Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и систематизировать эффективные приёмы в работе над орфографическим правилом, которые влияют на орфографическую грамотность младших школьников. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач:
1. Проанализировать сущность понятия «орфографическое правило» и его роль в формировании орфографической грамотности.
2. Рассмотреть эффективные приёмы работы над орфографическим правилом на уроках русского как способ формирования орфографических умений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……….
1.1 Сущность понятия орфографическое правило и его роль в формировании орфографической грамотности…………….
1.2 Эффективные приёмы работы над правилом…………….
1.3 Использование алгоритмов при работе над орфографическим правилом…………………………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………...……
2.1 Результаты практико-ориентированного исследования…
2.2 Систематизация заданий при работе над орфографическим правилом в 3-ем классе…………………...
2.3 Анализ урока………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 3
6
6
12
18
23
23
28
33
36
38
2. Орфографические правила должны изучаться таким образом, чтобы они были для учащихся руководством к действию. В процессе применения правил во время повторений, прежде всего, совершенствуется мыслительные операции, те приемы памяти, которыми необходимо овладеть при выработке орфографических навыков обобщенного характера. Сущность правила раскрывается на основе выполнения практических заданий индуктивным или дедуктивным способом. Усвоение нового правила происходит в процессе выполнения практических упражнений. При этом необходимо устанавливать связи нового правила с ранее известными. Связь эта может выражаться в противопоставлении правил или, наоборот, в установлении сходства.
3. В работе над орфографическим правилом целесообразно применять алгоритмизацию процесса обучения, когда совместно с учащимися составляются алгоритмы, которые позволяют легко и быстро, в 2-3 шага выбрать правильное написание. При обучении орфографии существуют такие разновидности алгоритмов: алгоритмы поиска, которые обеспечивают правильное вычленение грамматических признаков и безошибочное, быстрое выявление в тексте тех мест, где надо применять один из разрешающих алгоритмов; разрешающие алгоритмы, служащие разграничению сходных написаний и грамматических категорий и форм. Дети должны запоминать образец рассуждения, постигая его смысл, т.е. осознанно, чтобы потом суметь вычленить главное в нем и сократить рассуждение частично, а затем и полностью. Важно, чтобы дети принимали участие в формулировании правила и составлении алгоритмического предписания. В таком случае они постигают смысл каждого шага алгоритма и легче запоминают последовательность шагов.
Результаты практико-ориентированного исследования убедили нас в необходимости разработки наиболее эффективных приёмов работы над орфографическим правилом с третьеклассниками.
4. Предложенные задания позволяют оценивать полноту усвоения правил правописания безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова, обоснованно подходить к выбору тренировочных упражнения, корректировать работу в соответствии с особенностями усвоения материала в каждом конкретном классе. Основные задачи заданий − установить степень владения умением находить слова на изученные правила и способы применения правил в практике письма как в специальных орфографических упражнениях, так и в упражнениях творческого характера. Предложенный подход обеспечивает оценку различных компонентов орфографических знаний и умений, позволяет своевременно выявлять пробелы в обучении правописанию, целенаправленно планировать систему упражнений выбор методов и приемов работы. В конечном итоге устраняется разрыв между знанием правил и применением их в практике письма.
Список использованных источников
1 Алгазина, H. H. Формирование орфографических навыков / H. H. Алгазина. − М.: Просвещение, 1987. − 159 с.
2 Архипова, Г. М. Формирование орфографических навыков / Г. М. Архипова // Начальная школа. − 2010. − № 6. − С.58-6.
3 Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. − М.: Просвещение, 1966. − 307 с.
4 Бондаренко, А. А. Орфография для малышей / А. А. Бондаренко // Начальная школа. – 2002. − №5. – С. 28-41.
5 Бородина, А. И. Орфография играючи / А. И. Бородина // Русская словесность. − 2003. − № 5. − С.71-73.
6 Верниковская, А. В. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников / А. В. Верниковская // Пачатковая школа. – 2003. – №3. – С. 9-14.
7 Грабчикова, Е. С. Русский язык в 3 классе / Е. С. Грабчикова. – Минск: Народная асвета, 2008. – 191 с.
8 Жиленко, А. Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии / А. Г. Жиленко // РЯШ. − 2002. − №5. − С.53-55.
9 Жуйков, С. Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников) / С. Ф. Жуйков. − М.: Просвещение, 1965. − 355 с.
10 Заморзаева, Е. М. Поэтапная обработка орфографических навыков на основе алгоритмов. Обучение в восьмилетней школе / Е. М. Заморзаева. − М. − 1977. − С. 55-71.
11 Зеленина, Л. М. Русский язык в начальной школе. 3 класс / Л. М. Зеленина. – М.: Просвещение, 2003. − 126 с.
12 Катонова, Е. М. Развитие речи: старые и новые взгляды на проблему / Е. М. Катонова // Пачатковая школа. − 2003. − № 2. − С.13-15.
13 Красницкая, А. В. Непростые слова / А. В. Красницкая // Пачатковая школа. – 2001. – №2. – С. 23-26.
14 Лукьянёнок, В. П. Орфография как система правил правописания. Орфографическая норма / В. П. Лукьянёнок // Русский язык и литература. − 2010. −№ 5. − С.24-31.
15 Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов. − М.: Академия, 2000. − 469 с.
16 Методика преподавания русского языка в школе: учебник для вузов / под ред. М. Т. Баранова. − М.: Академия, 2000. − 368 с.
17 Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе / М. М. Разумовская – М.: Книжный Дом, 1992. – 276 с.
18 Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; под ред. М. С. Соловейчик. − М.: Академия, 1997. − 383 с.
19 Страпко, В. К. Размышления о формировании орфографической грамотности учащихся начальной школы / В. К. Страпко // Пачатковая школа. – 2001. − №12. – С. 15-19.
20 Тоцкий, П. С. Орфография без правил / П. С. Тоцкий. − М.: Просвещение, 1991. − 142 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИМЕРЫ АЛГОРИТМОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ТЕМАМ, ИЗУЧАЕМЫМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Алгоритм проверки слитного (раздельного) написания приставки (предлога).
1 шаг. Употребляется ли проверяемое слово без предлога (приставки)?
да
2 шаг. Можно ли вставить вопрос или иное слово
да: пиши раздельно, это предлог. нет: пиши слитно, это приставка.
Алгоритм употребления мягкого знака после шипящих
на конце имен существительных.
1 шаг. Проверяемое слово - существительное?
да
2 шаг. Оканчивается на шипящий (ж, ч, ш, щ)?
да
3 шаг. Определи род: женский, мужской.
женский: пиши "ь". мужской: "ь" не пишется.
Алгоритм правописания безударных гласных в корне
Проверь, находится ли гласный под ударением
да:
пиши тот гласный,
который слышится. чтобы безударный гласный
можно изменить :
пиши в безударном слоге обратись к словарю.
ту же букву, что и в
Алгоритм слитного и раздельного написания не с различными частями речи.
Определи, употребляется ли слово без не
да:
определи, возможна ли пиши раздельно.
замена синонимом без не
да: нет:
пиши слитно. определи, имеется ли
пиши раздельно определи, есть ли
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Фрагмент урока
Тема: «Правописание ь после шипящих на конце существительных».
I. Подготовительный этап:
1) Перечислите все шипящие согласные.
2) Найдите в прочитанном мною тексте существительные с шипящими на конце:
а) В небе пляшет стая туч
Пляшет чиж на сучке
Пляшет котик усач
Пляшет кулич на реке
На пригорке пляшет мышь
И листвой шумит камыш.
б) Колюч, да не еж ,
Кто же это? ( Ерш. )
3) Определите род и число следующих слов: мама, училище, пень, лампы, река, столы, солнце, чащи, стул.
II. Проблемная ситуация, создаваемая учителем.
На доске записаны слова:
мощь туч
мышь камыш
рожь еж
- Ребята, посмотрите внимательно на эти столбики слов. Что в них общего?
(Дети указывают, что это существительные и все они оканчиваются на шипящие).
- А что разное в их написании?
(Учащиеся указывают
на наличие ь в первом
- Молодцы, вы нашли общее и различное в этих словах. А может кто-нибудь знает, по какому правилу одни существительные с шипящим на конце написаны с ь, а другие - без ь? А хотите узнать? Сегодня мы познакомимся с этим правилом и будем учиться применять его при письме.
III. Анализ заголовка названия орфографической темы.
- Если на конце слова может быть ь после шипящего, это означает, что в данном случае нужно применить орфографическое правило. А чтобы узнать, какое орфографическое правило надо применить в данном случае, необходимо установить, к какой части речи относится данное слово. Правило, которое будет изучаться на уроке, касается правописания ь после шипящих на конце существительных.
IV. Разбор дидактического языкового материала.
На доске:
шалаш ночь
мяч картечь
клещ рожь
морж роскошь
училищ залежь
туч мощь
чащ тишь
крыш печь
Беседа проводится по следующим вопросам:
1) Слова из какой части речи записаны на доске (существительные)
2) После каких согласных записан ь?
(после шипящих согласных ч, ш, щ, ж)
3) Где в слове стоит Ь? (В конце слов).
4) - Хорошо, а теперь давайте определим род и число всех за писанных слов. Начнем с первого столбика.
(Учащиеся определяют род и число, а учитель записывает их на доске напротив слов).
шалаш (м. р., ед. ч.) ночь (ж. р. ед. ч.,)
мяч (м. р., ед. ч.) картечь( ж. р., ед. ч.)
клещ (м. р., ед. ч.) рожь (ж. р., ед. ч.)
морж (м. р., ед. ч.) роскошь (ж. р., ед. ч.)
училищ (ср. р., мн. ч.) залежь (ж. р., ед. ч.)
туч (ж. р., мн. ч.) мощь (ж. р., ед. ч.)
чащ (ж. р., мн. ч.) тишь (ж. р., ед. ч.)
крыш (ж. р., мн. ч.) печь (ж. р., ед. ч.)
5) - Молодцы! посмотрите внимательно на доску. Подумайте, какой из этого можно сделать вывод?
(Мягкий знак пишется только у существительных женского рода единственного числа).
-А кто уточнит где именно пишется Ь? (После шипя щих на конце существительных). - Хорошо. А теперь давайте соберем два наших вывода вместе и формулируем правило.
6) Учащиеся формулируют правило:
Учитель повторяет для всего класса: «После шипящих на конце существительных ь пишется только у существительных женского рода единственного числа.»
V. Работа над формулировкой правила по учебнику.
IV. Выполнение упражнений по учебнику.