Становление дошкольной педагогики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

1. Дошкольная педагогика как наука, предмет её изучения. Задачи дошкольной педагогики как науки.
2. Основные понятия дошкольной педагогики: «воспитание», «обучение», «развитие», «гуманизация», «развивающая среда», «личностно-ориентированное взаимодействие», «педагогическая любовь», «самоценность периода дошкольного детства»
3. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки:
А) в трудах зарубежных педагогов-классиков;
Б) в трудах и опыте русских педагогов;
В) направления и достижения научных исследований в области дошкольной педагогики в советский период.
4. Современные научные исследования в области дошкольного воспитания (исследователи Республики Беларусь)
5. Источники развития дошкольной педагогики, её связь с другими науками.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ по педагогике.docx

— 56.79 Кб (Скачать файл)

В программном  документе детского сада (1934), в руководствах для воспитателя детского сада (1938, 1945) образовательные задачи дошкольного  обучения не выделялись. Таким образом, не обеспечивалась возможность усвоения каждым ребенком на обязательных для всей группы занятиях наиболее сложного и представленного в определенной системе учебного материала, необходимого для всестороннего физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания, формирования предпосылок учебной деятельности.

Обучение подменялось в значительной мере самообучением. Педагогический процесс  становился стихийным, малоуправляемым, эффективность занятий резко снижалась.

  В разработке проблемы обучения в детском саду большую роль сыграли исследования научных сотрудников сектора дошкольного воспитания Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, проводимые в 40—60-е гг. На основе теоретических положений была осуществлена экспериментальная проверка содержания и методов обучения в базовых детских садах. Полученные данные уточнены в опытной работе с участием большой группы педагогов-практиков. Активно велись исследования и по другим проблемам дошкольной педагогики.

Результаты  проведенных исследований и передовая  педагогическая практика изменили ранее  существовавшее представление о  том, что дети до двух - трехлетнего  возраста нуждаются главным образом  только в уходе, в определенных санитарно-гигиенических  условиях жизни (воздух, свет, чистота  и т. д.). Оказалось, что всего этого  недостаточно для полноценного нервно-психического развития. Дети развиваются лишь при  активном их воспитании и обучении, когда обеспечено общение их со взрослыми, проводятся специальные занятия по развитию движений, сенсорики, эмоциональные игры и т. д.

  Рост сети дошкольных учреждений, развитие интереса широких кругов населения к проблемам дошкольного воспитания остро поставили проблемы дальнейшего развития педагогических и психологических исследований. К этому обязывало и принятое в мае 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста».

 В ноябре 1960 г. по решению Совета Министров  РСФСР в системе Академии педагогических  наук был создан Институт дошкольного  воспитания. Создание такого института — единственного в мире — важная веха в истории развития советской дошкольной педагогики. Предстояло в первую очередь обобщить накопленный педагогический опыт, дать ему научное обоснование и дальнейшее развитие. Различные стороны воспитательного процесса нуждались в тщательном научном изучении и создании на этой основе новых эффективных путей и методов воспитания и обучения детей.

Переход к  школьному обучению завершает дошкольный период развития ребенка. Подготовка к  школе, изучение проблем, связанных  с безболезненным переходом к  школьному обучению, с тем чтобы  обеспечить детям возможность успешного  обучения,— одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольной педагогикой. С самого начала институт создавался как комплексное научное учреждение. В его состав вошли педагоги, психологи, физиологи, представители медицины.

 Институт дошкольного воспитания  решал следующие задачи:

1. Проведение разносторонних психолого-педагогических  исследований, направленных на изучение  условий и закономерностей воспитания  и развития маленьких детей.

2. Разработку новых, более эффективных  программ и методик дошкольного  воспитания.

3. Изучение и обобщение передового  педагогического опыта.

  Являясь научным центром всех дошкольных учреждений страны, Институт дошкольного воспитания осуществлял постоянную связь теории и практики. Так, все новые научные достижения института находят свое практическое применение сначала в экспериментальных, а затем и в государственных программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Внедрение программы, созданной в 1962 г., в массовую практику общественного дошкольного воспитания позволило повысить уровень воспитательно-образовательной  работы в детских садах, организовать более тесную связь и преемственность  в воспитании детей раннего и  дошкольного возраста, значительно  улучшить подготовку детей к школе.

Полученные  в этих исследованиях данные использованы при усовершенствовании программы  воспитания в детском саду. В новой  программе определены задачи и содержание физического, нравственного, умственного  и эстетического воспитания в  детском саду. Под влиянием дидактических исследований А. П. Усовой в программу детского сада помимо ознакомления с окружающим в процессе повседневных наблюдений, прогулок, игр и трудовой деятельности введено требование проводить систематическое обучение детей на занятиях, обогащая детский опыт, что способствует повышению уровня их умственного развития и улучшает подготовку к школе. Это обучение должно строиться таким образом, чтобы приводить детей не только к усвоению известной суммы знаний и умений, но и к формированию у них определенных познавательных способностей и интересов. Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятий. Для того чтобы обеспечить полноценное умственное развитие ребенка, нужно начинать с формирования сенсорных процессов. Поэтому при разработке программы большое внимание уделялось содержанию и формам сенсорного воспитания, направленного на развитие у детей слухового, зрительного, осязательного и кинестетического восприятия. Однако, какое бы важное значение мы ни придавали развитию сенсорных процессов, этим задачи умственного воспитания в дошкольном возрасте не ограничиваются.

 Дети  рано начинают обобщать полученные  впечатления и переходят от  восприятия к мышлению. В связи  с этим программа ставила перед  воспитателем задачу в процессе  обучения не только развивать  у детей восприятие и память, но и формировать у них простейшие  интеллектуальные процессы.  Особое  внимание в детском саду уделялось  нравственному воспитанию детей.  В дошкольном возрасте дети  овладевают простейшими нормами  поведения, у них начинают формироваться  нравственные качества личности. Программа содержала требование  постоянной выработки у них  навыков культурного поведения,  воспитания нравственных представлений,  чувств и привычек, формирования  правильных взаимоотношений между  детьми на различных ступенях  дошкольного детства.

 В программе  отмечается, что в процессе ознакомления  с окружающим и организации  деятельности детей воспитатель  должен установить с ними эмоциональный  контакт и взаимопонимание, воспитывать  уважение к взрослым и дружеские  взаимоотношения со сверстниками, умение играть и работать сообща, помогая друг другу. Подчеркивается  необходимость воспитывать у  детей скромность, правдивость, доброжелательное  отношение к людям, стремление  ко всему доброму, прекрасному  и отвращение к злому, отрицательному.

 Большое  внимание уделялось развитию  у детей любви к родной стране, к своему народу, уважения к  представителям других народов,  других национальностей. В основу  данного раздела программы положены  идеи Н. К. Крупской и А.  С. Макаренко о воспитании детей  дошкольного возраста. Как показывают  полученные в этих исследованиях  данные, важную роль в нравственном  воспитании детей играет формирование  у них правильных нравственных  представлений.

Важнейшее положение, выдвинутое советскими психологами (Л.С.Выготским, А.Н.Леоптьевым, С.Л.Рубинштейном), заключалось в том, что усвоение опыта, формирование нравственных качеств человеческой личности происходит в процессе деятельности субъекта. Для того чтобы нравственные требования превращались во внутренние мотивы поведения ребенка, необходима нравственная практика, необходимо, как говорил А. С. Макаренко, «упражнение в нравственных поступках».

  В условиях общественного дошкольного воспитания решающее значение в формировании практического нравственного опыта ребенка имеют коллективные игры и занятия, в процессе которых дети под руководством воспитателя объединяются для достижения общих целей, приучаются к сотрудничеству, взаимопомощи, справедливому разрешению конфликтов, подчинению определенным правилам поведения (соблюдение их необходимо для достижения успеха в процессе совместной деятельности).

 Важнейший  педагогический принцип, выдвинутый  Н. К. Крупской и А. С. Макаренко,  о воспитании детей в коллективе  продолжает разрабатываться в  теории и практике советского  дошкольного воспитания.

При разработке программы и особенно при определении содержания воспитательной работы в подготовительной группе детского сада большое внимание уделено вопросам подготовки детей к школе. Это необходимо, чтобы обеспечить достаточно высокий уровень общего развития детей, сформировать у них умение и желание учиться и путем пропедевтических занятий по грамоте и математике облегчить им усвоение тех предметов, которыми придется овладевать в начальных классах.[7; с.18-22].

 Таким  образом, мы видим, что, несмотря  на идеологическое давление со  стороны партийно-государственного  аппарата, было проведено ряд  эффективных научных исследований  в области дошкольной педагогики, что позволило решать очень  многие спорные и проблемные  вопросы в данной отрасли психологии  и педагогики.

4. Современные  научные исследования в области  дошкольного воспитания («исследователи» Республики Беларусь)

Сложившаяся в сфере дошкольного образования  современная ситуация может быть охарактеризована, с одной стороны, отказом от единой, обязательной для  всех государственной программы  и появлением значительного количества вариативных программ, с другой —  широко распространенными инициативами самих практиков, чутко реагирующих  на изменение экономических, социо-культурных условий в стране, на запросы родителей и школы.[6; с.17].

Для коренного обновления дошкольного  образования уже в 1991 году начали подбираться творческие коллективы по разработке программ,методических рекомендаций, различных пособий для педагогов и детей.

В августе 1991 года вышел в свет первый номер  научно-методического журнала «Пралеска» (Дашкольнае выхаванне), главным редактором которого с момента основания является А.И.Саченко. Журнал сразу же стал организатором и летописцем создания новейшей истории дошкольного воспитания в Республике Беларусь.

В 1995 году издана первая отечественная базисная программа  воспитания и обучения в дошкольном учреждении «Пралеска». Авторский коллектив по разработке этой программы в составе 19 человек возглавила известный ученый – психолог, профессор БГПУ им. М.Танка Елизавета Александровна Панько. Все разделы этой программы построены по принципу преемственности.

Создатели этой программы, не изменив возрастную периодизацию развития ребенка, дали свое название группам в дошкольных учреждениях: «Малютки» - первый год жизни ребенка, «Малыши» - второй-третий годы жизни  ребенка, «Почемучки» - четвертый-пятый  годы жизни, «Фантазеры» - шестой-седьмой  годы жизни ребенка. Как следствие, почти каждое дошкольное учреждение в стране и группы в них, кроме устоявшегося обычного номера, получили уменьшительно-ласкательные названия.

В программе  впервые в мировой практике появились  разделы, характеризующие особенности  психического и физического развития детей в определенный возрастной период, обоснованы условия преимущества индивидуальных форм воспитания нд фронтальными, необходимость и особенности взаимодействия с семьей. Появление программы, основанной на гуманистических принципах, учете индивидуальных психофизических особенностей развития личности ребенка, признание его исключительности содействовало качественному обновлению воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях, профессиональному росту педагогов, разработке и изданию целого комплекса учебно-методической литературы. В рамках реализации программы «Пралеска» к 2006 году выпущено свыше 188 названий различных пособий.

Базовыми  для дошкольного образования  на ближайшую перспективу являются следующие направления развития:

- Сохранение и развитие сети  дошкольных учреждений разных  видов, типов, профилей и форм.

- Сохранение доступного для  родителей механизма оплаты за  питание в дошкольном учреждении.

- Обеспечение детей пятилетнего  возраста 100 % охватом дошкольным  образованием

- Выполнение Государственных социальных  стандартов в области дошкольного  образования по предоставлению  мест

- Создание условий для деятельности, укрепляющих здоровье детей, развивающих индивидуальные качества ребенка, его активность. Жизнерадостность

- Активное внедрение новых форм  дошкольного образования на селе  с учетом социально-экономических  региональных особенностей, запросив семьи

- Обеспечение качества образовательного  процесса

- повышение статуса работников  дошкольных учреждений

-Совершенствование нормативного  и программно-методического обеспечения,  необходимого  для качественного  функционирования системы дошкольного  образования

- Укрепление ресурсного обеспечения  дошкольных учреждений: повышение  образовательного и квалификационного  уровня педагогов, обеспечение  современными средствами обучения  и развития, оборудование территорий  игровыми спортивными сооружениями

- В нашей стране дошкольные  учреждения оказывают социальную  поддержку семье, гарантируют  ребенку не только воспитание, обучение, развитие , уход и досмотр, но и полноценное питание, заботу о его здоровье и будущем.

В настоящее  время ведутся научные исследования с целью разработки модели семейно-общественного  воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи. Осуществляется поиск новых  технологий воспитания детей преддошкольного возраста. В дошкольных учреждениях создаются группы с гибким режимом работы. Оказывается медико-психолого-социальная помощь семьям, в которых есть дети раннего возраста.

Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки