Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:39, курсовая работа
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности.
Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.
Введение………………………………………………………………………….…..3
Глава I. Общая характеристика педагогической деятельности…………………..5
1.1 Понятие и структура педагогической деятельности………………………......5
1.2 Функции и цели педагогической деятельности…………………………..…..13
1.3 Стиль педагогической деятельности………………………………………….15
1.4 Соответствие педагога своей профессии.………………….…………………17
Глава II. Теоретические подходы к изучению педагогических способностей....20
2.1 Понятие и сущность педагогических способностей…………………….…...20
2.2 Структура педагогических способностей……………………………..….…..23
2.3 Развитие педагогических способностей……………………………..………..27
2.4 Взаимосвязь педагогических способностей, их развития и успешной деятельностью педагога………………………………………………………...….30
Заключение……………………………………………………………………….…32
Список использованных источников………………………………………….…..34
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Общая характеристика педагогической деятельности…………………..5
1.1 Понятие и структура
1.2 Функции и цели педагогической деятельности…………………………..…..13
1.3 Стиль педагогической деятельности………………………………………….
1.4 Соответствие педагога своей профессии.………………….…………………17
Глава II. Теоретические подходы к изучению педагогических способностей....20
2.1 Понятие и сущность
2.2 Структура педагогических
2.3 Развитие педагогических способностей……………………………..………..
2.4 Взаимосвязь педагогических способностей,
их развития и успешной деятельностью
педагога……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………….…..
Введение
Темой данной курсовой работы является «Проявление педагогических способностей в педагогической деятельности». Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что педагогическая деятельность – одна из сложнейших сфер деятельности человеческого труда. В своей деятельности педагог призван решать важнейшие для общества задачи, предъявляющие высокие требования к личностным и профессиональным чертам педагога.
Педагогическая деятельность – самая вечная и непреходящая сфера человеческой деятельности. Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность – профессиональная, а во втором – общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности.
Объектом исследования являются педагогические способности. Предметом же – психологические особенности педагогической деятельности.
Целью работы является изучение педагогических способностей в педагогической деятельности.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
– рассмотреть общую характеристику педагогической деятельности, а именно: изучить понятие, структуру, функции, цели и стиль педагогической деятельности; указать соответствие человека педагогической деятельности;
– рассмотреть теоретические подходы к изучению педагогических способностей: раскрыть понятие, сущность и структуру педагогических способностей; рассмотреть взаимосвязь педагогических способностей, их развития и успешной деятельностью педагога.
Анализ педагогической, психологической и другой литературы свидетельствует, что проблема способностей изучалась Бордовской Н.В., Крутецким В.И., Исаевой И.Ю., Колеченко А.К., Якушевой С.Д. и другими.
В процессе раскрытия темы работы были использованы следующие методы: систематический способ, исторический, сравнительно-аналитический, диалектический.
Структура работы состоит из введения, двух глав, поделенных на восемь параграфов, заключения и списка использованных источников, содержащего 22 источника.
Глава I. Общая характеристика педагогической деятельности
1.1 Понятие
и структура педагогической
В мире существует множество профессий, и все они отличаются друг от друга той деятельностью, которую осуществляют.
Итак, педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.
Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания детей.
Цель этого вмешательства – преобразование человеческой природы в «развитую специфическую рабочую силу», подготовка члена общества.
Педагогическая деятельность организует объективный процесс воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к. она вооружена: педагогической теорией (теоретическими знаниями); педагогическим опытом (практическим опытом); системой специальных учреждений.
Педагогическая деятельность опирается на научную педагогическую теорию, которая занимается изучением: законов воспитания; воспитательного влияния жизненных условий; их требований к человеку1.
Тем самым научная педагогическая теория вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает ей стать глубоко осознанной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.
Отличие педагогической деятельности от любой производственной заключается в ее духовном характере, что определяет своеобразие всех ее компонентов.
В центре любой деятельности «субъект» – тот, кто совершает эту деятельность, и «объект» – то, на что эта деятельность направлена, а также «продукт» – трансформированный, измененный объект (предмет) деятельности.
Специфика педагогической деятельности связана, прежде всего, с особенностями ее «объекта» и «продукта». В отличие от любой производственной деятельности «объект» педагогической может быть назван таковым весьма условно, так как это процесс формирования и развития личности, практически не поддающейся «обработке», изменениям без опоры на ее индивидуальность, ее особенности, без включения механизмов саморазвития, самоизменения, самообразования.
«Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне – той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуальность», – утверждает Н.А. Константинов2.
Таким образом, педагог имеет дело с высшей ценностью – личностью студента, который является субъектом своей собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению: без обращения к ее внутренним силам, потенциям, потребностям педагогический процесс не может быть эффективным.
Данное требование, являясь необходимым условием любого педагогического процесса, особенно актуально в сфере профессионального образования, имеющего дело с человеком, обладающим не только своими психофизиологическими особенностями, но и особой социальной позицией, отличающейся от позиции школьника. Профессиональный выбор, осуществленный студентом при поступлении в профессиональное учебное заведение, определяет его субъектную позицию как будущего профессионала: обучение воспринимается с точки зрения реализации жизненных задач молодого человека, чем значительно изменяется мотивация обучения, повышается доля самостоятельной работы в его процессе. Вместе с тем, вхождение в новую для подростка роль студента значительно затруднено слабой готовностью к самостоятельной деятельности. Возникает противоречие между новыми задачами (освоение профессиональной деятельности) и имеющимися возможностями, между новой системой отношений и привычными стереотипами построения подобных отношений в школе. Сам путь профессиональной подготовки диктует очень быструю смену ролевой позиции студента: в начале обучения он должен перестать быть школьником, а к его окончанию – студентом. Все это предполагает интенсивное социальное взросление и профессионально-личностное развитие студентов.
Особое значение приобретает педагогическая позиция, установки педагога, в основе которых должно лежать восприятие личности студента как самоценности, отношение к нему как к активному деятелю, т.е. отношений сотрудничества в совместной творческой деятельности в процессе обучения. В таких условиях «объектом», на который направлена совместная деятельность преподавателя и студента, становится не столько сама личность обучающегося, сколько процесс освоения профессиональной деятельности: усвоения необходимых для ее осуществления знаний и способов деятельности, а также развития профессионально значимых личностных свойств и способностей. Таким образом, сущность педагогической деятельности заключается в «объектно-субъектном преобразовании личности»3.
С этой точки зрения справедливо утверждение о том, что истинным объектом педагогической деятельности является не сам ученик, а педагогический процесс, представляющий собой систему взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как главный компонент.
Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель.
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
Цель педагогической деятельности – явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой потребности и стремления отдельной личности.
В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т. п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного. Познавательная задача, будучи решенной психологически, затем переходит в форму практического преобразовательного акта. При этом обнаруживается некоторое несоответствие между средствами и объектами педагогического влияния, что сказывается на результатах действия учителя. В связи с этим из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными. Таким образом, деятельность учителя-воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней.
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа4.
Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание – это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность – понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.
Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания, рассматривается изолированно от воспитания. Неслучайно педагоги, занимающиеся разработкой проблемы содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), неотъемлемыми его компонентами наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте – это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание5.
Информация о работе Теоретические подходы к изучению педагогических способностей