Сущность патриотического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить воспитание патриотизма у младших школьников.
Объект - воспитательный процесс младших школьников. Предмет – условия воспитания патриотизма.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность определения патриотическое воспитание.docx

— 64.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 

§4. Изучение уровня сформированности патриотического воспитания у младших школьников

Изучение уровня сформированности патриотического воспитания у младших школьников  проходило в 2012 году, в школе №12 г. Сыктывкара в 3 классе.

Цель данного этапа  исследования: выявление первичного уровня сформированности патриотического воспитания у младших школьников; диагностика знаний младших школьников о своей малой и большой Родине.

Для достижения данной цели нами были определены критерии и показатели сформированности патриотического воспитания у учащихся 3 класса на основе которых была составлена анкета для учащихся (приложения 1).

 

Критерии

Показатели

Отношение к своему городу и Республике

Знает и бережно относится  к истории, и культуре города и  республики; знает символы республики.

 

Отношение к стране, её символам

 

Интересуется историей и  культурой нашей страны, знает  и дорожит государственными символами  страны; уважает традиции своей страны.

 

Отношение к Родине

 

Интересуется историей, культурой  Родины, испытывает глубокую привязанность  к родным местам. Участвует в общественных делах, понимает значимость своей деятельности для развития Родины.


 

 

 

 

 

 

 

Нами было выделено три  уровня сформированности чувства любви  к Родине у учащихся 2 класса.

 

Критерии

Показатели

Высокий уровень

Средний уровень

Нижний уровень

 

Отношение к своему городу и республике

 

Интересуется историей нашей  республики, знают прежнее название  города, в котором живет, знает  цвета флага республики.

 

Интересуется историей нашей  республики, знает прежнее название города, в котором живет,  путает цвета флага республики.

 

Не интересуется историей нашей республики , не знает прежнее название города, в котором живет, не знает цвета флага республики

 

Отношение к стране, ее символам.

 

Знает название страны; знает  государственные символы страны; знает фамилию руководителя государства; Знает название российских праздников.

 

Знает название страны; знает  не все государственные символы  страны; знает фамилию руководителя государства; не знает название российских праздников.

 

Не знает: название страны; государственные символы страны; фамилию руководителя государства; традиционные российские праздники.

 

Отношение к родине

 

Понимает значение слова  Родина, испытывает глубокую привязанность  к родным местам, понимает значение выражения родной край. Интересуется культурой Родины. Участвует в  общественных делах, понимает значимость своей деятельности для развития Родины.

 

Не полное понимание значения слова Родина; Периодически интересуется культурой Родины. Испытывает привязанность  к родным местам, не полностью понимает значение выражения родной край.  Участвует в общественных делах  по требованию, напоминанию.

 

Не понимает значение слова  Родина. К культуре родного края равнодушен. Не испытывает привязанность к родным местам, не понимает значение выражения родной край. Избегает участия в общественных делах.


 

 

 

 

§5. Анализ анкетирования учащихся 3 класса

Рассмотрим результаты, полученные с помощью анкетирования, представленные в таблице (приложение 2). Как видно  из таблицы мы выявили 6 учеников с высоким уровнем патриотического воспитания это учащиеся под номерами 7, 12, 16, 21, 29 и 30. Учащиеся интересуется историей нашей республики, могут перечислить цвета флага республики. Они интересуется культурой страны, знает символы государства. У них выражен глубокий интерес к традиционным  праздникам страны, испытывают глубокую привязанность к родным местам, участвует в общественных делах, понимая значимость своей деятельности. Испытуемые могут дать определение слову Родина.

Как видно из приложения 2 20% учащихся можно отнести к среднему уровню сформированности патриотического воспитания. Данные учащиеся без особых трудностей ответили на вопросы касающиеся символики, традиционных праздников, ответы были не полными, но правильными. Сложности возникли с 10 вопросом и с вопросами связанными с пословицами. Можно увидеть, что у них проявляется интерес к истории страны, проявляется в ответах, связанных с её символикой и ее традиционными праздниками. Учащиеся испытывают привязанность к родным местам. Сложности у них со знанием пословиц о своей родине, и то, что они не знают, как помогают своей Родине, какими делами и поступками.

Учащийся под номером 15 характеризуется низким уровнем сформированности патриотического воспитания. Испытуемый знает название страны, знает небольшое количество праздников и символов, так же он знает цвета флага республики. Но на остальные заданные вопросы учащийся ответить не смог, что говорит о его незнании истории и культуры республики и страны, о не привязанности к родным местам. 

Таким образом, исходя из полученных  результатов: 77 % с средним уровнем патриотического воспитания, 20 % с высоким уровнем патриотического воспитания и 3% с низким уровнем патриотического воспитания. Можно судить о среднем уровне сформированности патриотического воспитания у учащихся 3 класса в школе №12 г. Сыктывкара. Это говорит о том, что учащиеся наслышаны о символах государства и республики, знают некоторые праздники. Но этого не достаточно, что бы они были патриотами им надо показывать и рассказывать о Родине, символах, праздниках, героях, что бы у них проявился настоящий интерес и они это прочувствовали.

 Опираясь же на выведенный  нами общий балл можно судить о том, что 77% учащихся, относящихся по показателям к среднему баллу, испытывают затруднения при ответах на вопросы, таких, как: Какие добрые дела вы делаете для своей родины?  Закончите пословицы: Если народ едини… ; Как аукнется, так и…; Человек без Родины, что соловей…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации

Проведенное анкетирование в школе №12 г. Сыктывкара показало, что у большинства учащихся 3 класса средний уровень сформированности патриотического воспитания. Таким образом, для данного класса можно дать несколько рекомендаций.

Большое значение для воспитания патриотического воспитания имеют семейные экскурсии по району, городу, селу; посещение с родителями музеев, участие в каких - либо конкурсах, чтение книг русских и коми поэтов на тему войны, родного края. Так же просмотр фильмов, беседы с детьми и родителями на тему патриотизма, проведение военно-патриотических игр, посещение старинных городов, центров культуры и истории.

Работу по патриотическому воспитанию можно осуществлять и на уроках, через кружки, факультативы. Уроки можно проводить в игровой форме, во внеурочное время различные праздники и экскурсии.  Интересны и познавательны для детей будут встречи со знаменитыми людьми своего края, страны. Знакомство учащихся со своей малой Родиной можно начать с экскурсии по родному селу, городу, по улицам, где есть старинные постройки. Ученики с удивлением будут открывать для себя красоту этих домов. Повысится их  культурный уровень, возникнет потребность в получении новых знаний о малой Родине, о народных традициях. Необходимо с детьми посещать выставки, памятники героям, и т.д. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках, о бережном отношении к ним, о содержании их в чистоте; о героях нашей страны, о том как можно показать свою любовь к Родине и конечно же рассказать детям что такое патриотизм. Учитель может рассказать  детям о своих любимых местах в городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. Детям можно предложить принять участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т.п.

 

 

Заключение

Воспитание - процесс целенаправленного  влияния, целью которого выступает  усвоение ребенком необходимого для  жизни в обществе социального  опыта и формирования принимаемой  обществом системы ценностей. Воспитание у ребенка патриотизма неразрывно связано с формированием его отношений к окружающей действительности. Отношение человека к действительности находит свое выражение в сфере чувств, воли, мышления. Формирование такого сложного, многогранного чувства, как любовь к Родине, патриотизм осуществляется на основе развивающихся и ставших устойчивыми чувств – симпатии, сопереживания, доброты, ласки, доброжелательности (сначала к родным близким людям). В связи с этим выделяются критерии и показатели такие, как: отношение к обществу, к родному краю, своему городу, которые определяют уровень сформированности патриотизма.

Отношение человека к своей  Родине – то же, что отношение  сына или дочери к своим родителям, поэтому необходимо начинать воспитание патриотизма уже с самого раннего детства, а именно с младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст, по мнению ряда исследователей, характеризуется  повышенной восприимчивостью воздействиям, что обусловлено такими возрастными  особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая эмоциональная активность,  эмоциональность.  Именно в этом возрасте возникают большие возможности  для развития у детей патриотизма. Для того чтобы это чувство возникло, человек должен овладеть понятием «Родина», получить знания о культуре страны и крае, о подвигах героев, достижениях ученых, деятелях культуры, которые прославили родной край. Все это происходит при определенных условиях.

Воспитание человека, любящего и ценящего свою Родину, начинается в семье. Родители являются первыми  наставниками ребёнка в становлении  его как гражданина и патриота своего родного края. Через семью  ребёнок осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье  ребёнок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей  своим образом жизни.

Опираясь на то новое положительное, что появляется в психике ребенка, благодаря семье, начальная школа  продолжает формировать чувства патриотизма,  товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Важной частью работы по воспитанию патриотизма является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников, врачей). С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире.

Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту - это одна из составляющих воспитания чувства любви к Родине, патриотизма. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества маленького человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.

Но проведя анкетирование  в 3 классе школы № 12 г. Сыктывкара мы обнаружили, что у младших школьников средний показатель уровня воспитанности патриотизма. В связи с этим мы разработали рекомендации, которые помогут повысить уровень воспитанности в данном классе, а так же культуру учащихся. Согласно нашим рекомендациям родителям необходимо обратить внимание на семейные экскурсии по району, городу, селу, посещение с детьми музеев, участие в каких - либо конкурсах. Учителю же необходимо обратить внимание на то, что воспитание чувства любви к Родине можно осуществлять на уроках, через кружки, факультативы. Уроки можно проводить в игровой форме, во внеурочное время различные праздники и экскурсии. Важно проводить встречи со знаменитыми людьми своего края и страны, беседы о парках, о памятниках и др., о бережном отношении к ним, о содержании их в чистоте.

Исходя из вышесказанного, можно сделать общий вывод, что  воспитание у младших школьников патриотизма, готовность в случае необходимости беззаветно её защищать - это продукт учебно-воспитательного процесса в целом.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  2. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. -2007.- №9 с.17-20.
  3. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. – М., 1954. – Т. IV. – С. 488-489.
  4. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и  подростков, как средство социализации. / Н.К.Беспятова, Д.Е.Яковлев. – М.: Айрис- Пресс, 2004. – 192с.
  5. Бублик Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: учебное пособие для студентов педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1988. – 192с.
  6. Будакова Ю.В. Из опыта патриотического воспитания младших школьников / Ю.В.Будакова // Начальная школа. – 2008.- №9 с.45-48.
  7. Воспитание школьников №1 2010 с. 11-13
  8. Вырщиков  А., Космарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. – 2006. - №3 с.234.
  9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М., 1978. – Т. 8. – С 24.
  10. Е.Е Вяземский Лекция 2: гражданско-патриотическое воспитание как важнейшая задача и приоритетное направление  развития российской системы образования
  11. Воспитание школьников №1 2010 с. 11-13
  12. Мое Отечество - Россия: система воспитания патриотизма у дошкольников и младших школьников. И. В. Богачева, В. Я. Гиненский, С. И. Губинова, А. П. Казанов, Г. А. Кузьменко
  13. Радищев А.Н. Избр. соч. – М., 1952. – С. 205-206.
  14. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. – М.-Л., 1959. – Т. 9. – С 296
  15. Словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. А.Л. Евгеньевой. – М., 1984. – Т. 3. – С. 33
  16. Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 160
  17. Философский словарь / Ред. И.Т. Фролов. – М., 1986. – С. 358
  18. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.  343-344 с.
  19. http://www.krotov.info/libr_min/k/kurbatov/kurbat_06.html
  20. http://festival.1september.ru/articles/524727/

Информация о работе Сущность патриотического воспитания