Теоретические основы обучения письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы изучить методику обучения письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы и разработать комплекс заданий.
Задачи:
Дать характеристику понятию «письменная речь»;
Выявить особенности письменной речи как вида речевой деятельности;
Определить характеристики письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основы обучения письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы…………………………………………………...6
1.1. Характеристика понятия «письмо» и «письменная речь»……………… 6
1.2. Письменная речь и другие виды речевой деятельности………………….9
1.3. Письменная речь на среднем этапе общеобразовательной школы…….12
Глава 2. Методические основы обучения письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы………………………………………………….15
2.1. Приемы обучения письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы …………………………………………….......15
2.2. Упражнения для обучения письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы…………………………………………………18
2.3. Методическая разработка плана-конспекта урока на тему « Personal letter»……………………………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………….....26
Литература....................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 24 листа.docx

— 77.07 Кб (Скачать файл)

Для наиболее эффективного обучения письменной речи необходимо рассмотреть различные методы и приемы развития письменной речи и письма, которые будут способствовать улучшению усвоения знаний учащихся в данном языковом аспекте, т.е. овладением письма и письменной речи.

Наразличных этапах содержание обучения письму будет различным, однако надо всегдабыть последовательным в обучении и идти путем от простого к сложному. Именнопоэтому на начальном и среднем этапах обучения в школе формирование письменнойречи не рассматривается в качестве цели обучения. Письмо как самостоятельныйвид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе. Но путьк письменной речи довольно длителен и далеко не прост. Успех завершающего этапаво многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыкиписьма как такового.

Рассмотримпоэтапно составляющие содержания обучения письму.

 На начальном этапе  обучения основной задачей является  обучение письму, так как в  этот период происходит формирование  умений каллиграфии. На среднем  этапе центр тяжести в работе  над письмом переносится на  орфографию в связи с накоплением  нового лексического материала. Письменная речь становится вспомогательным  средством в самостоятельной  работе учащихся над языком.

Обучение графики и каллиграфии.

Чтобычеловек научился писать на иностранном языке, он прежде всего должен научиться писать буквы, знать их конфигурацию. Здесь обучение письму теснейшим образом взаимодействует с обучением чтению. Установление графемно-фонемных соответствий на данном этапе идет одновременно. Что толку уметь писать буквы, если не знать, какие звуки они могут передавать, и наоборот. Письмо и чтение основаны наединой графической системе, и именно данное положение определяет требования к обучению графике в целом.

Чему учить на данном этапе:

Во-первых, надо учить узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их и различать.

Во-вторых, надо учить писать эти буквы правильно, с учетом свойственной им конфигурации.

В-третьих, надо учить правильно соединять буквы в словах.

Прежде всего нужно отметить сложности на уровне различения букв, а отсюда и их правильного написания. Здесь можно говорить об интерференции двух уровней:

1.Межъязыковая интерференция (Схожие по написанию буквы  родного и иностранного языков  могут путаться, особенно если  они передают разные звуки. Например: русские и латинские Мм – Mm, Тт- Tt, Рр – Rr — Pp)

2.Внутриязыковая интерференция (Буквы, имеющие сходные элементы  в рамках одного языка, также  представляют значительную трудность. Например: b – d – p – q; t – f – l ).

В целом, в области графики и каллиграфии должны быть сформированы следующие навыки:

- правильное написание  прописных и строчных букв;

- владение буквосочетаниями  и звукобуквенными соответствиями;

- корректное написание  наиболее употребительных слов, вошедших в продуктивный словарь  учащихся;

          -правильное употребление точки, запятой, восклицательного и вопросительного знаков в конце предложения;

- написание букв с диакритическими  знаками, что особенно характерно  для английского языка.

Обучение орфографии.

Орфография - это правописание или система правил использования букв при написании конкретных слов.Орфография является одним из наиболее проблемных моментов в обучении письму и ей вряд ли можно обучить на все 100 % сразу. Орфографические ошибки неизбежны, если учесть определённые типологические группы сложностей и сформировать навыки самоконтроля и коррекции у самих учащихся.

1)Написание на основе фонетического принципа.

Группа слов, где количество букв соответствует количеству звуков, представляет наименьшую сложность, однако и здесь не все просто. Графемно -фонемные соответствия формируются в процессе длительной и кропотливой работы, особенно если буквы и звуки родного и иностранного языков так же непохожи, как в русской кириллице и западноевропейской латинице.

2)Буква пишется, но не имеет звукового эквивалента.

Речь идёт о традиционных правилах чтения. Здесь необходимо формировать парадигматические связи слов на уровне графической формы, создавать определённый ассоциативный ряд. Опосредовано это помогает и формированию лексических навыков, о чем мы уже говорили ранее, и, конечно, позволяет осуществлять положительный перенос при чтении. Так, в английском языке в открытом типе слога буква “пишется, но не читается – “nine”,но при этом именно появление этой буквы изменяет звучание корневой гласной.

3)Типичные буквосочетания и передаваемые ими звуки.

Можно составить длинный список наиболее распространенных буквосочетаний, причем это могут быть и гласные – “ee, ea, oo, ei”, и согласные –“ch, sh, ght, gh, ph” и так далее.

Основная трудность данной группы состоит в том, что здесь правила чтения могут изменяться. Например: head [hed], great [greit], heart [ha:t], heat [hi:t] итакдалее.

Один этот же звук на письме может передаваться разными буквами и буквосочетаниями, нов то же время одно и то же буквосочетание может обозначать разные звуки в английском языке.

4)Трудные словарные слова.

Это те слова, которые практически невозможно объяснить, а надо запомнить. Часто это слова, которые имеют древний корень, как, например, английские слова “daughter, neighbour, one ”, или являются заимствованиями из других языков – “restaurant” и так далее.

Обучение различным формам записи.

Данный этап является промежуточным, подготовительным этапом перед обучением письменной речи как таковой. Именно на этом этапе письмо может выступать и средством, и целью обучения одновременно. Очень часто учителя дают задания подготовить доклад, сообщение на тему и т.д., не задумываясь о том, умеет ли ученик рационально работать с источниками, выделять ключевую информацию, делать выписки, составлять план или тезисы, сокращать текст или расширять его, логически связывать и грамотно оформлять мысли. А ведь данные мелочи могут стать основательным, а подчас и непреодолимым барьером в выполнении творческих письменных заданий.

В англоязычной и общеевропейской культуре обучению письму уделяется значительное внимание. Делается это последовательно, от стадии записей идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений, различных по объему и характеру. Думается, что и нам не стоит пренебрегать данным этапом формирования письменных речевых навыков, тем болеечто упражнения, используемые для этого, носят многофункциональный характер и с успехом могут решать несколько взаимосвязанных задач обучения и языку, и речи.

 

2.2 Упражнения  для обучения письменной речи  на среденм этапе общеобразовательной школы

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая предполагает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

 Содержание письменного  речевого произведения (как и  устного) определяется его коммуникативной  целью и задачами: обращение за  помощью, запрос или передача  информации, выполнение дело производительных формальностей, сохранение информации, эмоциональное взаимодействие или эмоциональное воздействие и т.д.

Содержание определяет форму письменного произведения. К ним относят поздравительные открытки, телеграммы (личного и делового содержания), записки (членам семьи, друзьям, коллегам по работе), вывески (на домах, учреждениях), этикетки, подписи к рисункам, объявления- инструкции, объявления-информации (о поиске работы, о приеме на работу, о событиях спортивной и культурной жизни), меню, рекламы, приглашения, личные или деловые письма, письма с жалобами, протестами, обращениями, автобиографические сведения, характеристики, анкеты, бланки, опорные схемы для устных сообщений, дневники, заметки об увиденном, услышанном, прочитанном, рецензии, отзывы, доклады и т.д.

А теперь посмотрим, какие же упражнения при обучении письму можно и нужно использовать. Большинство методистов предлагают в той или иной степени похожие группы упражнений для обучения письму и письменной речи.

Н.Д.Гальскова, выделяет два аспекта при обучении письму: 1) работу над техникой письма(развитие навыков орфографии, каллиграфии и графики) и 2) развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка, предлагает использовать списывание слов, предложений, написание буквосочетаний слов, заполнение пропусков в словах и предложениях; орфографические игры (кроссворды, загадки); диктанты при работе над техникой письма. [17, с. 26]

«Что касается развития у школьников умения выражать свои мысли в письменной форме, то оно осуществляется на базе упражнений как репродуктивного и репродуктивно-продуктивного, так и продуктивного характера (написание текста сопорой на образец, с использованием опор…)» [7, с. 141].

Помнению Миролюбова А.А., при обучении письму, при формировании навыков каллиграфии и орфографии, должно использоваться так называемое элементарное письмо, то есть написание отдельных букв, буквосочетаний или даже отдельных элементов букв. Все упражнения в письменной речи, как и в устной можно разбить на 2большие группы: подготовительные и речевые.

Подготовительные упражненияпредназначены для овладения языковым материалом в графическом оформлении и для научения определённым операциям связанным с письменным выражением мыслей. К подготовительным упражнениям, прежде всего, следует отнести разнообразные упражнения с моделями (трансформация моделей, расширение их и так далее).Второй тип подготовительных упражнений направлен на перефразировку, сокращение текста и обеспечивает умение логично и последовательно, своими словами передать ту или иную информацию. К речевым упражнениям Миролюбов А.А. относит изложение, рассказ, описание, сочинение, написание письма и т.д. [17, с. 27].

Из названных выше упражнений коммуникативной ценностью обладает упражнение, направленное на обучение письма. По форме это самый легкий вид. Нет единой формы письма. Содержание письма зависит от самого пишущего, также и его языковую форму выбирает сам автор. Тема письма должна совпадать с тематикой школьных учебников. Переписка является важным фактором в развитии интереса к языку. Учитель должен объяснить особенности письма:

а) дата и место написания письма;

б) обращение;

в) окончание письма;

г) написание адреса на конверте.

 Творческие работы  типа сочинения, очерка, обзора, выполняемые  на определенную тему, начинаются  с так называемого тематического  вступления (Topic Introduction - TI), за которым следует тематическая фраза (Topical Sentence - TS), развиваемая в тематических примерах (Example Sentence - ES) и завершаемая переформулированием тематической фразы (Restatement Sentence - RS).Сочинение относится к наиболее трудному виду письменных работ, поскольку оно предполагает самостоятельный отбор фактов или событий, связанных с выражением чужих или своих собственных мыслей в письменной форме. Для этого необходимо обладать умением свободно оперировать значительным по объему языковым материалом. В отличие от изложения, в котором событие или описание раскрывается согласно плану, которому следовал автор. Сочинение требует самостоятельного составления плана, соответствующего заданной теме, и умения дать элементарную оценку событиям и поступкам персонажей.

Г.В.Рогова,Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова в «Методике обучения иностранным языкам в средней школе» определяют психологическое содержание обучения письму следующим образом: «Психологическое содержание обучения письму заключается в формировании графических и орфографических навыках и умений для выполнения письменных заданий. Последние могут носить характер записи устно усвоенного материала или материала, с которым учащиеся знакомятся. Письменные задания могут быть связаныс письменной речью – изложением своего коммуникативного намерения что-то сообщить, передать.

На начальном этапе – это написание букв алфавита, перевод звуков речи в графические символы – буквы и буквосочетания, орфографически-правильное написание слов, словосочетаний и предложений, способствующих лучшему усвоению учебного материала.

Письменные задания на среднем этапе обычно связаны:

    • со списыванием, преобразованием (трансформацией), дополнением, интерпретацией;
    • с выписыванием каких-либо фактов, событий, явлений из прочитанного текста;
    • с выписыванием определенных лексических, грамматических явлений.

Списывание, выписывание дают учащемуся возможность сосредоточиться на языковых явлениях и, следовательно, лучше усвоить их форму, значение и употребление. Важно, чтобы сам материал упражнений был содержателен в коммуникативном плане».[19, с.167-169]

Таким образом, если внимательно посмотреть на все предложенные группы упражнений, то становится очевидным, что упражнения в обучении письму делятся на подготовительные и речевые. К подготовительным упражнениям в большинстве случаев относятся языковые упражнения, выполняемые учениками без коммуникативной задачи. На начальной стадии формирования навыков каллиграфии и орфографии без механических упражнений, видимо, не обойтись, хотя их можно облечь в игровую форму. Это, однако, не означает, что они должны выполнятся неосознанно: роль правил при формировании этих навыков достаточно велика.

Навыки орфографии и каллиграфии сами по себе не имеют ситуативной соотнесенности. Но это не значит, что технику письма следует развивать в отрыве от речи, т.е. в процессе писания. Желательно как можно скорее переходить к упражнениям в письме на них совершенствовать навыки каллиграфии и орфографии.

Основные типы упражнений обучению письму:

1.  Списывание. Формирует и совершенствует технику письма, особенно если проводится как списывание слов, частей фраз и фраз по памяти. Может сопровождаться звуко-буквенным анализом.В учебниках имеются памятки для списывания. В памятке указывается, как ученик должен списывать (прочитать предложение, понять его смысл, посмотреть и запомнить написанное предложение; отвлечься от предложения и мысленно представить его себе; написать предложение по памяти, диктуя себе по слогам; сверить написанное предложение с напечатанным вариантом, если обнаружена ошибка, необходимо ее исправить и написать предложение заново).

Информация о работе Теоретические основы обучения письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы