Сущность процесса воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:39, реферат

Краткое описание

Педагогика, как наука заключает в себе многолетний опыт воспитания и обучения подрастающего поколения. Эта наука является результатом многовековых исследований закономерностей формирования личности. Знание этой науки освобождает педагога от различных проб и ошибок.
На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем педагогики является проблема постановки цели воспитания. Определение сущности воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение, так как непосредственным образом влияет на разработку педагогической теории. Этот момент подчеркивает актуальность темы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ 5
2.НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 11
3.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ 16
4. СТИЛИ И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

общ и проф.docx

— 48.07 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический  университет»

Институт психологии

Кафедра профессиональной педагогики

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Общая и профессиональная педагогика»

На тему:

Сущность процесса воспитания

 

 

 

 

                                           Выполнила: Студентка группы ЗПВД-201С

                                                                 Сосновских И.Р. (зач.кн.№1107058)

                                             Проверил: доктор педагогических наук,

                                             Профессор кафедры профессиональной педагогики

                                                                   Днепров С.А.

 

 

РГППУ

Екатеринбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.СУЩНОСТЬ  ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ 5

2.НАПРАВЛЕНИЯ  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 11

3.СРЕДСТВА  И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ 16

4. СТИЛИ И  МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание растущего  человека как формирование развитой личности составляет одну из главных  задач современного общества.

 Преодоление отчуждения  человека от его подлинной  сущности, формирование духовно  развитой личности в процессе  исторического развития общества  не совершается само по себе. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

Профессия педагога – одна из самых замечательных, но в тоже время - и одна из самых трудных. Настоящий педагог – это учитель и воспитатель в одном лице. Педагогическому процессу свойственны противоречивость, динамичность, скачкообразность, и поэтому стать педагогом в полном смысле этого слова может не каждый. Педагог – это призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это твой путь.

Педагогика, как наука  заключает в себе многолетний  опыт воспитания и обучения подрастающего  поколения. Эта наука является результатом  многовековых исследований закономерностей  формирования личности. Знание этой науки  освобождает педагога от различных  проб и ошибок.

На сегодняшний день одной  из самых актуальных проблем педагогики является проблема постановки цели воспитания. Определение сущности воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение, так как непосредственным образом влияет на разработку педагогической теории. Этот момент подчеркивает актуальность темы.

В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью  материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий  само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация  систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

 

1.СУЩНОСТЬ  ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Воспитание – это процесс  систематического и целенаправленного  воздействия на человека, на его  духовное и физическое развитие в  целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением  и образованием, поскольку названные  процессы направлены на человека как  целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие  влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и  образования существуют различия. В  отличие от образования, где главной  поставленной задачей является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит поставленной задачей формирование человека как  личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с  ним.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка  выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а  не объекта процесса воспитания. Собственная  активность ребенка есть необходимое  условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка  на основе исторически сложившихся  образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так  строить педагогический процесс, чтобы  воспитатель руководил деятельностью  ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных  и ответственных поступков.

Педагог - воспитатель может  и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и  социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности".

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого  растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".

Такой подход к построению процесса воспитания - как активного  целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и  места генотипа растущего человека в становлении его личности.

Достижения современной  науки, в том числе труды отечественных  философов и психологов, педагогов  и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и  результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно  преобразуя и окружающую среду, и  саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно  организуемой деятельности формируется  в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность  в благе другого.

Показательно, что накопительница психологического опыта - литература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту  истину.

Так, Л.Н. Толстой полагал, что признание права "другого" непросто на участие в "борьбе за существование", а на событие с  самим собой и, более того, утверждение  собственной жизнью бытия этого "другого" становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием  нравственного прогресса. "...Допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, - писал он в трактате "О жизни", - человек не может не видеть и того, что это - то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества"2.

Солидаризируясь с великим  писателем в понимании целей  воспитания, среди которых главной  он считал формирование потребности  принести благо другому, однако, можно  не согласиться с ним в суждении о возможных путях достижения этой цели. Л.Н. Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному просвещению,разделяя в этом взгляды просветителей XVIII в.

Данное положение позднее  подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов и педагогов фактом.

Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально- образной форме отражает различные  виды человеческой деятельности и развивает  способность творчески преобразовывать  мир и самого себя.

Просветительская ориентация в педагогике уступила место более  реалистичной, хотя никто не отрицал  важность нравственного просвещения  и знания как такового в процессе духовного развития личности.

Однако нравственное формирование личности не равно нравственному  просвещению. Установлено, что ценностно-ориентированная  внутренняя позиция ребенка возникает  не как итог некоторых "педагогических воздействий" или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может  быть ориентирована двояко. Один тип  направлен на воспроизведение уже  сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует  приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень  психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь  требуется решение задачи преобразования сознания человека.

В связи с этим, отечественные  ученые и педагоги-практики исходят  из того, что воспитание (в том  числе и обучение) не может плестись "в хвосте детского развития", ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать "завтрашнему  дню детского развития". В этом тезисе четко отражается принцип  подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые  структуры личностных ценностей  растущих людей.

Управление процессом  воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего развития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполне самостоятельно.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей  шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим  его конкретные физиологические  и психологические особенности.

«Не может быть колебаний, - писал А.С. Макаренко, - стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых  или малодушных, трусливых и лживых».

При этом особое значение приобретает  учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить  личность и построить эффективную  систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение  ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой  развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного  поведения, формирует потребность  действовать в соответствии с  нравственными образцами, которые  выступают в качестве мотивов, побуждающих  деятельность и регулирующих взаимоотношения  детей.

"Искусство воспитания", приходит к обоснованному выводу, заключается в использовании  такого важнейшего психологического  механизма, как создание правильного  сочетания "понимаемых мотивов"  и мотивов "реально действующих", а вместе с тем в умении  вовремя придать более высокое  значение успешному результату  деятельности, чтобы этим обеспечить  переход и к более высокому  типу реальных мотивов, управляющих  жизнью личности. Так, дети подросткового возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность превращает эти "понимаемые" мотивы в реально действующие.

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно - мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска.

Информация о работе Сущность процесса воспитания