Сравнительный анализ программных средств поддержки дистанционного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является обзор и сравнительный анализ программных средств поддержки дистанционного образования.
Задачами работы являются:
Дать характеристику программных средств для дистанционного обучения, используемых в on-line и off-line режимах.
Провести сравнительный анализ для программ, используемых в on-line обучении и сравнительный анализ программ, используемых в off-line обучении.
Выбрать оптимальный программный продукт для on-line и off-line обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (СДО) 5
СДО в on-line режиме 5
СДО в off-line режиме 10
Критерии сравнительного анализа программных средств поддержки дистанционного образования 17
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 20
2.1 Сравнительный анализ СДО, используемых в on-line режиме 20
2.2 Сравнительный анализ систем дистанционного обучения, используемых в off-line режиме 23
2.3 Экономическая эффективность дистанционного обучения 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

студент в сфере ленинг.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

 

      1. Система Дистанционного Обучения Moodle

СДО Moodle – это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания и использования дистанционных курсов. По своим возможностям Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных кодах – это дает возможность «заточить» ее под особенности каждого образовательного проекта, дополнить новыми сервисами [27].

Возможности СДО Moodle:

  • Качественная поддержка всех основных инструментов, типичных для сред дистанционного обучения.
  • Возможность публиковать ресурсы в любых форматах и управлять доступом к ним.
  • Мощная и гибкая система тестирования с банком заданий.
  • Удобная система форумов и рассылок.
  • Возможность сдачи индивидуальных заданий в различных форматах (текст, файл, несколько файлов, задание вне сайта, сообщение в форуме, запись в глоссарии, заполненная анкета, открытый вопрос в тестах).
  • Глоссарии с поддержкой автоссылок на определение со всех упоминаний термина в материалах курса, включая форумы.
  • Опросы.
  • Множество дополнительных инструментов, повышающих удобство и качество обучения:
  • Гибкая система оценок, с настраиваемыми шкалами и возможностью задания правил выведения промежуточных и итоговых оценок.
  • Настраиваемые анкеты для сбора коллекций и баз данных (с возможностью подтверждения и оценивания учителем).
  • Модуль «лекция» для создания сценариев адаптивного обучения.
  • Модуль «семинар» для развития критического и аналитического мышления у студентов.
  • Возможность установки модулей и плагинов сторонних разработчиков. На сайте сообщества опубликовано более 700 сторонних модулей, расширяющих функциональность системы.
  • Настраиваемые и заменяемые шаблоны оформления.
  • Гибкая иерархическая система управления полномочиями пользователей, на основе ролей.
  • Возможность интеграции с внешними базами данных по спискам пользователей и подпискам на курсы.
  • Детальное протоколирование всех действий в системе, вплоть до каждого клика.
  • Возможность сохранять и восстанавливать курсы из файла.
  • Возможность обновления версии с сохранением всех данных в системе.
  • Более 20 типов модулей и плагинов, позволяющих расширять все аспекты функциональности Moodle без модификации кода ядра и без потери возможности простого перехода на будущие версии.
  • Поддержка концепции социально-педагогического конструкционизма (взаимодействие, учебная деятельность, критическое осмысление) [6].

Этот программный продукт  используется в 200 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями. Система поддерживает масштабирование, существуют инсталляции с количеством пользователей, превышающим миллион.

 

      1. Система Дистанционного Обучения eLearning Server

СДО eLearning Server – это программное обеспечение, позволяющее создавать учебные центры дистанционного обучения в Интернет, которые обеспечивают выполнение широкого круга задач по организации дистанционного учебного процесса [29]:

  • регистрацию и создание учебных курсов, учащихся и преподавателей, ведение их личных дел;
  • публикацию учебных материалов в различной форме, создание и публикацию упражнений и тестов;
  • учет успеваемости в электронной ведомости успеваемости (для преподавателя) и в электронной зачетке (для учащихся);
  • формирование и ведение расписания занятий, которое синхронизовано по времени между участниками учебного процесса;
  • предоставление необходимых административных и пользовательских сервисов, свойств и многое другое.

Различные участники  учебного процесса имеют различный  набор активностей в рамках этого процесса. Для определения категорий пользователей и предоставления им соответствующих прав в eLearning Server используется концепция «роли». Роль понимается как типовой набор функций и разрешений, предоставляемый пользователю для выполнения его задач и, тем самым, задач учебного процесса в целом. По умолчанию в СДО имеются 4 базовые роли:

  • слушатель;
  • преподаватель;
  • учебная администрация;
  • администратор.

Все эти роли, за исключением  администратора, имеют аналоги в  традиционном очном обучении.

Программа курса состоит  из ссылок на учебные материалы, организованные в виде библиотеки учебных материалов по курсу.

Учебные мероприятия  на сервере оформляются в виде расписания, которое представляет собой  упорядоченную по времени последовательность учебных материалов, заданий или тренингов, дополнительных средств общения и пр. [21].

 

      1. Система Дистанционного Обучения REDCLASS Learning

Система дистанционного обучения REDCLASS Learning - это комплекс программно-аппаратных средств, учебных материалов и методик обучения, которые позволяют дистанционно обучаться, повышать квалификацию, контролировать знания в любых отраслях деятельности человека, а также вырабатывать практические навыки по эксплуатации и управлению программными продуктами, оборудованием и технологиями.

REDCLASS обладает следующими  средствами:

  • Среда эмуляции упражнений позволяет формировать и проверять навыки работы слушателей с системами, обладающими оконным интерфейсом. Например, может эмулировать работу MS Word для обучения пользователей этой системы. Упражнения для среды эмуляции создаются в Конструкторе упражнений. Конструктор упражнений позволяет создавать упражнения с разветвленным сценарием выполнения и различными системами оценивания действий пользователей.
  • Виртуальные лаборатории предоставляют слушателям возможность работы с реальными (не эмулированными) программно-аппаратными комплексами (стендами) в удаленном режиме. Оборудование находится в учебном центре, а слушатели получают доступ к нему со своего рабочего места. Виртуальные лаборатории позволяют дать практику самостоятельной работы, не ограниченной возможностями эмулятора.
  • Электронный учебник предназначен для доставки мультимедийного контента на рабочее место слушателя. Разработка курсов ведется в автономной среде, именуемой Авторской системой.
  • Система тестирования предназначена для контроля успеваемости слушателей. В системе предусмотрены средства тестирования, позволяющие осуществлять входной, выходной и промежуточный контроль знаний, а также самооценку.
  • Система управления процессом обучения позволяет организовать процесс обучения в части управления каталогом курсов, пользователями Системы и их правами доступа, отчетностью, системными каталогами (режимов обучения, внешних ресурсов, методик создания курса и т.п.) [8].

 

      1. Система дистанционного обучения WebTutor

Модуль «Дистанционное обучение» системы WebTutor позволяет организовать планирование, проведение и анализ результатов обучения пользователей (сотрудников компании, клиентов, студентов) с помощью электронных учебных курсов, а также обеспечить общение и обмен информацией между обучаемыми, преподавателями, экспертами и администраторами системы.

Основные задачи, решаемые модулем:

  • Работа с базой данных электронных курсов - импорт курсов, соответствующих международным стандартам, изменение параметров курсов, управление каталогом курсов, правами доступа к ним. Создание курсов (в состав модуля входит базовый редактор электронных курсов).
  • Формирование модульных учебных программ ("путей обучения") на основе отдельных электронных учебных курсов и их модулей.
  • Управление процессом обучения - назначение курсов (индивидуальное и групповое, автоматическое по описанным в системе правилам, по итогам тестирования или других форм оценки), завершение курсов, контроль сроков обучения (рассылка уведомлений, аналитические отчеты). Сбор потребностей в обучении - настраиваемый механизм заявок.
  • Анализ результатов обучения - построение выборок и отчетов (более 10 встроенных отчетов), расширение перечня отчетов с помощью встроенного редактора отчетов, сбор и анализ анкет обратной связи.
  • Интерфейс преподавателя и эксперта на Учебном портале для управления процессом обучения, выставления оценок.
  • Интерфейс обучаемого (студента) для изучения электронных курсов и общения.
  • Информационный обмен между обучаемыми, преподавателями, экспертами (форумы, чат, блоги и т.п).
  • Дополнительные функциональные возможности:
  • Работа с учебными группами
  • Контроль сроков начала и завершения курсов. Автоматическое завершение просроченных курсов
  • Контроль за учебным процессом со стороны руководителей - отчеты, уведомление, назначение курсов, управление заявками
  • Уведомление обучаемых, руководителей по электронной почте о назначении курса, истечении срока обучения, завершении обучения. Настройка текстов и параметров уведомлений
  • Смешанное обучение - построение комбинированных (очных и дистанционных) учебных программ
  • Интеграция с модулем для проведения обучающих мероприятий в режиме реального времени - Виртуальный класс
  • Встроенный редактор курсов

В состав системы входит базовый редактор электронных курсов, позволяющий создавать курсы, состоящие из произвольного количества разделов и документов, содержащих тексты, иллюстрации, ссылки на документы и объекты портала, в том числе, на мультимедийные ресурсы. [4]

 

      1. СДО Competentum.МАГИСТР

Система дистанционного обучения Competentum.МАГИСТР – система для управления обучением, предназначенное для средних, средних специальных и высших учебных заведений (СДО, система дистанционного обучения). Competentum.МАГИСТР позволяет реализовать электронные технологии обучения (e-learning) как в очной, так и в заочной и дистанционной формах обучения [2].

Система управления обучением  обеспечивает:

  • календарное планирование учебного процесса;
  • управление созданием, доставкой учащимся и воспроизведением учебных материалов;
  • автоматизацию процессов проверки полученных знаний, умений и навыков;
  • анализ эффективности и результативности учебного процесса;
  • создание информационных банков данных и знаний учебного заведения.
  • В СДО предусмотрены следующие типы пользователей:
  • учащийся (студент);
  • преподаватель;
  • представитель администрации учебного заведения;
  • администратор системы;
  • куратор.

информационный  технология дистанционный обучение

 

    1. Критерии сравнительного анализа программных средств поддержки дистанционного образования

 

Для проведения сравнительного анализа программных продуктов дистанционного обучения on-line были выбраны следующие критерии:

  • тип лицензии;
  • наличие групповых аудио- и видеозвонков;
  • наличие чата;
  • возможность пересылки файлов через канал программного обеспечения для дистанционного обучения;
  • возможность демонстрации экрана (презентации, документы и т.п.);
  • возможность записи конференции;
  • совместная работа над документами;
  • возможность подключения внешних клиентов, телефонов или каких-либо других средств коммуникации.

Среди систем дистанционного обучения off-line режима главным критерием является соответствие стандарту SCORM. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) — сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. Благодаря этому учебные объекты могут быть использованы в различных системах электронного дистанционного образования.

Так же выбраны критерии:

  • тип лицензии;
  • тип архитектуры;
  • ориентировочная стоимость;
  • адаптация и конфигурирование;
  • наличие модулей;
  • самостоятельная регистрация слушателей;
  • наличие журнала посещений пользователей системы и их контроль;
  • наличие функции формирования отчетов;
  • возможность просмотра расписания контрольных заданий;
  • наличие электронного портфеля слушателя;
  • наличие зачетной книжки;
  • наличие средств общения для слушателей (чат, форум);
  • наличие электронной доски;
  • возможность проведения интернет конференций;
  • возможность разработки лекций, тестов, контрольных заданий без знания языков программирования;
  • количество обучающихся слушателей в системе;
  • наличие функций изменения дизайна;
  • наличие межвузовской системы, т.е. поддержка <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d

Информация о работе Сравнительный анализ программных средств поддержки дистанционного образования