Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. С процессом изучения профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения проблем, возникающих в ходе осуществления той или иной профессиональной деятельности. Осознанная идентичность позволяет человеку не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление индивида о своем месте в профессиональной группе или общности.

Содержание

ВВЕДЕНИ……………………………………………………………..................2
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………………………………………4
1.1 История изучения феномена идентичности в психологии …….………...4
1.2 Сущность, значимость и классификация идентичности личности …….....9
1.3 Профессиональная идентичность как предмет психологического
исследования …………………………………………………………………..16
2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ ……………………..……………………………………………..25
2.1 Особенности формирования профессиональной идентичности ………..25
2.1 Психологические условия кризиса идентичности и его преодоления как динамики профессиональной идентичности личности …………………..…31
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У
РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ……………………………..……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..…………………………….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..……………….......

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 121.34 Кб (Скачать файл)

В зарубежной литературе проблематика профессиональной идентичности связана, прежде всего, с профессиональным развитием  и социальным контекстом становления  профессионала. Например. М. Аргайл еще в середине семидесятых годов прошлого века писал о связи профессиональной идентичности с профессионализацией индивида. При этом профессионализация рассматривалась как сложный процесс, включающий в себя: профессиональный тренинг, усвоение стандартов и требований к выполнению деятельности, понимание норм поведения в рамках профессиональных групп. Именно взаимодействие с другими членами профессионального сообщества помогает индивиду усваивать точные профессиональные стандарты, оценивать уровень своего владения профессией. Подтверждение профессиональных норм помогает индивиду поддерживать профессиональную идентичность и сохранять на долгое время свой статус. Идентичность в данном подходе выступает как близкая к профессиональному статусу характеристика, связанная с долговременным профессиональным положением.

Дж. Соненфилд показывает, что идентичность появляется и трансформируется в ходе профессионального развития. Карьерный рост сопровождается изменением различных по широте видов идентичности. Происходит переход от частичных, отдаленных друг от друга идентификационных характеристик (знание отдельных качеств как профессионала и члена сообщества) к более общей концептуальной идентичности (знание своего статусного и ролевого положения, обусловленного принадлежностью к профессии). Концептуальная идентичность и является той характеристикой, которая определяет движение по карьерной лестнице и степень вхождения в профессию.

В работе Р. Финчман внимание уделяется осознанию профессиональных требований, этических норм, ценностей, которое происходит по мере овладения профессией. Процесс формирования профессиональной идентичности, по сути, выступает как соотнесение индивидуальных особенностей и социальных воздействий в ходе профессионализации, что позволяет человеку осуществлять профессиональную саморегуляцию.

В социологическом исследовании С. Джошел на примере анализа работы, идентичности и статуса жителей Рима было показано, что идентичность, связанная с деятельностью, формируется на основе соотношения формального и неформального статусов профессии. Название профессии, которое соотносится с устоявшимися представлениями о содержании деятельности, сопровождается определенными нормативными требованиями и поэтому само по себе оказывает определенное влияние на личность. Но, кроме содержания профессии, на идентичность влияет и контекст отношения, взаимодействие человека с другими людьми.

Проблема соотношения  личностного развития и социального  контекста профессионализации нашла  отражение и в работах отечественных  авторов, занимающихся исследованием  профессиональной идентичности.

В современном подходе  к исследованию профессиональной идентичности, развиваемом Л.Б. Шнейдер, данный феномен  как результат процессов профессионального  самоопределения, персонализации и  самоорганизации, проявляющийся в  осознании себя представителем определенной профессии и профессионального  сообщества, а также как определенная степень отождествления-дифференциации себя с Делом и Другими, проявляющаяся  в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях Я.

В то же время некоторые авторы отмечают трудности обращения к понятию профессиональной идентичности ввиду его слабой разработанности. Так, И.С. Кон при анализе проблем юношеского возраста рассматривает формирование личной идентичности как центральное звено в развитии личности на этом этапе. Вместе с тем, анализируя работы Э.Эриксона, он отмечает неопределенность понятия идентичности и, в частности, понятия зрелой идентичности и его критериев.

К.А. Абульханова-Славская выделяет типы идентичности в соответствии с особенностями самовыражения личности в профессии, что отражает концепцию автора относительно роли личностной активности в самоопределении:

Первый тип идентификации. Самовыражение происходит через выбор профессии, которая максимально близка к характеристикам личности. В этом случае жизненная перспектива связана с повторением ситуаций, позволяющих личности реализовывать свои возможности.

Второй тип идентификации. Выбирается профессия, дающая возможность личности двигаться по ступеням профессионального мастерства. В этом случае возникает движение, которое влечет за собой качественные изменения профессиональных позиций, с перспективой их повышения. В основе профессионального движения лежат требования и задачи трудовой деятельности, а так же развитие способностей личности.

Третий тип идентификации. Самовыражение в профессии происходит через совершенствование и развитие личностных качеств и способностей. Профессия актуализирует способности личности, находящиеся в потенциальном состоянии, открывая тем самым перспективы развития личности.

Четвертый тип идентификации. Самовыражение человека основано на развитии способностей и самоконтроля, самоанализа, планирования творческой активности. В этом случае личность способна к движению и развитию в профессии. А также к преобразованию условий труда в направлении необходимом для реализации собственных способностей.

В рамках идеи профессионального  становления личности Ю. П. Поваренкова профессиональная идентичность рассматривается как явление системное, динамичное и уровневое, тесно связанное с другими элементами профессионального развития человека: профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой, профессиональной деформацией. Автор анализирует профессиональную идентичность:

а) как тенденцию становления  профессионального пути субъекта и  ведущий показатель его профессионального  развития;

б) как эмоциональное состояние, которое возникает на основе отношения  к профессиональной деятельности, профессионализации и к себе как профессионалу;

в) как подструктуру субъекта профессионального пути, реализующуюся  в форме функциональной системы (определенные качества субъекта, которые «задают» содержание и направленность профессиональной идентичности и обеспечивают ее достижение, развитие).

В качестве элементов профессиональной идентичности рассматриваются потребности, интересы, установки, убеждения и  другие компоненты мотивационной сферы  личности, которые реализуются и  удовлетворяются в процессе профессионального  пути. Средствами достижения профессиональной идентичности являются соответствующие  знания и способности, которые обеспечивают реализацию активности, направленной на достижение заданной профессиональной идентичности.

В отечественных исследованиях  показано, что профессиональная идентичность – продукт длительного личностного  и профессионального развития. В  полной мере эта идея представлена в концепции профессионгенеза Е.П. Ермолаевой. Автор исходит из того, что профессиональная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса. Анализ этапов овладения профессией и соответствующих уровней идентичности, показывает, что степень идентификации субъектом себя с профессией определяет возможности реализации преобразующей функции идентичности. Профессиональная идентичность выступает регулятором, выполняющим стабилизирующую и преобразующую функции, сочетание которых обеспечивают профессиональное самоопределение и развитие профессионала.

Стабилизирующая функция  профессиональной идентичности заключается  в обеспечении необходимой степени  профессионального центризма и  устойчивой профессионально-ментальной позиции параметрами которой являются: константность (способность к сопротивлению изменениям), адаптивность (способность к разрушению неадекватных профессиональных стереотипов), дистантность (представление о месте профессии в семантическом, информационном и межкультурном профессиональном пространстве).

Преобразующая функция связана  с направленностью на развитие, смену  профессиональной позиции и зависит  от:

1) диапазона изменения  профессионально важных качеств  и степени идентификации себя  с профессией – возможности  адаптации выше у людей с  широкой идентификацией;

2) дистанцирования образа своей профессии от других – профессиональная самоизоляция затрудняет адаптацию в изменившихся условиях и «наведение мостов» при переходе в иное профессиональное пространство;

3) системности или «рыхлости»  структуры идентичности. Все эти  фактора составляют преобразующий  потенциал профессионала. В основе  профессиогенеза лежит цикличность динамики преобразующего, стабилизирующего и реализующего компонентов. Идентичными могут считаться только профессионалы, обладающие как стабилизирующей базой, так и преобразующим потенциалом.

Развиваемые Е.П. Ермолаевой представления о профессиональной идентичности в целом согласуются  с современными тенденциями в  западной психологии, где профессиональная идентичность рассматривается как  компонент личности, обеспечивающий успешную профессиональную адаптацию, и как доминантный фактор профессиональной карьеры, базирующийся на компетентности, профпригодности, интересе к работе и балансе со средой.

Сложным в исследовании профессиональной идентичности является вопрос о месте  этого феномена в общей структуре  идентичности личности, а именно в  отношении к полюсам «социальный  – личностный». Так, понятие «профессиональная  идентичность» рассматривается  как конкретизация личностной идентичности применительно к содержанию и  условиям профессионального становления  личности.

Надо отметить, что в  большинстве работ все-таки наблюдается  большее тяготение к социальному  полюсу. Например, Л.Б. Шнейдер в профессиональной идентичности выделяет важный аспект: осознание себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества.

Так что же все-таки означает понятие «профессиональная идентичность»? С чем или с кем себя идентифицирует человек в процессе профессионального становления? Отвечая на эти вопросы, уместно вспомнить, что профессия - это определенная деятельность, которая придает своеобразие жизни людей ее выполняющих. Но это также и отнесение субъекта к определенной группе людей, выполняющих эту деятельность, воспитанных в контексте общих требований, ценностей и разделяющих между собой многие смыслы как самой деятельности, так и культуры взаимоотношений вокруг нее. Поэтому профессиональная идентичность, хотя и формируется в ходе выполнения деятельности, но связана также с пониманием своего места в социальном мире, специфики профессионального сообщества. Именно этот аспект профессиональной идентичности зачастую уплывает из области психологического анализа.

Трудность изучения профессиональной идентичности заключается, на наш взгляд, в том, что этот вид идентичности, с одной стороны, является личностным образованием, с другой - он связан с определенным групповым членством (профессиональная группа, коллектив и т.п.). В процессе идентификации восприятие собственной принадлежности к определенной социальной категории сопровождается формированием соответствующей системы ценностей. В ходе профессионального становления субъект идентифицирует себя с людьми подобными себе, а именно, представителями его профессии, владеющими теми или иными профессиональными качествами, или самим собой как профессионалом на определенных стадиях развития. Поэтому профессиональная идентичность в континууме личностный - социальный находится ближе все-таки к социальному полюсу и обладает свойствами социальной идентичности (самоопределение в социальной группе, принятие группового членства, категоризация и сравнение в обретении и трансформации идентичности, эффект межгрупповой дискриминации и т.д.).

Важно подчеркнуть социокультурный  характер профессиональной идентичности. Многими авторами подчеркивается, что  само понятие «профессиональная  идентичность» в полном смысле слова  относится лишь к той категории  людей (или к тем эпохам и культурам), для которых ведущей основой  идентификации является профессиональный труд. Поэтому профессиональная идентичность служит основанием и критерием личностного  выбора в условиях кризиса лишь в  обществах и у личностей с  ведущей ориентацией на профессиональный труд. Больший или меньший статус профессиональной идентичности в структуре  личности в качестве фактора самоопределения  в значительной степени зависит  от роли института профессии в  данном обществе, и ценности профессии  в общественном сознании. В обществах  с традиционно высоким социальным статусом профессии профессиональная идентичность выступает как ведущий  фактор психологического благополучия, дающего ощущение стабильности окружающего  мира и уверенности в своих силах.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная идентичность является актуальным в научном и практическом плане предметом психологического исследования. Генезис, формирование профессиональной идентичности как сложнейшие процессы, в ходе которых происходит трансформация сложившихся идентификационных структур, тесно связаны с контекстом развития личности, организацией профессионального опыта, осмыслением своего места в социальной среде, социальным взаимодействием. Являясь подвидом социальной идентичности, профессиональная идентичность выступает как категория индивидуальная, но связанная с набором ролей и статусов, ценностями и нормами профессионального сообщества.

Информация о работе Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов