Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:20, курсовая работа
Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств
Введение 3
1 Теоретические основы воспитания коммуникативной культуры
младших школьников 7
1.1 Понятие, критерии и мотивы коммуникативной культуры 7
1.2 Психолого-педагогические особенности коммуникативной
культуры младших школьников 11
1.3 Принципы в сфере воспитания коммуникативной культуры
у младших школьников 14
2 Воспитание коммуникативной культуры младших школьников 19
2.1 Методы и формы организации воспитательного процесса коммуникативной культуры младших школьников 19
2.2 Организация опытно- экспериментальной работы по воспитанию коммуникативной культуры младших школьников 22
2.3 Воспитание коммуникативной культуры младших школьников 26
Заключение 30
Список использованных источников 33
Обработка результатов.
В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||||||||
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.
Дешифратор.
1 |
+ |
2 |
- |
3 |
+ |
4 |
- |
5 |
+ |
6 |
- |
7 |
+ |
8 |
- |
9 |
+ |
10 |
- |
11 |
+ |
12 |
- |
13 |
+ |
14 |
- |
15 |
+ |
16 |
- |
17 |
+ |
18 |
- |
19 |
+ |
20 |
- |
После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле
К= С/В,
где
С – количество совпадающих с дешифратором ответов,
В – максимальное число ответов на вопросы
Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяет у младших школьников уровень общительности.
Уровень общительности |
Oценочный коэффициент |
Оценка |
Низкий |
0,1-0,56 |
1 |
Средний |
0,56-0,75 |
3 |
Высокий |
0,76-1,00 |
4 |
Интерпретация результатов.
Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1. Такой школьник не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.
Средний уровень общительности, если испытуемый получил оценку 3. Он стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Высокий уровень общительности – испытуемый, получивший оценки 5. Он активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
Приложение В
Результаты диагностических
|
Уровень коммуникативных умений (балл) |
Уровень общительности |
Обобщенная оценка по проведенным методикам |
Уровень коммуникативной культуры | |||||
|
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после | |
1 |
Яна Р. |
5 |
5 |
5 |
5 |
10 |
10 |
Высокий |
Высокий |
2 |
Вика Б.. |
3 |
5 |
3 |
3 |
6 |
8 |
Средний |
Средний |
3 |
Денис А.. |
1 |
3 |
3 |
5 |
4 |
8 |
Низкий |
Средний |
4 |
Никита А.. |
5 |
5 |
5 |
5 |
10 |
10 |
Высокий |
Высокий |
5 |
Алёша. А.. |
3 |
5 |
3 |
3 |
6 |
8 |
Средний |
Средний |
6 |
Снежанна К.. |
3 |
5 |
3 |
3 |
6 |
8 |
Средний |
Средний |
7 |
Лиза Щ. |
3 |
5 |
3 |
3 |
6 |
8 |
Средний |
Средний |
8 |
Саша П.. |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
6 |
Низкий |
Средний |
9 |
Таня К.. |
1 |
3 |
3 |
3 |
4 |
6 |
Низкий |
Средний |
10 |
Кристина П. |
5 |
5 |
3 |
5 |
8 |
10 |
Средний |
Высокий |
11 |
Данила В.. |
3 |
5 |
1 |
1 |
4 |
6 |
Низкий |
Средний |
12 |
Варя П.. |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
6 |
Низкий |
Средний |
13 |
Андрей М. |
3 |
5 |
5 |
5 |
8 |
10 |
Средний |
Высокий |
14 |
Наташа П. |
3 |
5 |
3 |
5 |
6 |
10 |
Средний |
Высокий |
15 |
Катя А. |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
6 |
Низкий |
Средний |
16 |
Маша К. |
3 |
5 |
3 |
3 |
6 |
8 |
Средний |
Средний |
17 |
Андрей В. |
1 |
3 |
3 |
5 |
4 |
8 |
Низкий |
Средний |
18 |
Виолетта К. |
5 |
3 |
1 |
3 |
6 |
6 |
Средний |
Средний |
19 |
Карина К.. |
5 |
5 |
1 |
3 |
6 |
8 |
Средний |
Средний |
20 |
Ваня Л. |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
4 |
Низкий |
Низкий |
21 |
Денис Р. |
1 |
1 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Низкий |
Низкий |
22 |
Наташа Р. |
3 |
5 |
1 |
3 |
4 |
8 |
Низкий |
Средний |
Приложение Г
Праздник «Радостная, шумная, пахучая весна!»
Цели:
Воспитательная:
Задачи:
Оборудование: магнитофон, скворечник, метла. Костюмы по сюжету сценария: Весна, Дед Мороз, весенние месяцы, воробей, зайцы, медведь, скворец.
Оформление комнаты напоминает пейзаж весеннего леса. На переднем плане из букв красного цвета написано название праздника «Радостная, шумная, пахучая весна!» По всей комнате протянуты ниточки, на которых висят вырезанные из бумаги птицы: скворец, галка, воробей…. Под названием праздника нарисована береза, а на ней висит скворечник со скворцом. Вверху в углу нарисовано веселое солнышко. На полу у стены стоят вербы, под ними сидят мягкие игрушки: медведь, зайцы, лиса. На столе стоит ваза с подснежниками.
План праздника
I. Организационный момент
II. Основная часть
III. Итог занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Вступительное слово воспитателя
Ведущий: Добрый день! Сегодня мы собрались с вами, ребята, чтобы порадоваться солнышку, которое ярче стало светить. Чтобы попеть, так как поют птицы. Чтобы попрыгать, так как прыгают в лесу зайчата. Чтобы побегать так, как бегут на улице ручейки. И, конечно, ребят узнать, а что это за время года у нас наступило радостное, шумное, да еще и пахучее.
II. Основная часть
1. Стихотворение
Зацепилось солнце за сосну,
Уронило в снег лучей охапку;
Проходил медведь, сложил их в шапку,
Рыжий мех у шапки был худой,
Снег под ней растаял, стал водой,
Той воды березка напилась,
С перелетным ветром обнялась,
Ни покоя ей теперь, ни сна –
Так и началась в лесу весна!
Ведущая: Ребята, какое у нас наступило время года?
Дети: Весна
Ведущая: Конечно, ребята, у нас наступила радостная, шумная, пахучая весна!
2. Пришла Весна
Звучит музыка, выходит Весна, танцуя, разбрасывает цветочки.
Дети:
Ты Весна, Весна-красна,
Что с собою принесла?
Весна:
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов
Принесла для елки
Новые иголки.
Для осин и для берез
Свежих листьев целый воз.
И, конечно, для ребят танцы, песни, игры!
3. Танец «Полька»
Звучит музыка. Дети танцуют танец «Полька».
4. Загадки о перелетных птицах.
Ведущая: С нами вместе веселиться с юга прилетели птицы. (Обиженный воробей садится).
Дети: Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач летает по комнате, дотрагиваясь рукой до птицы.)
Дети:
Для тебя мы дом построим,
Не скворешню, а дворец.
Прилетай, же, наконец,
Наш пернатый друг (скворец).
(Скворец летает по
комнате, дотрагиваясь рукой
Дети (поворачиваются к воробью):
Воробышек-пташка, серая рубашка.
Откликайся, Воробей, вылетай-ка, не робей.
(Воробей вылетает, дети хором повторяют песню воробья, рукой дотрагиваясь до птиц, бегая, летает по комнате.)
И, вкривь, и вкось, и напрямик,
Бегут ручьи. Чирик-чирик!
Кричат скворцы, дрозды, грачи-
Попробуй всех перекричи.
5. Дед Мороз вернулся.
Дед Мороз: Это, что за шум? Надо вернуться и у Весны спросить? Толи дело при мне тишина в лесу была.
Весна: Что старый? На пляски, да песни наши пришел поглядеть? Или напугать кого решил?
Дед Мороз: Напугаешь их! Заяц и тот страх потерял, что ты сделала им такое, что все с ума посходили?
Весна: А ты сам их спроси, чему они радуются. ( Весна танцует.)
Ведущая: Наступила у нас весна. А сколько месяцев будет длиться весна?
Дети: ТРИ.
Ведущая: Какой, ребята, первый месяц Весны.
Дети: Март
6. Игра «Собери словечко».
Ведущая: Ребята давайте поиграем в игру «Собери словечко». Нам нужно собрать из букв название первого месяца Весны.
Дети выходят и собирают слово «Март». Дети хором повторяют название первого месяца Весны.
7. Выступление первого месяца весны.
Март:
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки
И на вербах серебром
Светятся сережки.
(Выбегают зайцы и играют в чехарду.)
Дед Мороз: А вы чему зайцы радуетесь?
Зайцы: Весне, дедушка рады. Рады теплу, солнышку, травке шелковой. Мы всю зиму зеленого росточка не видели, все осинки ободрали, горьку кору глодали. А травка-то сладенькая.
Ведущая:
В ночь мороз
С утра капель
Значит на дворе… (апрель).
– А вот второй месяц весны к нам на праздник придет, только в том случае, если вы угадаете какое же слово лишнее. Прочитать слова: декабрь, январь, апрель, февраль.
Дети: Апрель.
8. Выступление второго месяца весны.
Апрель:
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи
Вылезайте муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник!
(Идет медведь и нюхает подснежник).
Дед Мороз: А ты чему рад косолапый?
Медведь: Цветочкам, я Дедушка рад…
Информация о работе Теоретические основы коммуникативной культуры младших школьников