутствии социального опыта молодой человек не сможет стать полноценным членом общества. У него не формируется очень важное качество - адаптивность, то есть способность приспособиться к постоянно меняющемуся миру. Чем выше адаптивность, тем лучше идет процесс вхождения человека в новые социальные условия. Для развития любой способности необходим постоянно обновляющийся эмпирический опыт, который может появиться у личности, находящейся в условиях богатой стимулами социальной среды. В условиях депривации (потеря или лишение) социальных контактов формируется личность с поведенческими отклонениями, не способная к качественной адаптации в обществе. У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь достойную Человека. Основная миссия детского дома – помочь в социальной адаптации воспитанников.

     Противоречие: Заключается между объективными потребностями в создании целостных научно обоснованных рекомендаций социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома и отсутствием в педагогической науке достаточно обоснованной теории, а на практике – четко  структурированных направлений социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома.

Проблема: Каковы особенности социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома.

Объект исследования: процесс адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома.

Предмет исследования: особенности социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома.

Цель работы: проанализировать особенности социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома.

Задачи исследования:

1.      Раскрыть сущность и особенности социальной адаптации.

2.      Охарактеризовать  особенности социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома.

3.      Проанализировать опыт реализации социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома.

4.      Разработать методические рекомендации по использованию особенностей социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома.

Методы исследовательской работы:

1. Теоретические: анализ литературы по данной теме, изучение документации специалистов МОУ «Тотемский детский дом».

2. Эмпирические: для измерения уровня социальной адаптации используется опросник социально-психологической адаптации Карла Роджера и Ричарда Даймонда; методы математической обработки информации; для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы используется социометрический тест Джекоба Морено.

База исследования –  МОУ «СОШ №3» г. Тотьма.

 


Глава 1. Теоретические  основы социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников  детского дома

1.1. Сущность и особенности социальной адаптации

 

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности [31].

Социализация – это процесс становления человека частью социальной общности, какой-либо группы людей, общности. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.

Для человека социальные отношения являются той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли.

Существует два подхода сущности социализации, различающими представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так одни исследователи указывают, что содержания процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.

Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступает не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности в обществе, не только адаптируется к обществу, активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Социализируясь, человек реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

Родившись, ребёнок сразу попадает в мир социальных отношений – мир отношений между людьми, где каждый человек играет много ролей: семьянина, друга, соседа, жителя города, деревни. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие контактов приводит к тому, что образ роли создаётся на основе противоречивой информации, получаемой ребёнком из различных источников. У воспитанников формируется представление о своей социальной роли как сироты.

В связи с трудностями социализации не решаются задачи адаптации.

Таким образом, результаты психологического обследования свидетельствуют о проблемах развития личности воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Большие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении целеустремленности, что приводит к ослаблению «силы личности». В старшей возрастной группе проявляется в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

Для ребёнка, который воспитывается вне семьи, агенты социализации (коллектив, сверстники, воспитатели детского дома). При этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми-сиротами своей роли в социальных отношениях.

Очень важен процесс формирования представлений ребёнка о социальной роли. Такие представления у детей-сирот часто бывают искажены. Отсутствие нормальных для ребёнка контактов (семья, друзья, соседи) приводит к тому, что образ роли создаётся на основе противоречивой информации, получаемой ребёнком из разных источников. Чаще всего источником информации для ребёнка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнение сверстников. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты.

В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднён. Он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребёнка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского дома воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что создаёт трудности для адекватного социального развития.

Трудности социализации детей-сирот. В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автоматизация, активизация личности.

Решение этих задач, противоречивых и единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автоматизация – реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автоматизации регулируется противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой».

В условиях воспитания в детском доме трудности, с которыми сталкивается ребёнок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребёнка формируется только одна ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребёнка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.

Воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.

У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством может считаться стены над кроватью, которую ребёнок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском доме задаёт вынужденную публичность проживания.

В детском доме жестоко регламентирован режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Условия организации жизнедеятельности детей в детских домах создают внешние трудности для успешной социализации, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.

Наиболее серьёзным следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде.

Без этих новообразований ребёнок не может стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата «базового доверия к миру» проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребёнка и формировании невротического механизма.

Трудности социализации порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процесса, т.е. непринятие норм отношений, складывающихся в социуме.

Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в развитии.

Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

Критерии преодоления трудностей социализации:

Информация о работе Социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома