Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа
Актуальность работы. С процессом изучения профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения проблем, возникающих в ходе осуществления той или иной профессиональной деятельности. Осознанная идентичность позволяет человеку не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление индивида о своем месте в профессиональной группе или общности.
ВВЕДЕНИ……………………………………………………………..................2
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………………………………………4
1.1 История изучения феномена идентичности в психологии …….………...4
1.2 Сущность, значимость и классификация идентичности личности …….....9
1.3 Профессиональная идентичность как предмет психологического
исследования …………………………………………………………………..16
2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ ……………………..……………………………………………..25
2.1 Особенности формирования профессиональной идентичности ………..25
2.1 Психологические условия кризиса идентичности и его преодоления как динамики профессиональной идентичности личности …………………..…31
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У
РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ……………………………..……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..…………………………….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..……………….......
Этот подход отчасти развивает концепцию Г. Тэшфела и Д. Тернера, согласно которой кризис социальной идентичности выступает как утрата позитивной определенности группового членства.
В контексте эпигенетического принципа кризис идентичности – это поворотный момент в развитии, ситуация выбора между позитивной и негативной линиями развития, прогрессом и регрессом.
В.Н. Павленко подходит к
пониманию кризиса как к
Н.М. Лебедева определяет кризис социальной идентичности как ощущение утраты смысловой насыщенности прежних форм социальной идентификации и поиск новых, отвечающих потребности человека в смысле и способствующих наиболее адекватной адаптации в изменяющейся социальной реальности.
Мы рассматриваем кризис социальной идентичности как нарушение устоявшейся внутренней гармонии, необходимость выбора возможностей для идентификации. Это потеря гармонии и направленность на ее обретение.
Кризис может вызываться разными причинами: возрастными изменениями и необходимостью адаптации к новым психосоматическим качествам, социальными изменениями в глобальном и локальном плане. В любом случае суть кризиса остается одной и той же: человек теряет устоявшееся представление о себе и пытается найти новые ориентиры и критерии обретения гармоничного состояния. Поэтому кризис социальной идентичности – явление глубоко индивидуальное. Когда и как он будет протекать у каждого конкретного человека – сказать невозможно без обращения к опыту этого человека. Можно лишь определить общую тенденцию: в некоторые возрастные периоды и в определенных социальных условиях вероятность переживания кризиса идентичности растет. Но также как реакция на происходящие события различна у разных людей, так и кризис по-разному переживается.
Кризис социальной идентичности
является отражением в сознании индивида
несоответствия сложившейся идентификационной
системы личности новым требованиям
реальности (внешней или внутренней),
которое актуализирует
Можно назвать ряд важных вопросов, которые связаны с желанием человека постичь собственную социальную идентичность: какое сообщество является моим? Где его границы и как оно связано с другими сообществами? Какова моя собственная позиция в этих взаимосвязях? Как я отношусь к факту моей принадлежности к группе? В чем заключаются критерии оценки и самооценки группового членства? Какие ценности свойственны моей группе? Готов ли я к тому, чтобы разделить их? Очевидно, что иногда требуется много времени и сил, чтобы найти ответ хотя бы на один из поставленных вопросов. В условиях кризиса это сделать вдвойне трудней.
В социально-психологической
литературе проблема кризиса идентичности
рассматривается чаще всего на примерах
проблем, которые возникают вследствие
противоречий в национальной и этнической
идентичности, а также обусловлены
социально-политическими
В.А. Ядов провел исследование
смены ценностей и доминирующих
тенденций формирования новой социальной
идентичности, способствующих пониманию
процессов становления реальных
социальных субъектов в условиях
радикальных социально-
Современное направление
исследования кризиса идентичности
связано с анализом стратегий
его разрешения. В этом смысле интересной
представляются работы Е.П. Ермолаевой,
в которых исследуется
Профессиональный кризис
в качестве внутреннего конфликта
переживается личностью тем сильнее,
чем более высокий статус имеет
профессиональная идентичность в структуре
идентификационных оснований
По мнению Е.П. Ермолаевой, сущностный признак маргинализма как психологического явления заключается в следующем: при внешней формальной причастности к профессии субъект переживает внутреннее непринятие профессиональной этики и ценностей как в плане идентичности самосознания (самоотождествление со всем грузом ответственности, должностных обязанностей и морали), так и в сфере реального поведения (действие не в рамках профессиональных функций и этики, а под влиянием иных мотивов или целей).
Профессионал будет готов выполнять свои обязанности даже в тех случаях, когда знает, что это не принесет ему награды. Определение момента и условий, когда факт выполнения профессиональных функций требует включения механизма личностного выбора и принятия на себя ответственности за последствия, имеет методическое значение. Через выяснение обстоятельств этого внутреннего конфликта можно измерить степень или потенциал маргинализма: важно определить не только порог устойчивости профессиональной идентичности (предельную силу внутреннего конфликта, который способен выдержать данный человек, не нарушая профессиональной этики и норм), но и мотивационную основу поведения и структуру сознания маргинала (боязнь санкций, опасение за себя, конформизм, корысть, месть, карьеризм и т.д.).
Учитывая новый динамический характер современных социальных условий, Ермолаева проводит анализ различных типов маргиналов. «Социально отверженные» вынужденные маргиналы, характеризуются тем, что у них в основе изменения профессионального самосознания лежит один из следующих психологических механизмов:
а) отвергание своей профессиональной идентичности – снижение субъективной ценности прежней профессии на эмоциональном фоне «осуждения себя». В этом случае возможны переориентация, выбор новой сферы деятельности, так как база для смены идентичности ментально подготовлена;
б) негативная попытка сохранить прежнюю идентичность через «осуждение других» — обвинение общества и властей в развале прежней системы, страны, государства на фоне эмоций сожаления – несет в себе плохой прогноз возможности эффективной профессиональной переориентации;
в) позитивная попытка сохранить профессиональную идентичность путем приспособления к новым условиям и поиска собственной ниши дает небольшие возможности для реализации своего потенциала в новой профессиональной реальности: например, коммерциализация прежних профессиональных функций в рамках, отвечающих запросам общества, и расширение сферы их приложения.
Изменение профессионального самосознания при «самомаргинализации» как добровольном уходе из профессии без видимых внешних факторов «отторжения» предполагает следующие психологические основания:
а) «психологический износ» – человек исчерпал себя в профессии, не достигнув преклонного возраста и прогнозируемой ступени должностной лестницы, хотя ранее был адекватен выбранной профессии; такой человек уходит «опустошенным», с недостаточными ресурсами для новой серьезной профессиональной карьеры и синдромом «психического выгорания»;
б) «переоценка ценностей» – человек, на каком – то этапе личностного развития осознал, что дело, которым он занимался, «не его», давалось ему с трудом и не приносило удовлетворения, что выбор профессии, еще не исчерпав своих ресурсов, чтобы все начать с «нуля» на новом поприще; доминантная миссия личности такого человека – самореализация «как профессионала»;
в) «неудовлетворенная потребность в самореализации» – человек с особым типом индивидуалистической творческой личности, миссия которой – самоактуализация, уходит из профессии, хотя не исчерпал себя в ней и выбору ее был верен; но его ресурсы и потенциал шире данной профессии, и в новом выборе между успешным продолжением прежней карьеры, где заранее известен каждый следующий шаг, и возможностью начать что-то новое, привлекающее не только своей перспективностью, но и неизвестностью, он выбирает последнее, что соответствует его доминантной миссии – самореализации «как личности».
Таким образом, согласно Е.П. Ермолаевой, у личности в профессиональной сфере может быть одна из двух доминантных миссий: либо профессиональная самореализация (с преимущественной ориентацией «на социум») – сделать успешную карьеру, достичь вершин мастерства и общественного признания; либо наиболее полная самореализация именно как личности (ориентированная «на себя»), что не всегда совпадает с профессиональной самореализацией. В редких случаях такого совпадения речь идет о таланте.
К числу негативных доминантных миссий в профессиональной сфере автор относит: стремление к власти с целью использования других людей для нужд личной профессиональной карьеры; превращение профессии в «кормушку» и злоупотребление профессиональным положением в качестве механизма психологического и экономического давления; ненадлежащее использование профессиональной роли для компенсации «комплексов собственной неполноценности» как в самой профессии, так и в других сферах жизни, т.е. теневое самоутверждение. Все это можно рассматривать и в качестве аспектов более широких понятий «теневой психологии» и «теневой стратегии жизни».
Профессиональные кризисы
изучаются на различных этапах профессионализации.
В наибольшей степени интерес
исследователей вызывают периоды подготовки
к профессии (студенчество, дополнительное
обучение и т.п.), а также периоды
смены деятельности. Применительно
к периоду студенчества показано,
что кризисы связаны со слабостью
рефлексии и с тем, что еще
не сформировано чувство своей идентичности,
кризисы в этот период могут затруднять
личностное и профессиональное самоопределение.
В нашем сравнительном
Кризисы идентичности на более поздних этапах профессионализации проявляются по-разному, но с вязаны с когнитивными и ценностными противоречиями субъекта. Например, в первые 5 лет работы, у педагогов, переживающих кризис идентичности, наблюдается противоречивость идентификационной системы, снижение интереса к своей профессии, разрушение многих ценностных ориентиров, а также изменение представлений о структуре и границах сферы педагогического сообщества (падение престижа принадлежности к группе педагогов, потеря смысла и чувства удовлетворения от педагогического труда и т.д.). У субъектов успешно преодолевших ситуацию кризиса, расширяется идентичность, т.е. они начинают воспринимать себя представителями широкой социальной группы на уровне мирового образовательного пространства.
Эти и другие аналогичные
примеры тесно связаны с
Кризис социальной идентичности влияет, прежде всего, на смысловые отношения, в результате чего происходит потеря ценностных ориентиров, которые необходимы для формулирования профессиональных целей и задач, а также стратегических профессиональных и личностных планов.
Таким образом, кризис социальной и профессиональной идентичности - это закономерный компонент профессионального развития. Его преодоление осуществляется в процессе профессионализации и характеризуется следующими показателями: идентификация со своей профессиональной группой, позитивное отношение к себе как члену этой группы и к другим ее членам, стремление реализовать себя в своей организации и профессиональном сообществе.
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
У
РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ
Данное исследование проводилось в 2012 году на базе филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Перми в группах: 100100.62 «Сервис» и 080801.65 «Прикладная информатика (в сфере сервиса)» 2-3 курсов. В исследовании принимали участие 35 работающих студентов.
Актуальность исследования. Проблема идентичности, которая имеет давние традиции изучения в различных областях, в настоящее время все чаще и чаще становится предметом исследования в психологии профессиональной деятельности. В данной отрасли наряду с другими психологическими фактами и явлениями активно обсуждаются и проблемы профессиональной идентичности, ее структуры и развития.
Информация о работе Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов