Теоретические основы обучения письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы изучить методику обучения письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы и разработать комплекс заданий.
Задачи:
Дать характеристику понятию «письменная речь»;
Выявить особенности письменной речи как вида речевой деятельности;
Определить характеристики письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основы обучения письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы…………………………………………………...6
1.1. Характеристика понятия «письмо» и «письменная речь»……………… 6
1.2. Письменная речь и другие виды речевой деятельности………………….9
1.3. Письменная речь на среднем этапе общеобразовательной школы…….12
Глава 2. Методические основы обучения письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы………………………………………………….15
2.1. Приемы обучения письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы …………………………………………….......15
2.2. Упражнения для обучения письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы…………………………………………………18
2.3. Методическая разработка плана-конспекта урока на тему « Personal letter»……………………………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………….....26
Литература....................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 24 листа.docx

— 77.07 Кб (Скачать файл)

2.  Запись на слух. В настоящее время орфографические диктанты не распространены в обучении. Они отнимают достаточно много времени. Опыт специального обучения показал, что запись речевого материала на слух с однократного предъявления, если она проводится с самой первой ступени обучения регулярно, положительно сказывается на развитии качеств речевого умения и даже избавляет от необходимости проводить специальные орфографические диктанты.

3.  Так называемые свободные и творческие диктанты являются начальными упражнениями в развитии умения писать.

4.  Упражнения в собственно письме(написание письма, заметки в стенгазету, описание события и т.д.)

5.  Составление планов – рассказов текста как опоры для последующей передачи его содержания.

Видов диктантов очень много и методика проведения их разная, но любой из них предполагает выработку у учащихся навыков грамотного письма, обогащение словаря. Бывают следующие виды современных диктантов: репродуктивный, индивидуальный творческий, парный творческий, коллективный творческий. Репродуктивный диктант – это буквальная запись под диктовку с целью проверки понимания на слух и правописания. Индивидуальный творческий диктант выполняется как письменное произведение речи объемом не более 120 слов, представляющее собой описание предъявленной картинки, рассуждение по поводу предложенного тезиса, ответ на поставленный вопрос (предварительно основные пункты письменного произведения речи обговариваются в индивидуальном общении с педагогом, и ученик должен как можно подробнее учесть результаты этого обсуждения). Парный или коллективный творческий диктант может проходить следующим образом: двум учащимся (двум группам учащихся) предлагаются в случайном порядке картинки, иллюстрирующие один из двух рассказов; задача ученика заключается в том, чтобы расположить картинки в правильной последовательности, написать рассказ и продиктовать партнеру (партнерам); после этого партнеры восстанавливают порядок картинок друг у друга и проверяют правильность записанного диктанта. Для коллективного творческого диктанта учащиеся могут также вместе нарисовать на доске картину (первый элемент рисует учитель), коллективно создать описание этой картины и попытаться как можно подробнее записать его в виде самодиктанта. Диктант может также проходить в форме составления плана или резюме услышанного, извлечения из текста ключевых слов (заданного количества) и т.п. Возможен диктант в виде записи «телефонограммы», в форме игры в «испорченный телефон» и т.п.

Диктант должен проводиться систематически. Он предполагает вовлечение всех уч-ся в работу и дисциплинирует их; исправляются и анализируются лексические и грамматические ошибки немедленно; диктант требует от уч-ся умений и навыков письма и приучает их практически пользоваться этими знаниями в устной речи; для учителя это небольшая подготовка.

Подводя итог по выше сказанному, следует выделить то, что методы и приемы развития умений и навыков письменной речи очень разнообразны, следовательно, для более эффективного овладения умениями и навыками письменной речи учащимся необходимо использовать их на практике. Но при обучении мы всегда говорим об эффективности деятельности учеников и учителя, т. е. должен достигаться положительный результат и для его достижения следует четко следовать методическим разработкам и указаниям.

Обучение письму должно проходить последовательно, от стадии записи идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений, различных по объему и характеру.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Методическая  разработка плана-конспекта урока  на тему « Personal letter»

Дата 

Класс 

Практическая цель:формирование умений написания письма различным адресатам;

Образовательная цель:знакомство со структурно-композиционными особенностями личного письма на английском языке в сравнении с особенностями написания на родном языке, повышение общей культуры учащихся;

Развивающая цель:развитие умений логически выстраивать ход мыслей на письме, развитие стилистических умений;

Воспитательная цель:формирование культуры письменной речи. Обучение этикету ведения личной переписки, умению корректно оформлять письма на английском языке.

Оснащение:учебник, доска, распечатка с упражнениями.

 

         Этап 

 

  Задача этапа 

Содержание

 

Время

Teacher

Pupils

Организационный

Момент

 

 

 

 

 

Фонетическая зарядка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов и домашнее задание.

Создание рабочей атмосферы

Введение в атмосферу иноязычного общения

 

 

 

Снятие лексических трудностей для дальней работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщить цель урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование зна-ний о структурно-компо-зиционных особенностях личного письма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление структуры личного письма

 

 

 

Контроль усвоения нового теоретического материала.

 

-Good morning, dear children!

Take your sits! How are you today? Who is on duty today? What is the date today? Who is absent? Thank you.

 

 

- Ok children, now look at the blackboard. Here you can see a tongue twister. At first I’ll read it to you:

«How many cookies could a good cook cook If a good cook could cook cookies? A good cook could cook as much cookies as a good cook who could cook cookies»

-Now I want somebody to read the whole tongue twister. So, let it be Vasya. Now I’ll erase some words and you try to read the tongue twister without these words. Try to remember all the missing words.

-Who else wants to read?

-Ok, thank you.

 

 

-Well, today we have an interesting lesson as we are going to learn personal letter, its structure and writing.

- Why do people write letters?

Whom can we write letters?

- Do people often write letters nowadays? Why?

- What purpose do you write a personal letter with?

 

Just now we`ve received  one very interesting letter from unknown friend. Let`s read it! Open your workbooks at page 16. It`s exercise A. Read  the letter , please.

 

So, do you want to write the reply? Do you know how to do it? Today we`ll study.

Well, a personal letter has a certain structure. Let’s write it.

Your address. The address is written in the upper right corner.

Date. The date is written fully under the address.

We begin the letter with the words:

Dear ( the name). Then goes body of the letter. It usually consists of several paragraphs:Thanks and apology

The answers to your pen-friend’s questions

Your questions to your pen-friend

Closing remarks.In the closing sentence you can send your regards, express your hope to get soon answer or meet soon.

The last phrase

Your name

 

Let’s repeat the structure of the personal letter.

 

 

 

 

 

Now let’s do the  task, you should do it  by yourselves, it’s a test. Put the parts of the following personal letter into the right order

 

 

 

Well, it’s time to sum everything up. Thank you for your work. Today we’ve studied how to write a personal letter. At home you’ll practice in it.

Your home task is to write a letter to your pen-friend about your relations with parents.

Your marks are...

Thank you for the lesson, it's over. Good-buy.

 

 

 

Учащиеся приветствуют учителя

Учащиеся занимают свои места 

Отвечают на вопросы

 

 

 

Ученики слушают учителя

 

 

Ученики выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети разбирают текст письма

 

 

 

 

 

Дети записывают  пункты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети повторяют   

 

 

 

 

Дети выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

12 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

10 мин 

 

 

 

 

 

3 мин  


 

 

 

 

Заключение

Обучение иностранным языкам занимает одну из приоритетных позиций при формировании всесторонне развитой личности и строится на основе программы общеобразовательных школ по иностранному языку. Изучение иностранного языка является одним из обязательных предметов в средней общеобразовательной школе. Важным аспектом при изучении английского языка, является обучение письму на английском языке.Несмотря на то, что письмо, согласно государственному образовательному стандарту является целью обучения, фактически оно часто все еще рассматривается как средство, а в теории обучения остаются неразработанными вопросы подходов к обучению письму в школе, что неизбежно приводит к недостаточным практическим результатам.

В данном  исследовании было  рассмотрен вопрос об обучении  письменной речи на среднем этапе  общеобразовательной школы,  характер этого вида речевой деятельности и его особенности. Были рассмотрены особенности и связь письменной речи с другими видами речевой деятельности, сделана  методическая  разработка  плана-конспекта урока по обучению письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы.

Рассмотрев теоретические аспекты обучения письму, а именно: понятие иноязычной письменной речи, цели и содержание обучения письму, пути и средства формирования иноязычной письменной речи, сделан вывод о том, что обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надёжным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.

В ходе работы было выявлено, что если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее.Таким образом, можно сделать вывод, что обучение письменной речи является неотъемлемой и важной частью содержания обучения английскому языку.

 

 

 

Литература

  1. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие для студентов специальности “Современные иностранные языки” высших учебных заведений / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян [и др.]- Минск, 2006.- С.126.
  2. Бим, И.Л. Книга для учителя к учебнику нем. яз. для 7 кл. / И. Л. Бим, Л.В. Садомова, Н. А. Артемова - М., 2002. - С. 3-6.
  3. Гальскова, И.Д. Теория обучения иностранным языкам: учеб. пособие для студентов лингвистических институтов и факультетов иностранных языков высших пед.заведений /И.Д. Гальскова, Н.И. Гез- М., 2004.- С. 247-252.
  4. Мильруд, Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе- 1997.- №2. С. 5-11.
  5. Пассов, Е.И. Галактика Гутенберга или текст как единица овладения культурой иноязычного письма / Е.И. Пассов // Коммуникативная методика- 2004.- №.4. С. 26-29.
  6. Рогова Г. Методика обучения английскому языку. М., Просвещение, 1983.
  7. Сысоева, Е.Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам / Е. Э. Сысоева // Иностранные языки в школе- 2006.- №7. С. 43-46.
  8. Утробина, А.А. Методика преподавания и изучения иностранных языков / А.А. Утробина- М., С. 77-78.
  9. Фокина, К.В. Методика преподавания иностранного языка / К.В. Фокина, Л.Н. Тернова - М.,2008. - С. 113.
  10. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник Гез Н.И., Ляховицкий И.В., Миролюбов А.А. и др. - М.: Высш. школа, 1982.-17, с. 27.
  11. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: уч. пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Г.М. Еналиева- М., 2000.- С. 181.
  12. Леонтьев А.А.“Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии” Москва – Воронеж, 2004, С.309.
  13. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 1988,С.26-29.
  14. Пассов Е. Основы методики обучения иностранным языкам. М., Русский язык, 1977.

 

 


Информация о работе Теоретические основы обучения письменной речи на среднем этапе общеобразовательной школы