Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:53, реферат
Проблема формирования творческой личности всегда была одной из актуальных проблем педагогической науки. Современное общество выдвигает перед образованием новые цели. Их приоритетным направлением является ориентация на личность, развитие ее творческого потенциала, формирование личности, способной к саморазвитию и самореализации. Центрация на человеке, попытки найти способы оптимального использования неисчерпаемых возможностей личности - все это свидетельствует о смене приоритетов в сфере социально-педагогических ценностей
Глава I. ФИЛОСОФСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСТВО» 5
Понятие «творчество» в научной литературе 5
«Творчество» как один из видов человеческой деятельности 7
Глава II. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ», «САМОРАЗВИТИЕ», «САМОВОСПИТАНИЕ» 10
Развитие и саморазвитие 10
Самовоспитание и саморазвитие 14
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 17
Сущность и содержание творческого саморазвития личности 17
Структурные компоненты и механизм творческого саморазвития 23
ГЛАВА IV. КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 27
ЛИТЕРАТУРА 33
Творческое саморазвитие, как процесс, характеризуется динамичностью и активностью происходящих при этом психических сторон деятельности. Это сопровождается возникновением нового творческого начала, которое при достаточной творческой активности укрепляется, влечет за собой формирование творческой личности, но уже на более высоком уровне творческого саморазвития.
Можно выделить следующие характерные черты творческого саморазвития:
1. Последовательность
и непрерывность: процесс
2. Как показал анализ
и обобщение психолого-
3. Творческое саморазвитие
педагога всегда
Нельзя не согласиться
с высказыванием Л.М. Попова, что
самое важное заключается в возникновении
«механизма саморазвития субъекта на
абстрактно-аналитическом
Также важно выделить: анализ
массовой практики со всей очевидностью
подтверждает, что творческое саморазвитие
включает разностороннее развитие психических
процессов в профессионально-педагогичес
«Роль психических процессов в деятельности в том и состоит, что они, являясь процессами отражения действительности, обеспечивают её регуляцию: её адекватность предметам, средствам, условиям», - замечает Б.Ф. Ломов. Причем психические процессы рассматриваются не как самостоятельные виды деятельности, а как составляющие, обеспечивающие отражение условий, предмета и средств этой деятельности, формирование мотивов и целей, выделение проблем и решение задач». Итак, опираясь на утверждение Б.Ф. Ломова, необходимо дополнить, что психические процессы могут иметь как позитивный, так и негативный характер в процессе творческого саморазвития педагога. Назовем лишь некоторые из ограничений негативного действия, способные служить препятствиями для творческого саморазвития педагога: личностные черты характера, индивидуальные особенности мышления, наличие неадекватной самооценки, неуверенность в себе, недостаточное развитие памяти, способностей саморегуляции; отсутствие умений входить в новый коллектив и устанавливать контакты, склонностей к творческой деятельности, ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности; низкий уровень самоорганизации, развития психологической культуры.
Необходимо отметить, что в содержание творческого саморазвития личности будущего педагога входят и личностные параметры творческой деятельности: яркая проявленность стремления к новому, педагогический поиск, свободный творческий выбор методов, приемов, средств деятельности, потребность, интересы, целеустремленность в достижении конечных результатов.
Творческое саморазвитие проявляется в процессе активной творческой деятельности на уровне субъекта творчества - как сложной системы с многомерными компонентами, охватывающими: интеллектуальную, мотивационную, психологическую сферы деятельности.
Анализ психолого-
Здесь мы выделяем лишь основные стилеобразующие компоненты, проявляющиеся в интеллектуальной творческой деятельности составляющей «платформу» творческого саморазвития личности будущего педагога.
В вузе должны быть созданы такие условия, в которых студенты непрерывно стремились бы к самореализации собственных творческих возможностей. Это значит, что процесс вузовской подготовки мы рассматриваем как значимый этап, стимулирующий к саморазвитию и саморегуляции.
Полноценное развитие личности может быть осуществлено только при условии, если сама личность стремится к самосовершенствованию. Поэтому представляется необходимым выделение в творческом саморазвитие субъекта его мотивационной сферы. Насколько важным является присутствие этого компонента в исследовательской характеристике личности.
Творческое саморазвитие невозможно без активной деятельности самого студента. Мотив достижения выполняет ведущую роль в процессе саморазвития личности (Х. Хекхаузен). Постановка определенных целей, направленных на саморазвитие, стремление к их реализации, позволяет достичь того значимого результата, который отражает уровень активности субъекта.
Структурные компоненты и механизм творческого саморазвития
Проанализировав сущность саморазвития личности, раскрыв содержательные характеристики этого явления, мы можем определить структурные компоненты данного процесса:
1. Рефлексивный компонент - выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, его различных подструктур («Я-реальное», «Я-будущее», «Я-идеальное»), реализующихся в виде соответственных поступков, а с другой – в выработке более адекватных знаний о профессиональной творческой деятельности и глубокого понимания смысла связей личности и профессиональной деятельности.
Развитие рефлексивного компонента связано с решением проблемных и конфликтообразующих задач. Эти задачи позволяют моделировать особые уникальные по отношению к педагогу условия, в которых его личностный и интеллектуальный опыт не только не оказывается недостаточным, но и служит своеобразным препятствием к достижению поставленной цели. При проблемности творческой задачи раскрывается интеллектуальное противоречие, актуализирующееся в виде столкновения известных педагогу знаний и умений с теми особыми условиями педагогической ситуации, в которых педагог осуществляет доступные ему способы действия. Конфликтообразующий характер проявляется между сложившимися формами поведения педагога как личности и теми реальными требованиями, которые предъявляет ему конкретная ситуация. Сущность рефлексивной задачи, таким образом, состоит в том, что в процессе ее решения возникает противоречие между имеющимся опытом педагога и уникальными условиями и требованиями ситуации задачи. Самостоятельное преодоление педагогом этого противоречия и выступает в итоге как творческое открытие принципа решения задачи и, одновременно его личностного роста и творческого саморазвития
2. Регулирующий компонент - включает профессиональные знания, умения саморегуляции, объединяет конкретные средства преобразования педагогической ситуации и индивидуальных возможностей педагога.
Развитие данного компонента связано с умением педагога соотносить знания о возможных преобразованиях в педагогической деятельности и в самом себе с требованиями деятельности, выбирать средства и способы для достижения поставленной цели (и коммуникативные в том числе), определять условия, при помощи которых поставленная цель может быть достигнута, анализировать причины успеха или неуспеха и закреплять полученный результат в индивидуальном опыте. Регулирующий компонент предполагает развитие самоанализа, самооценки и самосовершенствования личности педагога.
3.
Коммуникативный компонент –
центральный компонент
Необходимость развития данного
компонента обусловлена тем, что
коммуникативная деятельность, как
и всякая другая, предъявляет к
личности, ее осуществляющей, свои специфические
требования, то есть предполагает у
человека наличие особого рода способностей
– коммуникативных
Все компоненты исследуемого явления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Далее мы подробно рассмотрим коммуникативный компонент творческого саморазвития личности, так как предполагаем, что эффективность творческого саморазвития личности студента наиболее четко прослеживается в аспекте формирования его коммуникативных способностей.
Выделенные нами структурные компоненты саморазвития личности педагога и определение коммуникативного компонента как центрального -наиболее ярко характеризующего этот процесс, дает нам возможность обозначить механизм саморазвития личности студента:
1. Осознание студентом
необходимости самопознания, самообразования,
самосовершенствования,
Индивидуальные свойства: тип ВНД, темперамента; экстраверсия - интроверсия: типологические особенности восприятия информации: этика, логика сенсорика, интуиция, рационализм, иррационализм.
Психические свойства: особенности когнитивного стиля (тип мышления), социальные установки; способности: общие и педагогические, категориальные структуры индивидуального сознания: активность, интенциональность, способность к рефлексии, мотивационно-личностные установки.
Личностная структура: эмоциональная сфера, волевая сфера, коммуникативная сфера и др.
2. Оценка результатов
своей учебной и
3. Осознание и самостоятельный
выбор средств, способов, условий,
необходимых для разрешения
4. Осознание и самостоятельный
выбор педагогических средств,
необходимых для преодоления
барьеров творческого развития
личности студента. Профессионально-
5. Целеполагание студентом своего творческого саморазвития и себя как регулятора этого процесса. Учитывая невозможность одновременной реализации всех потенциальных особенностей личности, студент совершает сознательный выбор именно тех целей, которые важны и имеют реальные возможности воплощения в процессе эффективного творческого саморазвития личности.
Таким образом, обозначив
механизм творческого саморазвития
личности студентов, мы тем самым
определили последовательность действия
студента, при формировании структурных
компонентов творческого
ГЛАВА IV.
КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
Эта глава посвящена роли коммуникативного компонента в структуре творческого саморазвития личности.
Проблема, общения освещена в работах таких ученых, как А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.
В последнее время, наряду
и термином «общение», в психологии
широко использоваться термин «коммуникация».
Введение этого термина в концептуальный
аппарат психологии повлекло за
собой разное толкование двух этих
понятий. Термин «коммуникация» имеет
латинское происхождение, означает
«общее», «совместное». В этом плане
понятия «общение» и «