Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. С процессом изучения профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения проблем, возникающих в ходе осуществления той или иной профессиональной деятельности. Осознанная идентичность позволяет человеку не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление индивида о своем месте в профессиональной группе или общности.

Содержание

ВВЕДЕНИ……………………………………………………………..................2
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………………………………………4
1.1 История изучения феномена идентичности в психологии …….………...4
1.2 Сущность, значимость и классификация идентичности личности …….....9
1.3 Профессиональная идентичность как предмет психологического
исследования …………………………………………………………………..16
2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ ……………………..……………………………………………..25
2.1 Особенности формирования профессиональной идентичности ………..25
2.1 Психологические условия кризиса идентичности и его преодоления как динамики профессиональной идентичности личности …………………..…31
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У
РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ……………………………..……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..…………………………….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..……………….......

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 121.34 Кб (Скачать файл)

 

Чем выше сумма баллов, набранная опрашиваемым по каждому из статусов, тем в большей степени суждения о нем применимы к данному индивиду. Интерпретация полученных данных приведена в Приложении 1.

Опрос проводился анонимно. Это было сделано для большей  открытости студентов и честности  перед самими собой. Полученные результаты были розданы студентам вместе с  описанием каждого из статусов, прикрепленных к опроснику.

После проведения и обработки  методики стало понятно, что из 35 человек, прошедших данный тест, 29% испытуемых имеют статус сформированной идентичности, 63% имеют статус моратория и 8% имеют статус неопределенной идентичности (см. Приложение 2).

Полученные результаты можно  объяснить следующими факторами:

- в силу возраста студенты  еще не имеют достаточного  жизненного и профессионального  опыта, поэтому им сложно сделать  окончательный выбор профессии;

- студенты достаточно  хорошо информированы о специальности,  которую они выбрали, что указывает  на хорошую профориентационную работу в школах и учреждениях начального профессионального образования.

Выводы:

  1. В ходе работы с литературы были рассмотрены понятия общей и профессиональной идентичности. Система наиболее общих представлений о самом себе и своем месте в мире называется идентичностью. Она предполагает также осознание себя как профессионала – в этом суть профессиональной идентичности.
  2. В процессе подбора методик исследования возникла проблема выбора методики для исследования профессиональной идентичности студентов, поскольку все известные на сегодня методики направлены на диагностику профессиональной идентичности у учащихся старших классов. Была проведена адаптация методики, разработанной А. А. Азбель, при участии А.Г. Грецова  для изучения статусов профессиональной идентичности.
  3. Поставленная гипотеза подтвердилась: большинство студентов имеют статус моратория (осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен). Достаточно четкое представление о своей будущей профессиональной деятельности имеют 29% испытуемых. Это связано, возможно, с возрастными психологическими особенностями студентов, высокой информированностью студентов, хорошей профориентационной работой в школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Комплексный теоретический  анализ работ отечественных и  зарубежных авторов, касающихся изучения профессиональной идентичности дает возможность  говорить о разнообразии теоретических  концепций и подходов изучения, об отсутствии единой концепции, которая  давала бы целостное непротиворечивое феноменологическое описание профессиональной идентичности.

Проанализировав историю  изучения феномена идентичности в психологии, мы выяснили следующие факты.

Идентичность - существенное, постоянное Я человека, внутреннее, субъективное понятие о себе. Вопросы становления и развития идентичности актуальны на протяжении всего жизненного пути индивида. Идентичность является социальной по происхождению, поскольку формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения опыта, полученного в процессе этого взаимодействия

Профессиональная идентичность является актуальным в научном и практическом плане предметом психологического исследования. Генезис, формирование профессиональной идентичности как сложнейшие процессы, в ходе которых происходит трансформация сложившихся идентификационных структур, тесно связаны с контекстом развития личности, организацией профессионального опыта, осмыслением своего места в социальной среде, социальным взаимодействием. Являясь подвидом социальной идентичности, профессиональная идентичность выступает как категория индивидуальная, но связанная с набором ролей и статусов, ценностями и нормами профессионального сообщества.

Одним из условий развития профессиональной идентичности является профессиональное обучение. В ходе обучения в вузе происходит качественный скачок в профессиональном развитии студента. Именно в студенческом возрасте начинают формироваться основные идентификационные  характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии. Для того чтобы данные идентификационные характеристики развивались интенсивнее, необходимо создание специальных психолого-педагогических условий. Особую роль в развитии профессиональной идентичности студентов играет высшее учебное заведение.

Данное исследование проводилось  в 2012 году на базе филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Перми в группах: 100100.62 «Сервис» и 080801.65 «Прикладная информатика (в сфере сервиса)» 2-3 курсов. В исследовании принимали участие 35 работающих студентов.

Поставленная гипотеза о том, что у большинства испытуемых будет наблюдаться неопределенная профессиональная идентичность, что связано с отсутствием четкого представления о месте своей будущей работы подтвердилась. Большинство студентов имеют статус моратория (осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен). Достаточно четкое представление о своей будущей профессиональной деятельности имеют 29% испытуемых. Это связано, возможно, с возрастными психологическими особенностями студентов, высокой информированностью студентов, хорошей профориентационной работой в школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абульханова   К.А.   Психология   и   сознание   личности   (Проблемы 
    методологии,   теории   и   исследования   реальной   личности):   Избр. 
    психол. труды. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, 1999. - 
    224с.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. - М.: 
    Педагогика, 1980. - 232 с.
  3. Антонова И.В.  Проблема личностной идентичности // Психология 
    самосознания: хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2009.
  4. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение 
    отечественного психолога-практика // Московский 
    психотерапевтический журнал. 1996. № 1. С. 63-77.
  5. Братусь   Б.С.   К   проблеме   человека   в   психологии   //   Вопросы психологии. -1997. - № 5. - С. 3-19.
  6. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М.: Интер- 
    Диалект+, 1997. - 697 с.
  7. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М.: Изд-во 
    Моск. ун-та, 1982. - 464 с.
  8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Лантерна, Вита, 
    1995.-150с.
  9. Завалишина Д.Н. Конкретное мышление профессионала // Образ в 
    регуляции деятельности. - М.: Российское психологическое общество, 
    1997. - С. 56-65.

10. 3аковоротная, М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты. - Ростов-на-Дону, 2009.

11. Зимняя И.А.  Педагогическая психология. Учебник  для вузов. 2-е изд. -

М.: Логос, 1999. - 384 с.

12. 3инченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 164 с.

13. Казанская А.В. Текущая идентичность // Идентичность: хрестоматия. М., 2008.

14. Н.Кениг В.А. Становление профессиональной идентичности студентов,

15. Кениг В.А., Кострикина И.С. Развитие компетентности в процессе академического     обучения     и     профессиональной     практической деятельности у студентов вузов // Психология обучения. - 2008. - №1. - С.82-94.

16. Климов   Е.   А.   Психология   профессионального   самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.

17. Климов   Е.   С.   Психология   профессионала.   М.:   Изд-во   "Институт практической психологии", Воронеж.: НПО "МОДЭК", 1996. — 400 с.

18. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 2008.

19. Короленко Ц.П.,    Дмитриева Н.В.,    Загоруйко Е.Н. Идентичность в норме и патологии. - Новосибирск, 2000.

20. Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. -М., 1993. - 78 с.

21. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. N2. С. 51-56.

22. Лукьянов О. В. Проблема идентичности и психологическая ригидность в психологической и образовательной практике. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Томск, 1999. — 28 с.

23. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. М.: Независимая фирма "Класс", 1994.

24. Попова Л. В. Методы изучения процессов идентификации // Вопросы психологии, № 1,1988.

25. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во "Питер", 2000.

26. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

27. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Речь, 2010.

28. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. - М: Педагогика, 2009.

29. Шмелев А. Г. Ассоциативный эксперимент в исследовании структуры лексической памяти. / Общий практикум по психологии: Психологический эксперимент. Ч. 1. Метод, указания. М.: Изд-во МГУ, 1985.

30. Шнейдер Л.Б. Обретение себя // Триместр. Высшее профессиональное образование. 1998. №2. -С. 26-28

31. Пнейдер Л.Б .Профессиональная идентичность и память опыт генетической реконструкции // Мир психологии, 2001 -24с -1,7пл

32. Шнейдер Л.Б. Реконструкция идентичности Структурный и динамический аспект // Развитие личности. 2000. №2. С. 44-69.

ЗЗ. Шнейдер Л. Б. Сравнительный анализ становления профессиональной идентичности различных форм обучения // Развивающаяся психология-основа гуманизации образования: Материалы 1 Всероссийской научно-методической конференции. М., 1998. 127-128 с.

34. Шнейдер Л.Б. Становление профессиональной идентичности практических психологов в процессе вузовской подготовки // Практическая подготовка психологов в системе высшего образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 1998. С. 225-242.

35. Шнейдер   Л.Б.    Профессиональная   идентичность   как   психолого-педагогическая проблема вузовской подготовки психологов-практиков //    Профессиональные    компетенции   учителей    взрослых    людей.  Материалы научной конференции. М.,1999. СЛ 84-187.

З6. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: Изд-во Моск. открытого соц. ун-та, 2001. -256.

З7. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб, пособие. - М., 2009.

38. Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -193 с.

39. Шнейдер Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности.- М.: ООО "Принт", 2000. - 128 с.

40. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2006.

41. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические   механизмы формирования идентичности личности // Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Описание статусов профессиональной идентичности

Статусы ПИ

Характеристика  статусов

Суммы баллов

Степень выраженности статуса

Неопределенное  состояние профессиональной идентичности

Состояние характерно для учащихся, которые  не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить  варианты своего профессионального развития. Чаще всего этим статусом обладают подростки, родители которых не хотят или не имеют времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих детей. Такой статус бывает и у подростков, привыкших жить текущими желаниями, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии.

0—3

Статус  не выражен

4—7

Выраженность  ниже среднего уровня

8—11

Средняя степень выраженности

12—15

Выраженность  выше среднего уровня

16 баллов  и выше

Ярко  выраженный статус


Навязанная  профессиональная идентичность

Это состояние характерно для человека, который выбрал свой профессиональный путь, но не путем самостоятельных размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей или друзей. На какое-то время это, как правило, обеспечивает комфортное состояние, позволяя избежать переживаний по поводу собственного будущего. Но нет никакой гарантии, что выбранная таким путем профессия будет отвечать интересам и способностям самого человека. Поэтому такой выбор в дальнейшем вполне может привести к разочарованию.

0—4

Статус  не выражен

5—9

Выраженность  ниже среднего уровня

10—14

Средняя степень выраженности

15-19

Выраженность  выше среднего уровня

20 баллов  и выше

Ярко  выраженный статус

Мораторий (кризис выбора)

Такое состояние характерно для человека, исследующего альтернативные варианты дальнейшего профессионального  развития и активно пытающегося  выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем  будущем. Эти юноши и девушки размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. На этой стадии нередко складываются неустойчивые отношения с родителями и друзьями: полное взаимопонимание может быстро сменяться непониманием, и наоборот. Как правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходит к состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности.

0—4

Статус  не выражен

5—9

Выраженность  ниже среднего уровня

10—14

Средняя степень выраженности

15—19

Выраженность  выше среднего уровня

20 баллов  и выше

Ярко  выраженный статус

Информация о работе Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов