Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:55, курсовая работа
Цель исследования – изучение специфики использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией и обоснование основных направлений логопедической работы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования. Выявить метод использования массажа в коррекции речевых расстройств. Наметить последовательную систему коррекции речи детей с ринолалией с использованием массажа и артикуляционной гимнастики. Провести эксперимент обучения в условиях ДОУ. Определить методику восстановления речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба.
Введение.......................................................................................................................................3
Глава I. Теоретическое обоснование использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией..............................................................................................5
1.1. Метод массажа в коррекции речевых расстройств..............................................5
1.2. Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике..........9
1.3. Система коррекции речи детей с ринолалией с использованием массажа и артикуляционной гимнастики........................................................................................12
Глава II. Экспериментальное исследование специфики использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией в послеоперационный период................................................................................................16
2.1. Диагностика уровня развития....................................................................................16
2.2. Анализ результатов диагностики исследования............................................18
2.3.Комплексная система коррекционной работы с использованием логопедического массажа для детей с ринолалией....................................................21
Заключение...............................................................................................................................27
Список использованной литературы...............................................................................29
Приложение..............................................................................................................................32
Содержание
Введение......................
Глава I. Теоретическое обоснование
использования массажа в
1.1. Метод массажа в
коррекции речевых расстройств.
1.2. Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике..........9
1.3. Система коррекции речи
детей с ринолалией с использованием массажа
и артикуляционной гимнастики....................
Глава II. Экспериментальное
исследование специфики использования
массажа в коррекционной работе с детьми
с ринолалией в послеоперационный период........................
2.1. Диагностика уровня
развития......................
2.2.
Анализ результатов
2.3.Комплексная система коррекционной
работы с использованием логопедического
массажа для детей с ринолалией....................
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Приложение....................
Введение
Актуальность изучения темы «Специфика использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией» мотивирована тем, что голос имеет важное значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми.
Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно-психическое состояние, затруднять коммуникацию, так же стать причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека. Голос, являясь одним из компонентов речи, обеспечивает его слышимость, выразительность, эмоциональность, поэтому любые его нарушения в первую очередь влияют на процесс коммуникации, проявляются как в информативно-коммуникационных, так и в аффективно-коммуникативных способностях ребенка. В этой связи исследование голоса в норме и патологии является одной из актуальнейших задач логопедии. Восстановление речи у детей с ринолалией является сложной задачей, поэтому логопедическая цель заключается в том, чтобы научить говорить ребенка так, чтобы его речь не отличалась от речи здоровых детей.
Данная проблема достаточно широко освещена в научной литературе. В исследовании акцент сделан на работы следующих авторов: Л.С. Волковой, Т.В. Волосовец, В.Е. Агаевой, Г.И. Соломатиной, О.С. Орловой, Е.С. Алмазовой и пр.
Цель исследования – изучение специфики использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией и обоснование основных направлений логопедической работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – понятие и виды логопедического массажа в коррекционной деятельности логопеда.
Предмет исследования – специфика логопедического массажа в условиях ДОУ для детей с ринолалией.
Гипотеза: комплекс мероприятий по размягчению и рассасыванию послеоперационного рубца с применением техники массажа у детей с врожденными расщелинами неба позволяет увеличить компенсаторные возможности фонетической стороны речи при коррекционных мероприятиях.
Практическая
и теоретическая значимость исследования
заключаются в уточнении и углу
В данной работе были применены следующие методы:
Глава I. Теоретическое обоснование использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией
1.1. Метод массажа в коррекции речевых расстройств
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Логопедический
массаж как один из методов коррекционно-
Логопеду часто приходится сталкиваться с трудностями при подготовке и постановке многих звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Особенно это касается учащихся с ринолалией и различными формами дизартрии. При коррекции звукопроизношения в их речи нередко оставался носовой оттенок голоса. Огромным подспорьем в тяжелой работе логопеда с детьми с врожденными несращениями губы, твердого и мягкого нёба и оперированной подъязычной связкой будет массаж оперированного нёба, тренировка в опускании корня языка и удержании кончика языка у нижних резцов. Предлагаемые приемы массажа доступны каждому, дают отличный результат в оптимально короткие сроки при систематических занятиях логопеда и родителей с детьми. Наблюдать динамику в улучшении звукопроизношения можно, используя контрольные магнитофонные записи речи ребенка. Самое главное в методике массажа - последовательность, огромное терпение и систематичность. А.Г. Ипполитова отмечала, что «Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, впоследствии и во всей речи» (1983).
Ошибаются те, кто считает, что действие массажа сводится лишь к механическому влиянию на определенные участки тела. Он стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы в определенных тканях и органах, что способствует улучшению сна, увеличению силы и эластичности мышц. Массаж облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток, а значит, помогает скорейшему заживлению ран и созреванию рубцов. Массаж мягкого нёба может несколько удлинить его. Массаж в ротовой полости противопоказан при стоматитах, ангинах, острых респираторных заболеваниях, повышенной температуре тела. В этом случае его следует заменить полосканием горла настоями трав (шалфей, ромашка, календула и др.) 2-3 раза вдень. Обучить этому следует самого ребенка и окружающих его взрослых. Выполняется массаж только чистыми, сухими, теплыми руками с коротко остриженными ногтями, подушечками пальцев. Нагрузку увеличивают постепенно. Массаж может от 2 до 10 минут. Проводить его необходимо ежедневно, а для органов ротовой полости натощак. Нельзя массировать ребенка, если он в плохом настроении. Массаж и все виды ЛФК он должен воспринимать как интересную игру. Ребенку, страдающему врожденными несращениями верхней губы, твердого и мягкого нёба, до и после операции показан массаж лица, особенно круговой мышцы рта, твердого и мягкого нёба, увулы.
Логопедический
массаж - часть комплексной психолого-
При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.
При формировании
речевого дыхания, голоса, нормализации
эмоционального состояния массаж может
использоваться в комплексе с
традиционными логопедическими
или релаксационными
Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этио-5 речевых нарушений.
Лицо человека, в отличие от других частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Это отражается на состоянии мышц лица, с помощью которых передаются тончайшие изменения эмоционального состояния человека. Именно выражение лица в первую очередь отражает настроение и самочувствие человека. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека.
Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих в которых принимают участие все ткани, органы и системы. Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, является периферической частью кожного анализатора, а значит, оно неразрывно связана с центральной нервной системой. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды и железистый аппарат, но и на состояние центральной нервной системы. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние центральной нервной системы. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфообращение, а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы.
Массаж оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи. Капиллярная система является рефлексогенной зоной в сосудистой системе. Это означает, что изменения состояния капилляров под влиянием массажа вызывают отчетливые изменения во всей сосудистой системе. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови.
Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов.
Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Функция мышц неразрывно
связана с сухожильно-
Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируемых тканей.
Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Основные цели логопедического массажа:
1) нормализация
мышечного тонуса общей,
2) уменьшение
проявления парезов и
3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
4) стимуляция проприоцептивных ощущений;
5) увеличение
объема и амплитуды
6) активизация
тех групп мышц
7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
1.2. Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике
В логопедической
практике могут быть использованы несколько
видов массажа. Основным является дифференцированный
(укрепляющий или
Информация о работе Специфика использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией