Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 06:35, курсовая работа
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень актуальной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки.
В связи с этим остро встает вопрос о готовности детей к обучению в школе. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести и семилетних детей позволяет конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности ребёнка к школе. 7
1.1.Психологическая готовность ребёнка к школе. 7
1.2. Диагностика психологической готовности к школе...............................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе .20
2.1.Организация и проведение исследования психологической готовности ребенка к школе .................................................................................................................................20
2.2.Сравнительный анализ результатов исследования……………..……..............29
2.3. Методические рекомендации….................................................................................
Заключение…………………………………………………….........................................
Список используемых источников ………………………
Для формирования навыков, необходимых в школе, можно играть с детьми в различные игры, нацеленные на выработку и укрепление необходимых качеств и свойств (например: игра «Да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите», целью, которой является развить у детей умение сосредоточиваться и концентрировать свое внимание).
Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей дошкольного возраста:
- оптимизация детско-
- оптимизация отношений
ребенка со сверстниками: необходимо
создать условия для
- расширение и обогащение
индивидуального опыта ребенка:
- развитие способности
анализировать свои
Методические рекомендации учителям начальных классов:
В.В. Зинченко, была разработана методика активизации межсубъектных взаимодействий учащихся на основе их включения в коммуникативные ситуации, которая отражает логику поэтапного формирования социальной активности. Под коммуникативной ситуацией, понимается стихийно возникающие или специально организованные педагогом ситуации в общении, вызванные потребностями вербального взаимодействия учащихся в ходе совместной деятельности и требующие определенного уровня сформированности коммуникативных умений и навыков для их разрешения.
В основе данной методики лежит включение младших школьников:
- формирование социального
доверия младших школьников
- развитие социальных эмоций младших школьников;
- формирование умения
отстаивать собственную
- развитие коммуникативных умений и навыков учащихся.
Коммуникативно-
Для усвоения и закрепления младшими школьниками норм и правил поведения в процессе взаимодействия используются различные формы работы: инсценировки, конкурсы, построение – диалогов учащимися и др.
Коммуникативно-адаптивные ситуации направлены на формирование у младших школьников стремления реализовывать конструктивное общение с партнерами в совместной деятельности; они организуются на внеурочных мероприятиях. При этом имеет место стимулирование стремлений учащихся согласовывать свои действия с требованиями других участников, включенных в различные ситуации.
Следующая группа заданий называется коммуникативно-творческие ситуации. Они направлены на развитие у младших школьников умений и навыков анализа собственной позиции в процессе взаимодействия с партнерами и оценки результата совместных действий.
Ситуации данного типа предполагают определенный уровень сформированности рефлексивного компонента у учащихся, поэтому используются на заключительном этапе формирования социальной активности.
Для преодоления отчуждения между детьми, еще мы советуем педагогам использовать игры, помогающие поднять ребенка выше в глазах сверстников и наладить эмоциональный контакт между ними.
1 группа игр: сюжетно-ролевые игры, в которых партнеры принимают на себя равноправные роли;
2 группа игр: игры-драматизации, цель которых психологическое сближение ребенка с другими героями;
3 группа игр: с помощью
этой группы игр, можно
Проводя эти игры, нужно поручать «пренебрегаемым» и «изолированным» детям роль ведущего в игре, похвалить ребенка перед всей группой, отметить, как хорошо он справился с ролью ведущего.
Существует еще один способ оптимизации общения ребенка в группе сверстников – научить его понимать эмоциональные состояния других и свои собственные и правильно на них реагировать. Для этого используют специальные упражнения, игры, этюды.
Развитие эмоционально – коммуникативных умений у дошкольников:
- знакомство детей с
различными эмоциональными
- обучение распознаванию эмоций;
- обучение произвольному
выражению различных
- игры для развития коммуникативных умений («Клубочек», «Найти друга», «Дотронься до …», «Сиамские близнецы», «Поводыри»).
Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины..
Заключение.расписать по задачам (что мы получили в ходе работы)
1. Изучить
психолого-педагогическую
2. Изучить
сущность понятия
3. Провести
анализ психодиагностических
4.Сделать
сравнительный анализ
Данная работа посвящена
взаимосвязи самооценки и социального
статуса дошкольника в группе.
Подводя итоги теоретической
части можно сделать следующие
выводы.
Формирование образа самого себя происходит
на основе установления связей между индивидуальным
опытом ребенка и информацией получаемой
в процессе - общения. Контактируя с людьми,
сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты
своей деятельности с результатами других
детей, ребенок получает знания о самом
себе. У ребенка развивается сложный компонент
самосознания - самооценка. Она возникает
на основе знаний и мыслей о себе.
Особенности самооценки взаимосвязано
с оценкой окружающих.
Самооценка развивается в дошкольном
возрасте по следующим направлениям:
1) возрастает число качеств личности и
видов деятельности, которые оценивает
ребенок;
2) самооценка от общей переходит к дифференцированной;
3) Оценка себя во времени. Главным достижением
этого возраста является четкая, уверенная,
в целом эмоционально положительная самооценка.
Обо всем выше сказанном можно сказать,
что у детей самопознание и самоотношение
рождают деятельность самооценивания,
в результате которой формируется самооценка,
как компонент самосознания ребенка отношение
к своим личностным свойствам, переживаниям
и мыслям.
Самооценка бывает:
Обнаружена зависимость
Дети с высокой самооценкой чувствуют
себя в группе увереннее, смелее, активнее
проявляют свои интересы, способности,
ставят перед собой более высокие цели,
чем те, кто при прочих равных условиях
занижает самооценку. Однако существует
и другая крайность – чрезмерно завышенная
самооценка, которая может привести к
возникновению высокомерия, агрессивности.
Особенности самооценки тесно связаны
с характером представления ребенка о
себе. Дети, выделяющие себя, свое «Я» через
сферу деятельности, резко завышают свою
самооценку. У детей же, выделяющих себя
через сферу отношений, самооценка оказывается
либо заниженной, либо (что редко) адекватной.
Популярность ребенка в группе, его общая
самооценка зависят в первую очередь от
успеха, которого он добивается в совместной
с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить
успех в деятельности малоактивным детям,
не пользующимся значительной популярностью
среди детей, это может привести к изменению
их позиции и стать эффективным средством
нормализации их отношений со сверстниками,
повысить их самооценку, уверенность в
себе.
В эмпирическом исследовании выдвинутая
гипотеза подтвердилась. Полученные результаты
вычислений по самооценки и двум социометрическим
исследованиям, подтверждают, что самооценка
и социальный статус ребенка в группе
неразрывно связаны и взаимообусловливают
друг друга.
Оценка воспитателя качеств детей, играет
большую роль в формировании детских оценок
и самооценок, и совпадает с самооценкой
детей.
Алена! Давай
сделаем так, чтобы
И так же по методикам «Лесенка» и «Кто я?». А по опросникам будут расхождения
Например:
1 группа
Название методик |
Ранг 1 |
Ранг 2 |
UЭмп |
значение |
рекомендации |
Опросник для родителей и воспитателя «Отношение к чужому взрослому» |
Различия существенны |
Опросник воспитателя « | |||
социометрического метода «Два домика», социометрический метод «Выбор в действии» |
Различия не существенны |
Приемлемы обе методики | |||
Методика «Лесенка» и методика «Кто я?» |
Различия не существенны |
Приемлемы обе методики |
2 группа
Название методик |
Ранг 1 |
Ранг 2 |
UЭмп |
значение |
рекомендации |
Опросник для родителей и воспитателя «Отношение к чужому взрослому» |
Различия существенны |
Опросник воспитателя « | |||
социометрического метода «Два домика», социометрический метод «Выбор в действии» |
Различия не существенны |
Приемлемы обе методики | |||
Методика «Лесенка» и методика «Кто я?» |
Различия не существенны |
Приемлемы обе методики |
Значит, делаем вывод, что примат анализе U-критерия Манна — Уитни, выяснилось следующее: что комплекс методик № 2 стал более эффективным при определении психологической готовности обоих групп, но следует отметить, что такие методики, как «Два домика» и «Лесенка» из комплекса методик № 1, так же дали достоверные результаты при определении готовности к школе. Опросник для родителей «Отношение ребенка к чужому» взрослому не дал объективных результатов.
Методика 28. «Какой Я?»
Эта методика предназначается
для определения самооценки