Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и систематизировать эффективные приёмы в работе над орфографическим правилом, которые влияют на орфографическую грамотность младших школьников. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач:
1. Проанализировать сущность понятия «орфографическое правило» и его роль в формировании орфографической грамотности.
2. Рассмотреть эффективные приёмы работы над орфографическим правилом на уроках русского как способ формирования орфографических умений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……….
1.1 Сущность понятия орфографическое правило и его роль в формировании орфографической грамотности…………….
1.2 Эффективные приёмы работы над правилом…………….
1.3 Использование алгоритмов при работе над орфографическим правилом…………………………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………...……
2.1 Результаты практико-ориентированного исследования…
2.2 Систематизация заданий при работе над орфографическим правилом в 3-ем классе…………………...
2.3 Анализ урока………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 3
6
6
12
18
23
23
28
33
36
38
Эффективность использования обобщающих алгоритмов в значительной степени определяется их простотой и доступностью, уровнем сходства всех способов описания моделей в общей цепочке: правило − алгоритм − схема устного рассуждения образцы устного рассуждения − графическая фиксация умственных действий при мотивировке орфограмм. Все эти действия оказывают эффективное воздействие лишь в комплексе, поэтому опора только на образцы обоснования орфограмм или только на схемы алгоритмических предписаний заметно снижает эффективность обучения рациональным приемам применения знаний.
Обучение алгоритмам можно производить 2 способами. Первый – давать учащимся алгоритмы в готовом виде, а затем закреплять во время упражнений. В методической разработке предложен второй способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, в котором учебный процесс построен так, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися.
Обучение использованию алгоритмов проходит 3 этапа:
1. Подготовительный этап – подготовка базы для работы с новым материалом, актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма. Время, отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности учащихся. Без этого этапа упражнения по алгоритму могут привести к закреплению ошибок. Педагог на этом этапе повторяет и закрепляет с учащимися необходимые темы для усвоения нового орфографического правила.
2. Основной этап:
а) Начинается с момента объяснения правила. Важно, чтобы в составлении и записи алгоритма участвовал весь класс, чтобы дети запомнили построенную модель применения правила. Учитель проводит поэтапное обучение, в результате которого на доске появляется запись алгоритма. При составлении алгоритма можно использовать более экономные графические средства: точки, стрелки, вопросы, опорные слова, буквенные обозначения, таблицы, что облегчает понимание и усвоение алгоритма.
б) Далее по схеме разбираются 2-3 примера.
в) Раздаются карточки с алгоритмами или работа ведется по общей схеме. Содержание перечитывается одним учеником. Затем выполняются тренировочные упражнения (сначала – коллективно, затем – самостоятельно). Необходима жесткая фиксация умственных действий и применение дифференцированного подхода.
г) Развернутое комментирование. Дети проговаривают каждый шаг своего действия по алгоритму.
д) Учащиеся стараются не использовать карточки и комментарии (но при необходимости пользуются ими). Тренировочный материал на этом этапе: упражнения учебника, специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и самостоятельно из учебника (словосочетания, предложения или выборочные слова).
3. Этап сокращения операций. На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые операции совершаются параллельно, некоторые – интуитивным путем, без напряжения памяти. Процесс свертывания происходит неодновременно и разными путями у разных учащихся. Своевременному свертыванию алгоритма способствуют сокращенные комментарии и образцы. Комментарии эффективны тогда, когда скрывают в себе стройную логическую систему, когда они связаны между собой общими признаками и имеют определенную последовательность.
Важную роль также играет умение правильно рассуждать по алгоритму. Дети должны запоминать образец рассуждения, постигая его смысл, т.е. осознанно, чтобы потом суметь вычленить главное в нем и сократить рассуждение частично, а затем и полностью.
Для улучшения усвоения модели алгоритма А. Г. Жиленко предлагает специальные приемы [8, c. 54]:
− домашние упражнения, направленные на запоминание последовательности операций;
− письмо с использованием алгоритма без схемы, одному из учащихся можно предложить задавать альтернативные вопросы, а другому − отвечать на них;
− вопросы учащихся типа: «что будем писать при двух ответах «да», при четырех «нет»?
Продолжительность каждого этапа по времени может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, темпа усвоения материала. На первом уроке по изучению нового орфографического правила подготовительный этап занимает незначительную часть урока, основная часть урока предназначена для 2 этапа – построения алгоритма и отработки пошаговых действий. На последующих уроках работа по алгоритму доводится до автоматизма, осуществляется этап сокращения операций.
Важно, чтобы дети принимали участие в формулировании правила и составлении алгоритмического предписания. В таком случае они постигают смысл каждого шага алгоритма и легче запоминают последовательность шагов. При этом необходимо представить детям и закрепить путем повторений образец устного рассуждения по алгоритму. Для закрепления на письме орфографического навыка необходимо при произношении про себя (или вслух) алгоритмического предписания графически фиксировать его (стрелками, точками, выделением отдельных частей слова, подчеркиванием определенных букв). Для полной автоматизации орфографического навыка нужно выполнять определенные упражнения при частичном и максимальном свертывании алгоритма.
Таким образом, при точном соблюдении всех «шагов» алгоритм всегда приведет к правильному решению, глубокому пониманию и усвоению правил. Обучение алгоритмам не сводится к заучиванию, а осмысленному пониманию правил. Оно предполагает самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это есть творческий процесс. Коллективное создание алгоритма может быть прекрасным средством обучения творческому мышлению.
Являясь одним из наиболее эффективных приёмов работы с орфографическим материалом, алгоритм может быть успешно применён только при условии, что учащиеся владеют основными базовыми знаниями и умениями. Умение определять части слова, части речи, знание теории грамматики поможет анализировать частные правила и выводить их на обобщённо-сопоставительный уровень, что значительно сократит количество правил, а значит, повысит и общий уровень грамотности учащихся. Кроме того, появляется возможность представить орфографию в виде стройной системы одной природы, то есть преодолеваются дробность, мозаичность знаний норм правописания.
На взгляд В. П. Лукьянёнка, вывод правила и построение алгоритма обычно проходят три ступени [14, c. 30]:
а) осознание цели проверки: что проверяется и почему, зачем;
б) грамматическое (фонематическое, семантическое) ориентирование, моделирование проверки;
в) операционная ступень: решение грамматико-орфографической задачи по алгоритму.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что работа с орфографическими правилами способствует умственному развитию учащихся: она требует постоянного анализа и синтеза, сопоставлений и противопоставлений, обобщения и конкретизации, рассуждений и доказательств. Школьники овладевают упорядоченными, правилосообразными действиями, постепенно переходят к сокращенным, свернутым умственным действиям.
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Результаты практико-ориентированного исследования
Цель нашего исследования – изучить и систематизировать эффективные приёмы в работе над орфографическим правилом, которые влияют на орфографическую грамотность младших школьников. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать сущность понятия «орфографическое правило» и его роль в формировании орфографической грамотности.
2. Рассмотреть эффективные приёмы работы над орфографическим правилом на уроках русского как способ формирования орфографических умений.
3. Предложить приёмы работы над орфографическим правилом с учащимися 3 классов.
На начальном этапе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование алгоритмов при работе над орфографическим правилом является наиболее успешным приёмом формирования орфографической грамотности младших школьников.
Объект исследования – процесс работы над орфографическим правилом.
Предмет исследования – эффективные приёмы работы над орфографическим правилом, способствующие формированию орфографической грамотности.
В результате теоретического исследования нами была установлена сущность понятия «орфографическое правило», которая заключается в следующем. В широком смысле под определением «орфографическое правило» понимают всякое указание, нормирующее правописание даже отдельных слов (например, относящихся к традиционным написаниям: аллергия – через два л). В школьной практике термин «правило» употребляется в более узком значении: указания нормативов обобщённого характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов. Основное назначение правила – обобщать однородные орфограммы. Благодаря такой его особенности, создающийся на основе правила навык также должен носить обобщённый характер. То есть, если ученик при письме опирается на правило, то пишет «по правилу» не только слова, часто повторяющиеся в его практике, но и любое слово с данной орфограммой, не встречавшееся ему прежде.
Кроме этого нами были определены наиболее эффективные приёмы работы над орфографическим правилом в начальной школе. Орфографические правила должны изучаться таким образом, чтобы они были для учащихся руководством к действию. В процессе применения правил во время повторений, прежде всего, совершенствуется мыслительные операции, те приемы памяти, которыми необходимо овладеть при выработке орфографических навыков обобщенного характера. Сущность правила раскрывается на основе выполнения практических заданий индуктивным или дедуктивным способом. Усвоение нового правила происходит в процессе выполнения практических упражнений. При этом необходимо устанавливать связи нового правила с ранее известными. Связь эта может выражаться в противопоставлении правил или, наоборот, в установлении сходства.
В работе над орфографическим правилом целесообразно применять алгоритмизацию процесса обучения, когда совместно с учащимися составляются алгоритмы, которые позволяют легко и быстро, в 2-3 шага выбрать правильное написание. При обучении орфографии существуют такие разновидности алгоритмов: алгоритмы поиска, которые обеспечивают правильное вычленение грамматических признаков и безошибочное, быстрое выявление в тексте тех мест, где надо применять один из разрешающих алгоритмов; разрешающие алгоритмы, служащие разграничению сходных написаний и грамматических категорий и форм. Дети должны запоминать образец рассуждения, постигая его смысл, т.е. осознанно, чтобы потом суметь вычленить главное в нем и сократить рассуждение частично, а затем и полностью. Важно, чтобы дети принимали участие в формулировании правила и составлении алгоритмического предписания. В таком случае они постигают смысл каждого шага алгоритма и легче запоминают последовательность шагов.
Являясь одним из наиболее эффективных приёмов работы с орфографическим материалом, алгоритм может быть успешно применён только при условии, что учащиеся владеют основными базовыми знаниями и умениями. Умение определять части слова, части речи, знание теории грамматики поможет анализировать частные правила и выводить их на обобщённо-сопоставительный уровень, что значительно сократит количество правил, а значит, повысит и общий уровень грамотности учащихся. Кроме того, появляется возможность представить орфографию в виде стройной системы одной природы, то есть преодолеваются дробность, мозаичность знаний норм правописания.
Анализ диктанта, написанного учениками 3-го класса УО «Зельвенская санаторная школа-интернат» (количество учащихся – 19 человек), заставил задуматься над развитием орфографической грамотности детей. Для выявления и развития сформированности орфографической грамотности нами был проведен анализ работ по двум позициям: количество ошибок; классификация ошибок по орфограммам.
Таблица 2.1 − Типичные ошибки, допускаемые третьеклассниками
Слова |
Написали правильно (чел.) |
Допустили ошибки в написании (чел.) |
Определили правильно состав слова (чел.) |
Допустили ошибки в определении состава слова (чел.) |
Проходить |
10 |
9 |
11 |
8 |
Прохожий |
11 |
8 |
11 |
8 |
Поход |
9 |
10 |
15 |
4 |
Посадить |
8 |
10 |
13 |
6 |
Поливать |
7 |
12 |
9 |
10 |
Просмотреть |
9 |
10 |
9 |
10 |
Повязать |
5 |
14 |
12 |
7 |
Заплатить |
9 |
10 |
1 |
18 |
Побледнеть |
− |
19 |
1 |
18 |
Слова |
Пропуск гласной на стыке приставки и корня (чел.) |
Пропуск согласной на стыке приставки и корня (чел.) |
Ошибочное удвоение согласной на стыке приставки и корня (чел.) |
Пропуск или ошибочное употребление Ъ (чел.) |
Приобрели |
6 |
|||
Рассвет |
9 |
|||
Поиграли |
5 |
|||
Отцвели |
8 |
|||
Пересказ |
11 |
|||
Расцвели |
9 |
|||
Подъезд |
5 | |||
Подземный |
3 |