Творческое саморазвитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:53, реферат

Краткое описание

Проблема формирования творческой личности всегда была одной из актуальных проблем педагогической науки. Современное общество выдвигает перед образованием новые цели. Их приоритетным направлением является ориентация на личность, развитие ее творческого потенциала, формирование личности, способной к саморазвитию и самореализации. Центрация на человеке, попытки найти способы оптимального использования неисчерпаемых возможностей личности - все это свидетельствует о смене приоритетов в сфере социально-педагогических ценностей

Содержание

Глава I. ФИЛОСОФСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСТВО» 5
Понятие «творчество» в научной литературе 5
«Творчество» как один из видов человеческой деятельности 7
Глава II. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ», «САМОРАЗВИТИЕ», «САМОВОСПИТАНИЕ» 10
Развитие и саморазвитие 10
Самовоспитание и саморазвитие 14
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 17
Сущность и содержание творческого саморазвития личности 17
Структурные компоненты и механизм творческого саморазвития 23
ГЛАВА IV. КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 27
ЛИТЕРАТУРА 33

Вложенные файлы: 1 файл

Творческое саморазвитие.docx

— 63.71 Кб (Скачать файл)

Творческое саморазвитие, как процесс, характеризуется динамичностью  и активностью происходящих при  этом психических сторон деятельности. Это сопровождается возникновением нового творческого начала, которое  при достаточной творческой активности  укрепляется, влечет за собой формирование творческой личности, но уже на более  высоком уровне творческого саморазвития.

Можно выделить следующие  характерные черты творческого  саморазвития:

1.  Последовательность  и непрерывность: процесс творческого  саморазвития можно представить  в виде спирали, каждый виток  которой, устремляясь вверх, сначала  представляет линию трудностей, преодоление которых позволяет  закрепить достигнутое и перейти  к новому восхождению по витку  спирали - новообразованиям в  творческом саморазвитии.

2.  Как показал анализ  и обобщение психолого-педагогической  литературы (Е.А. Климов, Т.И. Артемьева  и др.), высокого уровня творческого  саморазвития педагог достигает  при наличии сформированного  индивидуального стиля деятельности. «Какими бы выдающимися творческими  способностями он ни обладал,  учитель имеет свои неповторимые  индивидуальные особенности» (В.И.  Андреев).

3.  Творческое саморазвитие  педагога всегда сопровождается  свободным выбором, который проявляется  в выборе и форм деятельности, и средств деятельности, и средств  общения, и т.п.

Нельзя не согласиться  с высказыванием Л.М. Попова, что  самое важное заключается в возникновении  «механизма саморазвития субъекта на абстрактно-аналитическом уровне его  видения». При этом подчеркивается способность субъекта в рамках процессуальной составляющей не только производить  действия с объектами во, вне и внутри субъектной  зоны, но и (что «есть главное») расширить зоны этих действий, совершая постоянные взаимопереходы одних в другие. Идея взаимопереходов связывается с образом «психологического маятника», чьи более сложные, чем в механике, ритмические колебания обусловливают постоянное движение интеллектуально – деятельностного параметра личности и показывают глубинный источник развития человека.

Также важно выделить: анализ массовой практики со всей очевидностью подтверждает, что творческое саморазвитие включает разностороннее развитие психических процессов в профессионально-педагогичес­кой деятельности, охватывает при этом волю, чувства, интересы.

«Роль психических процессов  в деятельности в том и состоит, что они, являясь процессами отражения  действительности, обеспечивают её регуляцию: её адекватность предметам, средствам, условиям», - замечает Б.Ф. Ломов. Причем психические процессы рассматриваются  не как самостоятельные виды деятельности, а как составляющие, обеспечивающие отражение условий, предмета и средств  этой деятельности, формирование мотивов  и целей, выделение проблем и  решение задач». Итак, опираясь на утверждение  Б.Ф. Ломова, необходимо дополнить, что  психические процессы могут иметь  как позитивный, так и негативный характер в процессе творческого  саморазвития педагога. Назовем лишь некоторые из ограничений негативного действия, способные служить препятствиями для творческого саморазвития педагога: личностные черты характера, индивидуальные особенности мышления, наличие неадекватной самооценки, неуверенность в себе, недостаточное развитие памяти, способностей саморегуляции; отсутствие умений входить в новый коллектив и устанавливать контакты, склонностей к творческой деятельности, ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности; низкий уровень самоорганизации, развития психологической культуры.

Необходимо отметить, что  в содержание творческого саморазвития личности будущего педагога входят и  личностные параметры творческой деятельности: яркая проявленность стремления к новому, педагогический поиск, свободный творческий выбор методов, приемов, средств деятельности, потребность, интересы, целеустремленность в достижении конечных результатов.

Творческое саморазвитие проявляется в процессе активной творческой деятельности на уровне субъекта творчества - как сложной системы  с многомерными компонентами, охватывающими: интеллектуальную, мотивационную, психологическую сферы деятельности.

Анализ психолого-педагогической, философской и науковедческой литературы позволяет выделить системообразующие компоненты творческой деятельности:

  1. способность критически мыслить;
  2. легкость генерирования идей, диалектичность и нестандартность мышления;
  3. способность к переносу знаний, умений и опыта в нестандартные ситуации;
  4. способность к анализу и самоанализу.

Здесь мы выделяем лишь основные стилеобразующие компоненты, проявляющиеся  в интеллектуальной творческой деятельности составляющей «платформу» творческого  саморазвития личности будущего педагога.

В вузе должны быть созданы  такие условия, в которых студенты непрерывно стремились бы к самореализации собственных творческих возможностей. Это значит, что процесс вузовской  подготовки мы рассматриваем как  значимый этап, стимулирующий к саморазвитию и саморегуляции.

Полноценное развитие личности может быть осуществлено только при  условии, если сама личность стремится  к самосовершенствованию. Поэтому  представляется необходимым выделение  в творческом саморазвитие субъекта его мотивационной сферы. Насколько важным является присутствие этого компонента в исследовательской характеристике личности.

Творческое саморазвитие невозможно без активной деятельности самого студента. Мотив достижения выполняет ведущую роль в процессе саморазвития личности (Х. Хекхаузен). Постановка определенных целей, направленных на саморазвитие, стремление к их реализации, позволяет достичь того значимого результата, который отражает уровень активности субъекта.

 

Структурные компоненты и механизм творческого саморазвития

 

Проанализировав сущность саморазвития личности, раскрыв содержательные характеристики этого явления, мы можем определить структурные компоненты данного  процесса:

1.                Рефлексивный компонент - выражается, с одной стороны, в построении  новых образов себя, его различных  подструктур («Я-реальное», «Я-будущее», «Я-идеальное»), реализующихся в виде соответственных поступков, а с другой – в выработке более адекватных знаний о профессиональной творческой деятельности и глубокого понимания смысла связей личности и профессиональной деятельности.

Развитие рефлексивного  компонента связано с решением проблемных и конфликтообразующих задач. Эти задачи позволяют моделировать особые уникальные по отношению к педагогу условия, в которых его личностный и интеллектуальный опыт не только не оказывается недостаточным, но и служит своеобразным препятствием к достижению поставленной цели. При проблемности творческой задачи раскрывается интеллектуальное противоречие, актуализирующееся в виде столкновения известных педагогу знаний и умений с теми особыми условиями педагогической ситуации, в которых педагог осуществляет доступные ему способы действия. Конфликтообразующий характер проявляется между сложившимися формами поведения педа­гога как личности и теми реальными требованиями, которые предъявляет ему конкретная ситуация. Сущность рефлексивной задачи, таким образом, состоит в том, что в процессе ее решения возникает противоречие между имеющимся опытом педагога и уникальными условиями и требованиями ситуации задачи. Самостоятельное преодоление педагогом этого противоречия и выступает в итоге как творческое открытие принципа решения задачи и, одновременно его личностного роста и творческого саморазвития

2.                Регулирующий компонент - включает  профессиональные знания, умения  саморегуляции, объединяет конкретные средства преобразования педагогической ситуации и индивидуальных возможностей педагога.

Развитие данного компонента связано с умением педагога соотносить знания о возможных преобразованиях  в педагогической деятельности и  в самом себе с требованиями деятельности, выбирать средства и способы для  достижения поставленной цели (и коммуникативные  в том числе), определять условия, при помощи которых поставленная цель может быть достигнута, анализировать  причины ус­пеха или неуспеха и закреплять полученный результат в индивидуальном опыте. Регулирующий компонент предполагает развитие самоанализа, самооценки и самосовершенствования личности педагога.

3.                Коммуникативный компонент –  центральный компонент творческого  саморазвития личности, так как  деятельность педагога коммуникктивна по своей природе и вне общения реализованной быть не может. Данный компонент находит свое выражение в умении педагога в процессе взаимодействия с участниками педагогического процесса  находить условия для собственного личностного роста и развития.

Необходимость развития данного  компонента обусловлена тем, что  коммуникативная деятельность, как  и всякая другая, предъявляет к  личности, ее осуществляющей, свои специфические  требования, то есть предполагает у  человека наличие особого рода способностей – коммуникативных способностей. Не менее значимо для коммуникативной деятельности стремление личности к самовыражению, раскрытию перед людьми. И в тоже время, кроме этого, личность должна стремиться к обогащению своего собственного развития, что является непременным условием ее эффективного саморазвития. Коммуникативный компонент должен быть обязательно сформирован у каждого студента к моменту окончания вуза. Так как сформированный коммуникативный ком­понент является предпосылкой и залогом успешной творческой деятельности будущего профессионала. Коммуникативные способности являются одним из наиболее важных условий мотивирующих, активизирующих и энергезирующих развивающуюся личность.

Все компоненты исследуемого явления тесно взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Далее мы подробно рассмотрим коммуникативный компонент  творческого саморазвития личности, так как предполагаем, что эффективность  творческого саморазвития личности студента наиболее четко прослеживается в аспекте формирования его коммуникативных  способностей.

Выделенные нами структурные  компоненты саморазвития личности педагога и определение коммуникативного компонента как центрального -наиболее ярко характеризующего этот процесс, дает нам возможность обозначить механизм саморазвития личности студента:

1. Осознание студентом  необходимости самопознания, самообразования,  самосовершенствования, саморазвития  на основе самодиагностики своих  ин­дивидуальных возможностей:

Индивидуальные свойства: тип ВНД, темперамента; экстраверсия - интроверсия: типологические особенности  восприятия информации: этика, логика сенсорика, интуиция, рационализм, иррационализм.

Психические свойства: особенности  когнитивного стиля (тип мышления), социальные установки; способности: общие  и педагогические, категориальные структуры  индивидуального сознания: активность, интенциональность, способность к рефлексии, мотивационно-личностные установки.

Личностная структура: эмоциональная  сфера, волевая сфера, коммуникативная  сфера и др.

2. Оценка результатов  своей учебной и педагогической  деятельности, анализ причин успеха-неуспеха, осознание возможных личностно-профессиональных  трудностей в дальнейшей педагогической  деятельности.

3. Осознание и самостоятельный  выбор средств, способов, условий,  необходимых для разрешения противоречий  между требованиями к педагогической  профессии и внутренней готовностью  студента к их осуществлению;  между естественной личностной  потребностью студента к самореализации, самообразованию, самосовершенствованию  и возможностями достижения этого  в условиях учебной и профессиональной  деятельности.

4. Осознание и самостоятельный  выбор педагогических средств,  необходимых для преодоления  барьеров творческого развития  личности студента. Профессионально-педагогические  барьеры: отсутствие интереса  к педагогическим инновациям, низкий  уровень методологической культуры  студента, отсутствие умения творчески  использовать опыт других, отсутствие  интереса к новым технологиям  обучения и воспитания, отсутствие  стремления к высоким результатам  своей деятельности. Организационно-педагогические  барьеры: отсутствие условий для  творческой самореализации студентов.

5. Целеполагание студентом своего творческого саморазвития и себя как регулятора этого процесса. Учитывая невозможность одновременной реализации всех потенциальных особенностей личности, студент совершает сознательный выбор именно тех целей, которые важны и имеют реальные возможности воплощения в процессе эффективного творческого саморазвития личности.

Таким образом, обозначив  механизм творческого саморазвития личности студентов, мы тем самым  определили последовательность действия студента, при формировании структурных  компонентов творческого саморазвития определив особую роль коммуникативному компоненту, признавая за студентом  приоритет саморазвития в самопознании, самосовершенствовании, самоактуализации.

 

ГЛАВА IV. КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОГО  САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Эта глава посвящена роли коммуникативного компонента в структуре  творческого саморазвития личности.

Проблема, общения освещена в работах таких ученых, как  А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.

В последнее время, наряду и термином «общение», в психологии широко использоваться термин «коммуникация». Введение этого термина в концептуальный аппарат психологии  повлекло за собой разное толкование двух этих понятий. Термин «коммуникация» имеет  латинское происхождение, означает «общее», «совместное». В этом плане  понятия «общение» и «коммуникация» можно рассматривать как эквивалентные. Но, поскольку термин  «коммуникация» изначально был техническим термином связи, под коммуникацией стали  понимать просто поток, движение информации. В рамках интеракционистского направления в западной социальной психологии термину «коммуникация» стали придавать иное значение. Коммуникация – это не столько передача информации от одного лица к другому, сколько поведенческая сторона взаимодействующих между собой людей.

Информация о работе Творческое саморазвитие