Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 17:18, курсовая работа
Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.
Введение……………………………………………………………………………………………………...
Глава I Теоретические аспекты сплочения коллектива младших школьников…………………………
1.1 Становление и развитие педагогической концепции детского коллектива…………………………
1.2 Понятие коллектива, его признаки и функции………………………………………………………..
1.3 Особенности развития детского коллектива…………………………………………………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………………………………………….
Глава IIМетодические подходы к организации работы по сплочению коллектива младшихшкольников…………………………………………………………………………………………………...
2.1 Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности младших школьников…………………………………………………………………………………………………...
2.2 Методики на сплочение коллектива младших школьников………………………………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………………………………………..
Эффективным является организация обсуждения детьми содержания предстоящей деятельности, способов ее осуществления, прогнозирование промежуточных и конечных результатов. Важно стимулировать взаимный обмен мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности и в итоге естественно подвести их к самостоятельному решению того, как лучше организовать предстоящее дело, определить последовательность действий и распределить роли с учетом желания и возможностей каждого. Например, принятие решения о подготовке спектакля или театрализованного представления дает широкую ролевую палитру для проявления детского творчества в соответствии с личными интересами: дети становятся актерами, костюмерами, художниками, гримерами и т.д. [19].
Педагог выражает собственное мнение в равной позиции с детьми, что стимулирует детское творчество. Такая диалоговая позиция позволяет педагогу не навязывать, не диктовать свое мнение, а коллективно обсуждать и искать вместе оптимальное решение, раскрывая и объясняя его достоинства и результативность [19].
Если дети затрудняются в самостоятельном планировании деятельности, педагог может использовать вопросительный стиль общения с подгруппой или классом. Верно, составленная система вопросов позволяет детскому коллективу самостоятельно определить перспективы предстоящей деятельности, «не замечая» помощи учителя или воспитателя [19].
Активизация коллективного поиска путей и способов исполнения задуманного обеспечивается создаваемыми педагогом проблемными ситуациями, не имеющими однозначного решения (как лучше и интереснее провести День именинника, день открытых дверей для родителей, вечер сюрпризов для малышей). Проводя своеобразные тренинги решения разных задач, педагог тем самым готовит детей к последующей самостоятельной совместной деятельности, сотрудничеству, сотворчеству [19].
Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а «преподнести» проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества [19].
Организуя коллективную деятельность, педагог может по-разному объединять детей для достижения общего результата, с учетом опыта их коллективного взаимодействия [19].
Самым простым является объединение детей общей целью и общим результатом. При этом планирование и совершение действий каждым участником деятельности происходит автономно. Например, приняв общую цель - сделать пригласительные билеты на концерт для родителей, каждый ребенок разрабатывает и осуществляет свой вариант оформления такого билета. В результате все родители получают приглашения на праздник, а детский коллектив испытывает чувство радости от полученного результата [19].
Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми [19].
Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, младшие школьники с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене классной комнаты «Волшебная страна Детства». Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле [19].
При организации коллективных дел важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно-враждебных детей нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно- и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть «усилена» 2-3 общительно-дружелюбными детьми [19].
По ходу коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла [19].
Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат, - родителями, учителями, учащимися других классов [19].
Важно поддержать у детей и продлить переживание совместной радости от удачно выполненной деятельности. С той целью можно вести «летопись» событий жизни класса, в которой отражаются коллективные и индивидуальные достижения детей [19].
В зависимости от степени развитости коллективных взаимоотношений педагог занимает разные позиции во взаимодействии с детьми: организатора, участника, консультанта [19].
Так, следует заметить, что на стадии становления коллектива педагог выступает в роли организатора детской совместной деятельности. Он изучает детей, регулирует их взаимоотношения; планирует содержание и предлагает задачи для совместного коллективного творчества.
Учитель (воспитатель) демонстрирует детям способы планирования и организации совместных действий, создает проблемные ситуации, требующие коллективного сотрудничества, проводит тренинги, развивающие у детей умения совместной деятельности.
По мере развития детского коллектива педагог переходит на позицию равноправного участника совместной деятельности детей. Партнерская позиция учителя (воспитателя) позволяет ему обсуждать и находить вместе с детьми варианты решения проблемы. Общение на равных помогает педагогу вовлечь в коллективную деятельность «изолированных» детей, выявить их достоинства, привлечь к ним внимание сверстников.
2.2 Методики на сплочение коллектива младших школьников
Для определения уровня сплоченности коллектива младших школьников целесообразно использовать метод социометрии и проективную методику «Что мне нравится в школе» [Н.Г. Лусканова].
Социометрия - метод, который уже традиционно используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений в малой группе. Данный метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено.
Этапы проведения социометрического метода:
1. Проведение подготовительной
беседы (необходимо настроить
2. Испытуемым предлагаются вопросы следующего содержания:
· С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
· С кем бы ты хотел играть в одной команде?
· Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
· С кем ты дружишь?
3. Испытуемым предлагается указать Фамилию или инициалы.
4. Составление социометрической матрицы.
5. Подведение итогов
Назначение методики «Что мне нравится в школе» состоит в выявлении межличностных отношений в группе детей, то есть выявляется тенденция, как часто под заданным вопросом дети понимают именно общение с друзьями, с другими детьми, как часто дети рисуют совместные игры. Испытуемым предлагается нарисовать то, что им нравится в школе. При этом необходимо упомянуть, что за рисунки не ставятся отметки.
Подведение итогов осуществляется по следующим критериям:
1. Несоответствие указанной теме;
2. Преобладание других мотивов, например, учеба.
3. Проявление детского негативизма. Ребенок отказывается рисовать на данную тему, а рисует то, что ему нравится.
4. Дети рисуют игры, игровую комнату, игрушки.
5. Дети рисуют друзей.
Последние критерии непосредственно касаются нашей проблемы исследования, показывают на значимость межличностных отношений для группы сверстников и для каждого ее члена отдельно.
Таким образом, представленные методы выявляют:
- внутригрупповые связи,
-систему взаимоотношений,
-систему общения,
-следовательно, и структуру
межличностных отношений в
По данным социометрической матрицы к первой статусной группе «звезд» (С1) относятся:
К «предпочитаемым»:
К «пренебрегаемым»:
К «изолированным»:
Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников:
1. Коэффициент благополучия отношений.
КБО = (С1 + С2)/n,
где С1 - количество «звезд»,
С2 - количество «предпочитаемых», а n - число учеников в классе.
2. Коэффициент оптимальности отношений.
КОО = (С2+ С3)/n,
где С2 - количество предпочитаемых в этих.
3. Коэффициент «звездности».
КЗ = С1/n
4. Коэффициент «изолированности».
КИ = С4/n,
где С4 - количество «изолированных» в группе
5. Коэффициент взаимности
выборов вычисляется
КВ = SВВ/SВ
6. Коэффициент осознанности.
КО = R0/Rx*100%,
где R0 - число оправдавшихся ожидаемых выборов, а Rx - число ожидаемых выборов.
Результаты взаимоотношений можно представить графически в виде социограммы.
В своей книге Виноградова предлагает занятия на сплочение коллектива. Вот некоторые из них:
«Дом, в котором мы живем»
Время, необходимое для проведения этого занятия, - один урок.
Урок проводится в классе. Ученики разбиваются на группы равной численности, по 5-6 человек. Исходя из количества групп, столы следует соединить таким образом, чтобы дети могли работать вместе.
Необходимые материалы: большие листы бумаги, по одному на каждую группу детей; цветные мелки, восковые пастели, фломастеры; приспособления, позволяющие прикрепить завершенные рисунки к доске или стене.
Начало работы. Дети разбиваются на равные группы по желанию или произвольно. Каждая группа получает большой лист бумаги, цветные материалы для работы.
1 этап. Инструкция: «Придумайте все вместе дом для своей группы. Нарисуйте его».
Этот этап работы не должен продолжаться более 15-20 минут. Затем рисунки развешиваются на доске (стене).
2 этап. Инструкция: «Выберите от каждой группы по одному» человеку, который смог бы рассказать о том, кто в группе придумал дом, кто и что рисовал, кто, где хотел бы «жить».
Дети по очереди представляют свои «архитектурные проекты» и рассказывают о том, как проходила работа в группах. Как сам процесс работы, так и рассказ о том позволяют увидеть детей в коллективном творчестве: «генераторов идей», «исполнителей», спорщиков и готовых идти на компромисс. Стоит обратить внимание и на то место, которое выбирает себе ребенок в общем доме: находится оно внутри или вне его. Если внутри дома, то вместе, рядом с другими или уединенно и отдельно от других «жильцов» дома?
Если в процессе обсуждения работ вдруг окажется, что какой-то ребенок не нашел своего места в доме той группы, к которой он принадлежит, можно предложить ему выбрать другой дом (другую группу учащихся) и попросить детей пригласить к себе нового жильца или гостя. Возможным негативным последствием этого может быть отвержение этого ребенка вследствие скрытого или явного конфликта в классе. С другой стороны, именно эта ситуация даст возможность преодолеть конфликт, проигрывая его с помощью рисунков.
Информация о работе Становление коллектива младших школьников в педагогическом процессе