Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:05, курсовая работа
Сущность и содержание процесса воспитания· Современные концепции и подходы к воспитанию · Закономерности и принципы воспитания · Методы, формы и технологии воспитания · Формирование и развитие коллектива обучающихся · Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении · Воспитательная работа в общежитии · Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов и методы ее выявления
Воспитательная система –– это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Критериями и показателями эффективности воспитательного процесса являются:
а) критерии –– факты, позволяющие судить о наличии воспитательной системы;
б) критерии качества, помогающие сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.
Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности является педагогическое обеспечение усвоения знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для подготовки воспитанников к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения профессиональными знаниями.
Механизм воспитания заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи в освоении и выполнении социальных ролей. Воспитанник «присваивает» себе социальные ценности, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.
Критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей.
Воспитание как педагогический компонент социализации личности. Коллектив ученых: М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др., ––представляет воспитание как педагогический компонент процесса социализации и целенаправленные действия по обеспечению условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение воспитанника в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Целевые ориентиры воспитания условно разбиты на две группы целей:
Цель конкретизируется тремя группами воспитательных задач:
Практическая педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с пятью принципами.
Содержание воспитательного процесса реализуется в процессе усвоения системы гуманистических ценностей, составляющих основу гуманитарной культуры личности. Наиболее перспективной моделью воспитания является та, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. Поэтому содержание воспитания рассматривается как сумма всех существенных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной (субъективно-идеалистическое представление человека о себе и окружающем мире)
Механизмом воспитания являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагогов и обучаемых. От правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления личности, на формирование всех ее сущностных сфер.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса определяются самими участниками педагогического процесса с учетом конкретных целей и задач воспитательной работы и в соответствии с уровнем развития воспитательной системы учебного заведения.
Наиболее важными компонентами диагностики воспитательного процесса являются:
а) изучение воспитанности обучаемых –– направленность личности, выражающаяся во взглядах, ценностных ориентациях;
б) диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем отношений;
в) исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий.
Основу содержания воспитательного процесса составляют такие направления, как философическое (способность к обобщениям), диалогическое (стиль педагогического взаимодействия) и этическое (формирование ценностно-смыслового единства педагога и воспитанника) воспитание.
Механизмом формирования образа жизни, достойной человека, является постепенное, пошаговое движение с формированием духовной и душевной зрелости. Результат формирующего влияния на личность основных процессов воспитания обозначается триадой: знаю –– умею –– люблю.
Показателями эффективности воспитательного процесса являются такие личностные параметры воспитанника, как:
Воспитание на основе потребностей человека. По концепции В.П. Созонова, в воспитании следует опираться на самосознание индивида, исходить из потребностей и внутренних проблем отдельного человека
Воспитанием при этом является деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей личности. К ним относятся свойственные человеку потребности:
Основной целью воспитания по данной концепции служит обеспечение необходимых условий для удовлетворения базовых потребностей личности, а основными принципами являются: 1) принцип природосообразности; 2) принцип целостности в подходе к личности; 3) деятельностный принцип; 4) возрастной принцип; 5) принцип гуманизма.
Содержанию воспитательного процесса присущи следующие направления:
Для оценивания результатов воспитательной деятельности автор предлагает два пути:
Современные подходы к воспитанию
Подход –– это ориентация действий педагога или руководителя образовательного учреждения, побуждающая к использованию определенной совокупности понятий, идей и способов педагогической деятельности. Подход как комплексное педагогическое средство включает в себя три основные компонента: 1) основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики; 2) принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности; 3) приемы и методы построения процесса воспитания.
Системный подход является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Целесообразность его применения заключается в следующем:
При системном подходе процесс воспитания в учебном заведении предполагает выделение трех плоскостей воспитательного взаимодействия: 1) воспитательная система всего учреждения; 2) воспитательное пространство группы, где и происходит максимальное количество педагогического взаимодействия; 3) индивидуальная плоскость (траектория) развития воспитанника. Все они развиваются как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом.
Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной разнообразной деятельностью обучаемого. Суть воспитания заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а содеятельность обучаемых и педагогов по реализации совместно выработанных целей и задач. Воспитательный процесс в этом аспекте исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитывающей деятельности. Ситуации создаются в целях объединения средств обучения и воспитания в единые воспитательные комплексы, стимулирующие разностороннюю деятельность обучаемых, адекватную разносторонней деятельности современного человека.
Деятельностный подход в воспитании учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности обучаемого, периодизацию в развитии воспитанника. Этот воспитательный подход в современной педагогике преобразует воспитанника из объекта учебно-воспитательного процесса в его субъект. Воспитание при этом понимается как «восхождение к субъективности»2.
Личностно-ориентированный подход предлолагает методологическую ориентацию педагогической деятельности, которая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самореализации личности обучаемого, развитие его индивидуальности.
Приведем основные сущностные характеристики личностно-ориентированного подхода.
Педагогическая деятельность при реализации личностно-ориентированного подхода осуществляется на основе принципов самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.
Философско-антропологический подход к воспитанию личности. Исходным положением в становлении этого подхода стали идеи К.Д. Ушинского о содержательном и познавательном наполнении педагогики и ее взаимоотношении с науками о человеке. Подход ориентирован на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического учения о человеке обучающемся и воспитывающемся. Философско-антропологический подход разрабатывает проблемы, связанные с созданием педагогической антропологии на основе использования всех достижений человекознания, предварительно осмысленных философской антропологией (используется особый метод исследования в воспитании –– философствование).
Синергетический подход. Главным предметом изучения приверженцев этой идеи являются процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах.
Синергетические представления имеют большое практическое значение при проектировании и построении систем воспитания. Соблюдение принципа самоорганизации и саморазвития в педагогической деятельности нацеливает субъектов создания воспитательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений в образовательном учреждении, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы. Диалог мнений, мотивов, ценностных установок учащихся и педагогов содействует формированию духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в учебном коллективе, развитию и раскрытию неповторимой индивидуальности его членов.