- Система Дистанционного Обучения Moodle
СДО Moodle – это среда дистанционного обучения,
предназначенная для создания и использования
дистанционных курсов. По своим возможностям
Moodle выдерживает сравнение с известными
коммерческими системами управления учебным
процессом, в то же время выгодно отличается
от них тем, что распространяется в открытых
исходных кодах – это дает возможность
«заточить» ее под особенности каждого
образовательного проекта, дополнить
новыми сервисами [27].
Возможности СДО Moodle:
- Качественная поддержка всех основных инструментов, типичных для сред дистанционного обучения.
- Возможность публиковать ресурсы в любых форматах и управлять доступом к ним.
- Мощная и гибкая система тестирования с банком заданий.
- Удобная система форумов и рассылок.
- Возможность сдачи индивидуальных заданий в различных форматах (текст, файл, несколько файлов, задание вне сайта, сообщение в форуме, запись в глоссарии, заполненная анкета, открытый вопрос в тестах).
- Глоссарии с поддержкой автоссылок на определение со всех упоминаний термина в материалах курса, включая форумы.
- Опросы.
- Множество дополнительных инструментов, повышающих удобство и качество обучения:
- Гибкая система оценок, с настраиваемыми шкалами и возможностью задания правил выведения промежуточных и итоговых оценок.
- Настраиваемые анкеты для сбора коллекций и баз данных (с возможностью подтверждения и оценивания учителем).
- Модуль «лекция» для создания сценариев адаптивного обучения.
- Модуль «семинар» для развития критического и аналитического мышления у студентов.
- Возможность установки модулей и плагинов сторонних разработчиков. На сайте сообщества опубликовано более 700 сторонних модулей, расширяющих функциональность системы.
- Настраиваемые и заменяемые шаблоны оформления.
- Гибкая иерархическая система управления полномочиями пользователей, на основе ролей.
- Возможность интеграции с внешними базами данных по спискам пользователей и подпискам на курсы.
- Детальное протоколирование всех действий в системе, вплоть до каждого клика.
- Возможность сохранять и восстанавливать курсы из файла.
- Возможность обновления версии с сохранением всех данных в системе.
- Более 20 типов модулей и плагинов, позволяющих расширять все аспекты функциональности Moodle без модификации кода ядра и без потери возможности простого перехода на будущие версии.
- Поддержка концепции социально-педагогического конструкционизма (взаимодействие, учебная деятельность, критическое осмысление) [6].
Этот программный продукт
используется в 200 странах мира университетами, школами, компаниями
и независимыми преподавателями. Система
поддерживает масштабирование, существуют
инсталляции с количеством пользователей,
превышающим миллион.
- Система Дистанционного Обучения eLearning Server
СДО eLearning Server – это программное обеспечение, позволяющее
создавать учебные центры дистанционного
обучения в Интернет, которые обеспечивают
выполнение широкого круга задач по организации
дистанционного учебного процесса [29]:
- регистрацию и создание учебных курсов, учащихся и преподавателей, ведение их личных дел;
- публикацию учебных материалов в различной форме, создание и публикацию упражнений и тестов;
- учет успеваемости в электронной ведомости успеваемости (для преподавателя) и в электронной зачетке (для учащихся);
- формирование и ведение расписания занятий, которое синхронизовано по времени между участниками учебного процесса;
- предоставление необходимых административных и пользовательских сервисов, свойств и многое другое.
Различные участники
учебного процесса имеют различный
набор активностей в рамках этого процесса.
Для определения категорий пользователей
и предоставления им соответствующих
прав в eLearning Server используется концепция
«роли». Роль понимается как типовой набор
функций и разрешений, предоставляемый
пользователю для выполнения его задач
и, тем самым, задач учебного процесса
в целом. По умолчанию в СДО имеются 4 базовые
роли:
- слушатель;
- преподаватель;
- учебная администрация;
- администратор.
Все эти роли, за исключением
администратора, имеют аналоги в
традиционном очном обучении.
Программа курса состоит
из ссылок на учебные материалы, организованные
в виде библиотеки учебных материалов
по курсу.
Учебные мероприятия
на сервере оформляются в виде
расписания, которое представляет собой
упорядоченную по времени последовательность учебных материалов, заданий
или тренингов, дополнительных средств
общения и пр. [21].
- Система Дистанционного Обучения REDCLASS Learning
Система дистанционного
обучения REDCLASS Learning - это комплекс программно-аппаратных
средств, учебных материалов и методик
обучения, которые позволяют дистанционно
обучаться, повышать квалификацию, контролировать
знания в любых отраслях деятельности
человека, а также вырабатывать практические
навыки по эксплуатации и управлению программными
продуктами, оборудованием и технологиями.
REDCLASS обладает следующими
средствами:
- Среда эмуляции упражнений позволяет формировать и проверять навыки работы слушателей с системами, обладающими оконным интерфейсом. Например, может эмулировать работу MS Word для обучения пользователей этой системы. Упражнения для среды эмуляции создаются в Конструкторе упражнений. Конструктор упражнений позволяет создавать упражнения с разветвленным сценарием выполнения и различными системами оценивания действий пользователей.
- Виртуальные лаборатории предоставляют слушателям возможность работы с реальными (не эмулированными) программно-аппаратными комплексами (стендами) в удаленном режиме. Оборудование находится в учебном центре, а слушатели получают доступ к нему со своего рабочего места. Виртуальные лаборатории позволяют дать практику самостоятельной работы, не ограниченной возможностями эмулятора.
- Электронный учебник предназначен для доставки мультимедийного контента на рабочее место слушателя. Разработка курсов ведется в автономной среде, именуемой Авторской системой.
- Система тестирования предназначена для контроля успеваемости слушателей. В системе предусмотрены средства тестирования, позволяющие осуществлять входной, выходной и промежуточный контроль знаний, а также самооценку.
- Система управления процессом обучения позволяет организовать процесс обучения в части управления каталогом курсов, пользователями Системы и их правами доступа, отчетностью, системными каталогами (режимов обучения, внешних ресурсов, методик создания курса и т.п.) [8].
- Система дистанционного обучения WebTutor
Модуль «Дистанционное обучение»
системы WebTutor позволяет организовать
планирование, проведение и анализ результатов
обучения пользователей (сотрудников
компании, клиентов, студентов) с помощью
электронных учебных курсов, а также обеспечить
общение и обмен информацией между обучаемыми,
преподавателями, экспертами и администраторами
системы.
Основные задачи, решаемые
модулем:
- Работа с базой данных электронных
курсов - импорт курсов, соответствующих
международным стандартам, изменение параметров
курсов, управление каталогом курсов,
правами доступа к ним. Создание курсов
(в состав модуля входит базовый редактор
электронных курсов).
- Формирование модульных учебных
программ ("путей обучения") на основе
отдельных электронных учебных курсов и их модулей.
- Управление процессом обучения
- назначение курсов (индивидуальное и
групповое, автоматическое по описанным
в системе правилам, по итогам тестирования
или других форм оценки), завершение курсов,
контроль сроков обучения (рассылка уведомлений, аналитические
отчеты). Сбор потребностей в обучении
- настраиваемый механизм заявок.
- Анализ результатов обучения
- построение выборок и отчетов (более
10 встроенных отчетов), расширение перечня
отчетов с помощью встроенного редактора
отчетов, сбор и анализ анкет обратной
связи.
- Интерфейс преподавателя
и эксперта на Учебном портале для управления
процессом обучения, выставления оценок.
- Интерфейс обучаемого (студента)
для изучения электронных курсов и общения.
- Информационный обмен между
обучаемыми, преподавателями, экспертами
(форумы, чат, блоги и т.п).
- Дополнительные функциональные
возможности:
- Работа с учебными группами
- Контроль сроков начала и
завершения курсов. Автоматическое завершение
просроченных курсов
- Контроль за учебным процессом
со стороны руководителей - отчеты,
уведомление, назначение курсов, управление
заявками
- Уведомление обучаемых, руководителей
по электронной почте о назначении курса,
истечении срока обучения, завершении
обучения. Настройка текстов и параметров
уведомлений
- Смешанное обучение - построение
комбинированных (очных и дистанционных)
учебных программ
- Интеграция с модулем для
проведения обучающих мероприятий в режиме
реального времени - Виртуальный класс
- Встроенный редактор курсов
В состав системы входит базовый
редактор электронных курсов, позволяющий
создавать курсы, состоящие из произвольного
количества разделов и документов, содержащих
тексты, иллюстрации, ссылки на документы
и объекты портала, в том числе, на мультимедийные
ресурсы. [4]
- СДО Competentum.МАГИСТР
Система дистанционного обучения Competentum.МАГИСТР
– система для управления обучением, предназначенное
для средних, средних специальных и высших
учебных заведений (СДО, система дистанционного
обучения). Competentum.МАГИСТР позволяет реализовать
электронные технологии обучения (e-learning)
как в очной, так и в заочной и дистанционной
формах обучения [2].
Система управления обучением
обеспечивает:
- календарное планирование учебного процесса;
- управление созданием, доставкой учащимся и воспроизведением учебных материалов;
- автоматизацию процессов проверки полученных знаний, умений и навыков;
- анализ эффективности и результативности учебного процесса;
- создание информационных банков данных и знаний учебного заведения.
- В СДО предусмотрены следующие типы пользователей:
- учащийся (студент);
- преподаватель;
- представитель администрации учебного заведения;
- администратор системы;
- куратор.
информационный
технология дистанционный обучение
Критерии сравнительного анализа программных средств поддержки дистанционного образования
Для проведения сравнительного анализа
программных продуктов дистанционного
обучения on-line были выбраны следующие
критерии:
- тип лицензии;
- наличие групповых аудио- и видеозвонков;
- наличие чата;
- возможность пересылки файлов через канал программного обеспечения для дистанционного обучения;
- возможность демонстрации экрана (презентации, документы и т.п.);
- возможность записи конференции;
- совместная работа над документами;
- возможность подключения внешних клиентов, телефонов или каких-либо других средств коммуникации.
Среди систем дистанционного
обучения off-line режима главным критерием является
соответствие стандарту SCORM. Sharable Content
Object Reference Model (SCORM) — сборник спецификаций
и стандартов, разработанный для систем
дистанционного обучения. Содержит требования
к организации учебного материала и всей
системы дистанционного обучения. SCORM
позволяет обеспечить совместимость компонентов
и возможность их многократного использования:
учебный материал представлен отдельными
небольшими блоками, которые могут включаться
в разные учебные курсы и использоваться
системой дистанционного обучения независимо
от того, кем, где и с помощью каких средств
они были созданы. Благодаря этому учебные
объекты могут быть использованы в различных
системах электронного дистанционного
образования.
Так же выбраны критерии:
- тип лицензии;
- тип архитектуры;
- ориентировочная стоимость;
- адаптация и конфигурирование;
- наличие модулей;
- самостоятельная регистрация слушателей;
- наличие журнала посещений пользователей системы и их контроль;
- наличие функции формирования отчетов;
- возможность просмотра расписания контрольных заданий;
- наличие электронного портфеля слушателя;
- наличие зачетной книжки;
- наличие средств общения для слушателей (чат, форум);
- наличие электронной доски;
- возможность проведения интернет конференций;
- возможность разработки лекций, тестов, контрольных заданий без знания языков программирования;
- количество обучающихся слушателей в системе;
- наличие функций изменения дизайна;
- наличие межвузовской системы, т.е. поддержка <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d