Сущность целостного педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 14:40, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время можно с уверенностью говорить о кризисе «знаниево-просветительского» обучения. Это связано со многими причинами. Во-первых, поток информации в современном мире очень велик и его невозможно «втиснуть» ни в какие программы. Во-вторых, постепенно отпадает необходимость запоминать, перегружать память, потому что разрабатываются технические хранилища информации (компьютерные базы данных, энциклопедии, Интернет), и гораздо важнее научить школьника пользоваться ими. В-третьих, социально-культурные требования к личности в современном мире – нестабильном, но открывающем возможности для свободного выбора и самореализации в различных сферах социальной жизни,- вызывают необходимость развивать субъектность, индивидуальность, адаптируемость ребенка, способность самостоятельно решать и предупреждать жизненные проблемы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность целостного педагогического процесса………………………4
2. Характеристика процесса обучения……………………………………..…..8
3. Функции обучения……………………………………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………………..…..19
Литература…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 35.04 Кб (Скачать файл)

         Всякое  целенаправленное обучение дает  ребенку определенное образование. Понятие образование может быть  рассмотрено в двух планах. Прежде  всего образование есть относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у детей системе знаний, умений и навыков, отношениям к явлениям природы и общественной жизни. Вместе с тем образование представляет собой и процесс изменения, развития, совершенствования сложившийся системы знаний и отношений в  течение всей жизни, абсолютная форма овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с  изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом. Образование – не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработки и совершенствованию.

         Обучение по отношению к воспитанию является его органической частью, духовным стержнем, сердцевиной. Оно формирует духовное ядро личности – ее мировоззрение, нравственно-эстетическое отношение к действительности. Вместе с тем, в отличие от воспитания, обучение имеет свои специфические особенности. Они состоят прежде всего в строгом  отборе содержания культуры, научного материала, в своеобразии познавательного материала, в своеобразии форм и методов познавательной деятельности.

         Обучение  как органическая часть воспитания  подвержено действию его наиболее  общих закономерностей. Как и  воспитание, оно зависит от конкретно-исторических  условий. Различные эпохи и цивилизации  оставляют свой отпечаток на  организации обучения: отборе содержания  материала для различных социальных  групп, подборе методов идеологической  обработки и манипуляции сознанием [1,с. 23].

         Исходя из этих общих положений можно выделить цели и задачи обучения. Основная цель обучения – поддержание общественного прогресса.

Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получений; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.

3. Функции обучения

Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике. Обучение готовит ребенка к активному участию в производстве и общественных отношениях. Оно раскрывает  перед нами картину реального мира, жизни природы и общества, готовит к практической деятельности. Эта функция решает в единстве проблему общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки при ведущей роли общеобразовательной. Без общего образования и развития невозможно создать в человеке основу для овладения профессией, для непрерывного обновления знаний. Вместе с тем без профессиональных знаний в современных условиях невозможно осуществить политехническое образование, соединение обучения с производительным трудом.

         В  результате обучения дети получают  систему научных знаний, фактов, обобщений, законов. Они овладевают  наиболее общими умениями и  навыками, которые помогают им  утвердиться в коллективе, в обществе, в окружающем предметном мире, овладеть способами объяснения  мира и орудиями практической  деятельности [7,с. 21].

         Д.Ермаков и Г. Петрова [3,с.39-43] говоря о образовательной функции обучения, делают акцент на том, что действительно без знаний об объектах и явлениях окружающего мира не обойтись. Но, во-первых, это должны быть именно знания, то есть информация, необходимая для решения практических задач, а не сведения «для общего развития». Во-вторых, нельзя ограничиваться изучением только фрагментов окружающей действительности, ведь реальные жизненные ситуации целостны, неделимы, их расчленение на отдельные составляющие элементы, превращаемые дидактикой в объекты изучения, довольно искусственно. В жизни человек сталкивается не столько с отдельными объектами, сколько с проблемами – противоречиями, разрешение которых и составляет содержание   жизнедеятельности.

         Авторы анализируя понятийный аппарат современной науки и техники и содержание школьного обучения, говорят не только об отставании школьного обучения от жизни. Гораздо отчетливее прослеживается тенденция к сохранению традиционного предметно-ориентированного подхода к обучению. Проблемно-ориентированный подход более или менее отчетливо проявляется лишь при изучении проблем окружающей среды (по мнению этих авторов). Проблемы социально-экономического развития, психологические проблемы не входят в круг содержания школьного обучения.

         Д.Ермаков и Г. Петрова считают, обучение решению проблем - является одной из важных составляющих функций обучения (в качестве образовательной функции). Свою позицию они мотивируют следующим, что развитие мирового общества характеризуется следующим [6,с. 11]:

·   ускоряются темпы развития общества, расширяются возможности политического и социального выбора, что вызывает необходимость готовности граждан к такому выбору;

·   переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

·   возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть  решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения.

        Как  отмечал известный футуролог  Э. Теффлер, в современном мире «знание становится все более смертным. Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением. Это не возражение против изучения фактов или данных – вовсе нет.  Однако…школа завтрашнего дня должна давать не только информацию. Но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять».

         Создание  проблемного обучения как одного  из   составляющих функций обучения, может быть реализовано на  нескольких уровнях [9,с.192]:

         Нулевой  уровень- непроблемное изложение учителем учебного материала.

         Первый  уровень -  проблемное изложение  учителем учебного материала.

         Второй  уровень – учащийся решает  с помощью учителя поставленную  учителем проблему.

          Третий уровень – учащийся  самостоятельно решает проблему, поставленную учителем.

         Четвертый  уровень – учащийся самостоятельно  ставит и  решает проблему.

         Таким  образом, лишь на высоком уровне  традиционного проблемного обучения  решаются собственно проблемы, актуальные  для жизнедеятельности школьника, т.к. именно здесь происходит постановка, осознание, выявление, формулирование  проблемы.

         К  сожалению, на практике, в рамках  единого учебного плана и типовых  образовательных программ, проблемное  обучение не может быть реализовано  в «чистом виде» как тип  или система обучения, ибо это  требует существенной перестройки  не только содержания, но и  организация обучения. На деле  происходит проблемное изложение  отдельных элементов учебного  материала, решаются отдельные проблемные  задачи в основном «сильными»  учащимися. Проблемное обучение  происходит на олимпиадах, конкурсах. Таким образом, реализация в более  широком виде проблемного обучения  – является, по мнению некоторых  специалистов, одной из важных  составляющей  образовательной функции   обучения.

         Воспитательная  функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных ориентаций, убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально – культурного опыта и в формировании мотивов учебной деятельности, в котором во многом определяют ее успешность.

         Обучение  обеспечивает пищу для духовно-эмоциональной  пищи, формирует черты характера, прежде всего волю. Развитие духовных  потребностей и воли преследует  приоритетного развития в человеке  подлинно человеческого духовного  начала. Обучение всегда влечет  развитие познавательного интереса, способностей, эмоционального отношения  к процессу и результатам познавательной  деятельности, волевого напряжения  в практической деятельности  по приобретению знаний.

         В  настоящее время наиболее актуальна (в числе составляющей  воспитательной  функции обучения ) – проблема формирования ценностных ориентаций личности. Это доказывает широкое освещение  данной проблемы в периодических изданиях. Так, Л.В. Трубайчук [11.,с.37-41] говорит о том, что современная  дидактическая система должна быть направлена на создание и формирование новых ценностных ориентаций для нового  поколения. Поэтому каждый предмет, каждое учебное занятие должно вносить вклад в становление личности школьника, ориентировать его  на общечеловеческие ценности. Автор, говоря о общечеловеческих ценностях, имеет в виду предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов.

         Упорядоченность  социальных связей и взаимодействий  характерны для организованного  общества, в котором существуют  утвердившиеся социальные нормы  и ценности. Каждое конкретное  общество, помимо всеобщих, общечеловеческих  норм и ценностей, имеет и свои  специфические представления о  том, что полезно, разрешено, важно, а что вредно, запрещено, не важно: каким традициям и обычаям  следовать, а каким нет; какие  образцы поведения достойны признания, а какие должны быть отвергнуты и т.д. В этом находит своё отражение своеобразие культуры данного общества и её важнейшей составной ― системы норм и ценностей.

  Поведение людей в  обществе или группе определяется, прежде всего, их ориентацией  на определение ценностей, т.е. ценностной  ориентацией.  Конечно, далеко не  все люди в одном и том  же  обществе (группе) привержены  одним и тем же ценностям, одинаково  понимают и принимают принципы  добра, равенства, справедливости, свободы, братства и т.д. Ценностная ориентация  индивидов в обществе может  быть не только различной, но  и противоположной. Наряду с этим, у общества или социальной  группы существуют и общие  социальные ценности, которые оно  выдвигает, утверждает и защищает. Социальные ценности ― это  разделяемые обществом или социальной  группой убеждения по поводу  целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к их достижению. Иными словами, социальные ценности  отвечают на вопрос: как относиться  к тому, что уже есть и к  тому, что может быть.

         Особенно  важно формирование ценностей  у подрастающего поколения. Учебно-воспитательный  процесс должен обеспечить школьнику  такие ценностные ориентации, которые, создавая основы для развития  и становления личности ученика  и обеспечивая его дальнейшую  жизнедеятельность, определяли бы  поведение личности, планирование  ее будущего, участие в формировании  общественных норм и ценностей. Для этого в системе образования  необходимо создание условий  для трансляции и  становления  ценностных ориентаций личности. К ним  можно отнести:

1. осознание каждого предмета  как особой гуманитарной направленности (это обеспечивает вхождение детей  в широкий контекст общечеловеческой  культуры).

2. создание в школе особых  гуманистических  установок для  каждого учителя: на принятие  каждого ученика как личности.

3. создание условий для  самовыражения.

4. создание установок на  творчество.

5. формирование у школьников  следующих ценностей: нравственных  качеств личности, социально-культурных  ценностей, интеллектуально-культурных  ценностей, эстетических ценностей.

         Развивающая  функция обучения проявляется  в самой цели этого процесса  – всестороннем развитии личности  как целостной психической системы  с ее интеллектуальной, эмоционально- волевой и мотивационно -  потребностной сферами.

         Развитие  ребенка есть количественный  и качественный рост его физических, физиологических, психических структур. Количественные накопления ведут  к возникновению новых качественных  образований, а качественные изменения  формируют новые условия для  дальнейшего количественного роста. Развитие обеспечивает ребенку  возрастание его способностей, расширение  возможностей  совершенствования  физических сил, психических функций, умственных операций, речевой деятельности. Существует и действует объективный  закон: чем организованнее  и интенсивнее  обучение, тем интенсивнее и эффективнее  развитие ребенка. Обучение как  социальный процесс изначально  является ведущим фактором развития  детей. В процессе жизни обучение  и развитие взаимодействуют между  собой: обучение ведет за собой  развитие, становление способностей, дарований, а развитие расширяет  возможности обучения [2,с. 22].

            Проблема определения человеком  своего жизненного пути, выбора  профессии является одной из  сложных и все еще в полной  мере не решенной в педагогике, психологии, социологии и других науках. Установить четкий критерий выбора человеком своего, чаще всего пожизненного, занятия трудно и сложно, ибо в этом деле слишком много личного, субъективного и даже подсознательного. Профессия  является значительной ценностью, составляет основу жизни человека, служит показателем полнокровного участия индивида в развитии им человеческой культуры. Ведь культурным можно считать только такого человека, который смог в совершенстве овладеть профессией, подчинить свою жизнь какому-либо общеполезному делу и в конечном счете способствовать развитию общественного процесса. Именно в своей профессиональной деятельности человек становится личностью, полноценным субъектом общественных отношений. Профессия является важным фактором и условием развития индивидуальных способностей, роста интеллекта самого человека, в ней он обретает свою социальную силу, становится хозяином своей судьбы, но одновременно с этим профессия до некоторой степени ограничивает деятельность человека, “замыкает” его определенной конкретной областью деятельности, делает его “частичным” человеком, выступает как сугубо константный фактор его бытия. Кроме того, и об этом не следует забывать, профессия — это такой род деятельности человека, за который человек получает некую заработную плату [5,с. 19].

Информация о работе Сущность целостного педагогического процесса