Теоретическое исследование проблемы развития познавательных интересов младших школьников в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
В целях исследования сформулированы основные задачи исследования:
изучить понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе,
определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста,
выявить возможности игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников,
выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить организационно-педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
разработать методические рекомендации по развитию познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

полностью д.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

В ходе игры умственная деятельность учащихся становится более эвристической и творческой, повышается ее мотивация. В дидактических играх учащиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют предметы по определенным признакам, выполняют анализ и синтез, делают обобщения, много игр требующие умения излагать свои мысли в связной и понятной форме, используя соответствующую терминологию.

В связи с исследованием сущностных качеств личности, психологического диагностирования, направленного развития личности в процессе воспитания и обучения, к игре обращается Н.И. Непомнящая. Результаты ее  исследований свидетельствуют, что игра является такой формой творчества, которая реализует сущностные способности и потребности человека, она тесно связана с развитием базовых принципов личности.

Итак, анализ исследований психологов позволяет выделить наиболее важные позиции для формирования современной педагогической теории игровой деятельности детей. Игра - это своеобразная познавательная деятельность социально - культурного характера, которая позволяет ребенку присваивать социальный опыт и учиться преобразовывать мир; игра - это такая форма жизнедеятельности ребенка, объективные свойства которой эквивалентны реализации и актуализации сущностных потребностей и возможностей личности.

Исследователи игры отметили ее многовекторное влияние на ребенка - связь с физическим развитием, совершенствованием психической сферы, воспитанием и обучением, подготовкой подрастающего поколения к будущей трудовой деятельности и т.п.; универсальность, всеохватность игры способствует гармоничному развитию ребенка; коллективная игра - форма социальной жизни, естественный способ ориентации в нравственные отношения и усвоение норм нравственного поведения.  

Психологами неоднократно отмечена необходимость педагогического руководства игрой - под влиянием рационально организованной учебной игровой деятельности позитивные изменения личности происходят эффективнее.

    1. Психолого-педагогические условия развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста в игровой деятельности

Эффективность работы по развитию познавательных интересов значительно повышается при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

  • Создание эмоциональной, доброжелательной атмосферы в процессе выполнения учениками любых учебных задач.
  • Осуществление организации деятельности учащихся по решению учебных задач с опорой на их интересы, потребности, потенциальные возможности, способности и т.д. (отсутствие шаблонности).
  • Решение творческих задач через пробуждение у каждого школьника исследовательской активности, углубления интереса к творческой деятельности, побуждение к успешным действиям и достижения поставленной цели (мотивация).

Важно обеспечить целесообразное изменение видов деятельности. Это поможет сосредоточить внимание учащихся на решении учебных задач,  выполнении познавательных действий, предотвратит их утомляемость, появление гиподинамии, позволит разнообразить деятельность, поддержать к ней интерес. С этой целью широко используется разнообразная наглядность, которая отвечает особенностям чувственного восприятия окружающего мира детьми младшего школьного возраста.

Обеспечение гибкости педагогической позиции считается одним из существенных условий проведения занятий, поскольку общение с младшими школьниками требует большого динамизма, умения перевоплощаться, одновременно воспринимать реакции всех и каждого. Необходимо вовремя поддержать успехи детей, способствовать результативному обучению.

Последовательная мотивация каждого этапа занятия как средство активизации детей, возбуждения интереса к учебной деятельности. Для учителя это требование означает поиск опорных мотивов для учащихся с разным уровнем сформированности познавательных интересов, вопросов и проблем, благодаря которым может формироваться у них собственный смысл изучаемого.

Урок в форме деловой игры будет не просто интересный для учеников, поскольку он ставит в активную познавательную позицию, дает им возможность выразить свое суждение не только в рамках роли, но и в после игровой рефлексии. Очень важный аспект, что в игре нет пассивных наблюдателей (если только они не предусматриваются организаторами специально), все должны иметь роль, позицию и поэтому проявить свою реакцию.

Кроме того, погружение в ситуацию, проблему дает игра, что позволяет более эффективно в будущем работать с информацией по этой теме, проблеме. Это связано с психологическим феноменом - соучастия (причастности) к проблеме.

Игра - вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра - это конкретное проявление индивидуальной и коллективной игровой деятельности ребенка, имеющего конкретно исторический, многовидовой, креативный и многофункциональный характер.

Игровая деятельность - это динамическая система взаимодействия ребенка с окружающей средой, в процессе которой происходит его познание, усвоения культурно - исторического опыта и формирование детской личности [6,13].

Использование игровой деятельности с целью оптимизации обучения обусловило необходимость создания игровых технологий обучения. Игровая технология обучения - это системный способ организации обучения, направленный на оптимальное построение учебно-воспитательного процесса и реализацию его задач [6,49].

 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной цели обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования познавательных интересов в учебной деятельности.

Распространение игровых технологий в образовании объясняется тем, что игра является естественной познавательной деятельностью ребенка и учебная деятельность «вырастает» из игровой. Именно поэтому к игре, как более понятной для ребенка деятельности, обращаются педагоги с целью усиления сложной для ученика деятельности - учебно-познавательной.

Игровые технологии обучения опираются на педагогическое руководство игровой деятельностью, которое рассматривается как способ достижения цели учебно-воспитательного процесса путем применения системы педагогических приемов, адекватных задачам конкретной игры и направленных на удовлетворение актуальных детских потребностей и реализацию личностного потенциала учащихся. При таких условиях игровая деятельность реализуется как педагогический метод.

Внедрение игр рассматривается как действенное средство преодоления недостатков формального школьного обучения с его традиционной словесно - книжной ориентацией.

Значительная мотивация, что движет классную игру, создается за счет появления в самом процессе игры проблемных ситуаций, интеллектуальных нагрузок, требующих активного взаимодействия школьников с узнаваемыми объектами, преодоления противоречий между известными знаниями и необходимостью «открыть» или найти новые знания [5, 28].

Педагогические наблюдения свидетельствуют о раскрепощении интеллекта учащихся и преодоления некоторых психологических преград в процессе игры под влиянием изменения типа межличностных отношений. Отношения типа «педагог- ученик» уступают место отношениям «игрок – игрок», когда ученики подают друг другу поддержку и помощь, создавая при этом атмосферу, способствующую усвоению нового.

Цель применения технологии игровых форм обучения - развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Игры должны отвечать следующим психолого-педагогическим условиям:

  • способствовать укреплению коллектива;
  • иметь познавательное значение;
  • активизировать гражданскую позицию учащихся;
  • обеспечивать участие в игре подавляющего большинства учащихся;
  • создавать условия для индивидуального и группового творчества.

Многое зависит и от игровой позиции ведущего, которому следует:

  • реализовывать имеющийся игровой план (потому что к игре педагог должен относиться достаточно серьезно и на время игры отрекаться своей привычной авторитарной позиции;
  • проявлять благосклонное отношение к ученикам, быть открытым, восприимчивым и немного инфантильным;
  • способствовать формированию убежденности в необходимости игрового поведения;
  • быстро переходить от реального к игровому плана через юмор или басни;
  • демонстрировать широкий диапазон игровых приемов.

Только в этом случае игровая позиция педагога будет способствовать реализации основных ее функций: гуманизации взаимоотношений педагога с учащимися, повышению творческого потенциала коллективной деятельности, экономии нервных затрат учителей и учеников и, наконец, обеспечению гибкой поведения педагога.

Это важно не только для понимания индивидуальных особенностей развития детей, но и для раскрытия их возрастных особенностей. Л.И. Божович отмечает, что понять влияние среды на формирование возрастных особенностей ребенка можно только в том случае, если учитывать как изменения в среде (например, при переходе из детского сада в школу), так и изменения в самом ребенке, обуславливающих характер влияния среды на дальнейшее психическое развитие ребенка.

Эти особенности (индивидуальные и возрастные), представляя собой внутренние факторы, выступают как реальные факторы развития. Соотношение внешних требований среды (внешние факторы) с возможностями и потребностями самого ребенка (внутренние факторы) составляет основное звено, которое и определяет дальнейшее развитие ребенка.

Дидактический смысл игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осознание следующего действия. Игровое задание находится в самой названии. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или обстоятельствами, которые будут созданы. Дети высказывают констатирующие или обобщенно-доказательные предположения. Эти игры требуют умения соотнести знания обстоятельств, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее поймет ?»

Учебно-воспитательное значение заключается в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, что отражается в игре. Познавательное содержание игры не находится «на поверхности»: его необходимо найти, добыть, сделать открытие и в результате что-то узнать.

Игры-загадки. Возникли загадки очень давно. Они были созданы самим народом, входили в обряд, ритуал, праздник. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. Основным признаком загадки является хитроумное описание, которое необходимо расшифровать (отгадать и доказать).

Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач разнообразны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры - загадки. Необходимость сравнивать, вспоминать, думать, догадываться дают радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (игры - диалоги). В основе игры - беседы находится общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Во время игры - беседы педагог часто действует не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Но игра - беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Ценность игры - беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра - беседа воспитывает умение слушать и слышать вопрос учителя, вопросы и ответы детей, умение сконцентрировать внимание на содержании разговора, добавить к сказанному, выразить осуждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игровой задачи.

Большое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры - беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Но на практике чаще всего используются указанные игры - или в «чистом» виде, или в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно – ролевыми т.д. Психологические исследования показывают, что усвоение материала во время игры не требует произвольного запоминания, и это усиливает эмоциональность восприятия, позволяет избежать перегрузки учащихся.

Дидактические игры можно использовать на уроках повторения и обобщения пройденного материала, контроля знаний учащихся и др.  На всех этих уроках актуализируется как новый, так и ранее усвоенный учебный материал, устанавливаются связи с другими предметами. Игровая форма проведения уроков позволяет сделать интересными и привлекательными для всех учеников даже очень скучные темы.

Выявленные в психологических исследованиях закономерности игры позволяют педагогам широко использовать эту ценную деятельность детей для успешного решения многих образовательно-воспитательных задач.

Информация о работе Теоретическое исследование проблемы развития познавательных интересов младших школьников в игровой деятельности