Сюжетно-ролевая игра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление условий формирования доброжелательных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
Определить сущность игры и ее роль в формировании положительных взаимоотношений между детьми среднего возраста.
Изучить условия формирования положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования доброжелательных
взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в сюжетно-ролевой
игре…………………………………………………………………………………...6
Сущность сюжетно-ролевой игры и ее роль во всестороннем
развитии и воспитании ребенка…………………………………………………….6
Психолого-педагогические предпосылки развития
взаимоотношений в игровой деятельности детей среднего дошкольного
возраста. Педагогические условия и средства формирования совместной
деятельности детей…………………………………………………………………13
Глава 2 Исследование условий формирования положительных
взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре у детей среднего возраста……20
2.1 Исследование зависимости развития связной речи на формирование
положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре детей среднего
дошкольного возраста……………………………………………………………...20
2.2 Условия формирования положительных взаимоотношений в
сюжетно-ролевых игр у детей среднего дошкольного возраста………………...25
2.3 Анализ полученных результатов……………………………………..28
Заключение………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………33
Приложение…………………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

роль.doc и глава.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретические аспекты формирования доброжелательных

взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в сюжетно-ролевой 

игре…………………………………………………………………………………...6

    1. Сущность сюжетно-ролевой игры и ее роль во всестороннем

развитии и  воспитании ребенка…………………………………………………….6

    1. Психолого-педагогические предпосылки развития

взаимоотношений в игровой деятельности детей  среднего дошкольного 

возраста. Педагогические условия и средства формирования совместной

деятельности детей…………………………………………………………………13

Глава 2 Исследование условий формирования положительных 

взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре у детей  среднего возраста……20

2.1    Исследование зависимости развития связной речи на формирование

положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре детей среднего

дошкольного возраста……………………………………………………………...20

2.2  Условия формирования положительных взаимоотношений  в

сюжетно-ролевых  игр у детей среднего дошкольного  возраста………………...25

2.3    Анализ полученных результатов……………………………………..28

Заключение………………………………………………………………….31

Список  использованной литературы……………………………………33

Приложение…………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Всестороннее гармоническое развитие личности - главная задача нашего общества. Она осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Особое значение в формировании нового человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, ее многогранной творческой деятельности.

В сферу общественных отношений и деятельности человек  включается с детского возраста; под  их воздействием осуществляется процесс его общественно-политического, нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания. В коллективе ребенок формируется и развивается как гражданин, как член общества, как творческая индивидуальность. Детский коллектив является органической ячейкой общества, в котором реализуется его важнейшая задача: формирование нового человека. В силу этого детский коллектив воспроизводит в определенной мере систему отношений, присущих нашему обществу. Поэтому детские коллективы должны быть базой накопления детьми разностороннего положительного социального опыта.

Применительно к дошкольникам еще нельзя говорить о коллективе в полном смысле слова, однако, объединяясь  в группы под руководством взрослых, они устанавливают начальные  формы коллективных взаимоотношений. [20, с. 11]

Проблема взаимодействия личности и коллектива находит отражение  в конкретных психолого-педагогических исследованиях ученых: А.В. Запорожца,  А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. Ученые особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике проводились  и проводятся исследования игры, связанные  с ее педагогическим, психологическим  и терапевтическим использованием для подготовки ребенка к взрослой жизни. Ведь в игре происходит активная социализация ребенка, овладение нормами и правилами взаимоотношений между людьми (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерлецкая, Т.А. Маркова, Лисина).

Взаимодействия  между детьми, как отмечала А. П. Усова, характеризуются, прежде всего, тем, на какой основе происходит объединение между ними: будет ли оно механическим, когда дети играют, объединяясь только заданным содержанием игры, или они объединятся на более высоком уровне на основе интереса друг к другу [24, с. 54].

Н. А. Бойченко выявила связь между уровнем взаимоотношений детей пятого года жизни и развитием их интересов. Она показывает, что целенаправленная работа способствует становлению и развитию индивидуальных и общих (коллективных) интересов, поднимает детские взаимоотношения на более высокий уровень [2, с. 112].

Исследования психологов И. А. Аржановой, В. А. Горбачевой, Е. И. Кульчицкой показывают, что при целенаправленном педагогическом воздействии у ребенка могут быть рано воспитаны способность к сопереживанию, умение прийти на помощь. Моральные чувства (жалость, сострадание, стыд, зачатки чувства ответственности) проявляются у детей раньше, чем убеждения, привычки, знания о нормах поведения [21, с. 45].

Положительные взаимоотношения между детьми характеризуются  их естественным стремлением быть хорошими, желанием сделать приятное другим, готовностью оказать помощь, проявить уважение к сверстникам, доброжелательностью. Эти качества личности дошкольника определяют не только внутреннюю культуру взаимоотношений, но и форму их выражения. Положительные взаимоотношения выражаются в справедливом, вежливом, скромном, тактичном и предупредительном отношении ребенка к сверстникам.

Многие ученые занимались исследованием взаимоотношений  дошкольников в игре, но проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми остается актуальной и на сегодняшний момент, так как наблюдается небывалый рост жесткости, лотерея нравственных ценностей подрастающего поколения.

Поскольку данная проблема остается до конца не решенной, то темой нашего исследования мы выбрали: формирование положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре у детей среднего возраста. Исходя из выше сказанного были сформулированы основные элементы исследования.

Цель исследования: выявление условий формирования доброжелательных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

    1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
    2. Определить сущность игры и ее роль в формировании положительных взаимоотношений между детьми среднего возраста.
    3. Изучить условия формирования положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: взаимоотношения в игре детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: условия формирования положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре детей среднего возраста.

Гипотеза: положительные взаимоотношения в игре будут сформированы при условии хорошо развитой речи детей.

Методы исследования:

    1. Наблюдение сюжетно-ролевой игры дошкольников.
    2. Диагностика связной речи (автор Г.А. Любина).

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  МЕЖДУ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

 

    1. Сущность сюжетно-ролевой игры и ее роль во всестороннем развитии и воспитании ребенка

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра» - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3, с. 3].

Дошкольное  детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид  деятельности детей дошкольного  возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта [3, с. 5].

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни [15, с. 17].

Уже на первых этапах развития сюжетная игра воспитывает нравственно-волевые качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, к содействию. Первые совместные игры воспитывают  в детях чувства коллективизма, дружбы.  Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам, согласовывать свои действия с другими, обмениваться игрушками, помогать друг другу. Взаимоотношения между детьми формируются более успешно, если начиная со второго года жизни их, приучают играть индивидуально, рядом, не мешая друг другу, побуждают к деловым контактам (подать игрушку, подождать товарища и др.), привлекают к совместным действиям (скатиться вместе с горки, переместить вдвоем большого коня и т.д.). При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни уже начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступают в ролевое взаимодействие (один «везет» на машине другого «слушает» больного, «ставит» ему горчичники). Они учатся вместе решать игровые задачи, ищут необходимые игрушки, сооружают вместе из больших кубов   машину,   договариваются,   куда  поедут,   кто   будет  шофером. С приобретением умения играть в воображаемом плане взаимопонимание между детьми и воспитателем и, что особенно важно, между сверстниками возрастает. Это создает устойчивый эмоционально-положительный климат в группе [8, с. 54].

Во многих статьях  Н. К. Крупской указывается на органическую связь игры с трудом. По ее мнению, у детей нет такой грани между игрой и трудом, как у взрослых; работа их часто носит игровой характер, но постепенно игра подводит детей к труду.

Вопрос о  связи игры с трудом раскрывается и в статьях А. С. Макаренко. Он доказывает, что в хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности. Это роднит игру с трудом и делает ее средством подготовки к труду. [22, с. 15]

А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра — осмысленная деятельность, а радость игры — «радость творческая», «радость победы». Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив [15, с. 13].

А. С Макаренко  указывает также и на основное отличие игры от работы. Труд создает  материальные и культурные ценности. Игра таких ценностей не создает. Однако игра имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны для работы. Следует так руководить игрой, чтобы в ходе ее формировались качества будущего работника и гражданина [17, с. 88].

Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели [15, с. 17].

Интересные  игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры [3, с. 74].

Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Сюжетно-ролевые игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл их психическим витамином [15, с. 17].

Сюжетная игра возникает на рубеже раннего и  дошкольного возраста. Она вырастает  из предметной деятельности и общения  детей с взрослыми. Как доказано многочисленными исследованиями, предпосылки перехода от предметного действия к роли формируются к концу раннего возраста в следующей последовательности:

  1. Ребенок выполняет действия сначала только с теми предметами, 
    которые использовались взрослыми в процессе формирования этих действий.
  2. Сформированные действия переносятся на другие предметы (которые сначала предлагаются взрослыми).
  3. Ребенок называет используемые предметы именами замещаемых, но лишь после того, как выполнены действия с ними и взрослые обозначили их 
    игровые имена.
  4. Ребенок называет себя именем человека, чьи действия он 
    воспроизводит по предложению взрослого.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра