УМК как современное учебно-методическое средство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:10, курсовая работа

Краткое описание

При всем возможном многообразии, функционально УМК представляет модельное описание педагогической системы
1. Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция.
2. Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.
3. Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации.
4. Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. УМК как современное учебно-методическое средство………………4
1.1 Место и роль УМК в ходе организации образовательного процесса в учреждении образования………………………………………………4
1.2 Основные структурные элементы УМК……………………………...5
Вывод по 1-ой главе………………………………………………………..9
Глава 2. Способы создания УМК……………………………………………….10
2.1 Этапы разработки УМК………………………………………………10
2.2 Разработка фрагмента УМК по дисциплине педагогика …………..11
Вывод по 2-ой главе………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Место и роль учебно.docx

— 106.25 Кб (Скачать файл)

                               ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. УМК как современное учебно-методическое средство………………4    

1.1 Место и роль УМК в ходе организации образовательного процесса в учреждении образования………………………………………………4

1.2 Основные структурные  элементы УМК……………………………...5

Вывод по 1-ой главе………………………………………………………..9

Глава 2. Способы создания УМК……………………………………………….10

2.1 Этапы разработки УМК………………………………………………10

2.2 Разработка фрагмента  УМК по дисциплине педагогика  …………..11

Вывод по 2-ой главе………………………………………………………33

Заключение……………………………………………………………………….35

Список используемых источников……………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

ВВЕДЕНИЕ

 Авторы учебно-методического пособия[6], ссылаясь на Д.Д. Зуева, проводят важное различение между понятиями учебно-методического комплекса и комплекта: “Мы вводим термин учебный (учебно-методический) комплекс, – пишет Д.Д. Зуев, – для обозначения открытой системы дидактических средств в отличие от термина комплект, который означает полный набор: комплект учебников такого-то класса, т.е. закрытую систему”. Таким образом, УМК как система средств обучения имеет непреходящее значение – это инвариант самых различных модификаций и вариантов УМК, что необходимо учитывать при их разработке.

Но при всем возможном многообразии, функционально УМК представляет модельное описание педагогической системы

1. Выступает в качестве  инструмента системно-методического  обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция.

2. Объединяет в единое  целое различные дидактические  средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.

3. Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования  к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации.

4. Служит накоплению новых  знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого  потенциала педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. УМК КАК СОВРЕМЕННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО

1.1МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Одной из ведущих тенденций в реформировании отечественного образования является видение современного выпускника творческой личностью, способного самостоятельно осваивать интенсивно меняющееся социально-духовное поле культуры. Данная тенденция предполагает поиск такой модели профессиональной подготовки, в которой образовательный процесс обеспечивал бы сопряженность содержания обучения с организованной (контролируемой) самостоятельной работой обучающихся в развитии их индивидуальных способностей и учетом интересов профессионального самоопределения, самореализации.

Переход на многоступенчатую систему "предполагает не только разработку обновленной модели и стандартов образования, но и соответствующее методическое обеспечение. В этой связи представляется перспективным (целесообразным) сделать ставку на разработку и внедрение учебно-методических комплексов (УМК) по конкретным учебным курсам и дисциплинам" [4].

Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему.[1]

Модернизация обучения с помощью специально подготовленных учебно-методических комплексов достаточно полно рассматривалась и в Центре проблем развития образования в связи с возможностью развития дистанционного образования. Под дистанционным образованием понимается способ обучения вне непосредственной коммуникации между преподавателем и обучающимся. Такой способ обучения может реализовываться в различных формах: очное, заочное, экстернат, обучение с использованием средств телекоммуникации, компьютерных программ и др. При этом самостоятельная работа обучающихся становится преобладающей в структуре учебно-образовательной деятельности.[4]

Более того, необходимость детальной разработки УМК при дистанционном обучении, становится базовой для любой формы обучения, что мотивировано несколькими обстоятельствами, зафиксированными при анализе образовательной ситуации, а также при изучении национальных и мировых тенденций развития образования. Среди этих обстоятельств обратим внимание на следующие:

1. В информационном обществе  возникает устойчивая тенденция  изменения организации учебной деятельности обучающихся: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций и возрастание доли самостоятельной работы обучающегося, что в педагогической практике проявляется в:

─ переносе центра тяжести в обучении с преподавания на учение, т. е. систематическую, управляемую преподавателем самостоятельную деятельность обучающихся, но не самообразование, осуществляемое индивидом по собственному произволу;

─ акценте на управлении самостоятельной работой обучающихся

2. Переход к многоступенчатой подготовке предполагает необходимость обновления технологий обучения, дидактического и психолого-педагогического обеспечения для решения задачи улучшения качества образования по единым критериям независимо от формы процесса обучения [5].

Таким образом, УМК той или иной дисциплины в современных условиях вариативности, дифференцированности и стандартизации образования становится важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм. Учебно-методический комплекс, подготовленный на такой основе, является эффективным пособием для изучения обучающимися учебных дисциплин и проведения их самостоятельной работы, что обеспечивается модульным построением учебных курсов. В этом случае учебный модуль, выступающий как структурная единица данного УМК, одновременно является:

  1. целевой программой действий обучающегося,
  2. банком информации,
  3. методическим руководством по достижению учебных целей
  4. формой самоконтроля знаний обучающегося и их возможной коррекции [6, С.9].

1.2 ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ УМК

В соответствии с Положением УМК предназначен для реализации требований образовательных программ и образовательных стандартов высшего образования и создается по учебной дисциплине.

В соответствии с Кодексом республики Беларусь об образовании и Положением в учебно-методические комплексы могут объединяться структурные элементы научно-методического обеспечения образования:

  1. учебно-программная документация образовательных программ (в частности, учебные программы по учебным дисциплинам);
  2. программно-планирующая документация воспитания;
  3. учебно-методическая документация (методические рекомендации, указания к проведению занятий и выполнению заданий);
  4. учебные издания (в том числе и рекомендованные учреждениями высшего образования);
  5. информационно-аналитические материалы.
  6. Структура УМК может быть представлена четырьмя основными разделами:
  7. теоретическим
  8. практическим
  9. контроля знаний
  10. вспомогательным

Теоретический раздел УМК содержит материалы для теоретического изучения учебной дисциплины в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности, и может быть представлен учебником, учебным пособием, курсом лекций и др. Рекомендуется в данном разделе приводить полное или краткое изложение всех тем содержания учебного материала.[2]

Практический раздел УМК содержит материалы для проведения лабораторных, практических, семинарских и иных учебных занятий, и может быть представлен практикумом, планами практических (семинарских) занятий и др.

Раздел контроля знаний УМК содержит материалы текущей и итоговой аттестации, иные материалы, позволяющие определить соответствие результатов учебной деятельности студентов требованиям образовательных стандартов и учебно-программной документации, и может быть представлен контрольными вопросами и заданиями по темам учебной дисициплины, тестами, вопросами к зачету и экзамену, тематикой рефератов и др.

Вспомогательный раздел УМК содержит элементы учебно-программной документации образовательной программы, программно-планирующей документации воспитания, учебно-методической документации, перечень учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения учебной дисциплины.

Ранее рекомендовалось включать в структуру УМК три основных элемента:

  1. нормативно-программный;
  2. содержательный;
  3. технологический.

Наполнение этих элементов отвечает требованиям действующего Положения, поэтому можно утверждать, что принципиальных изменений в структуре УМК не произошло.

Помимо основных разделов обязательными компонентами УМК в соответствии с действующим Положением являются:

  1. титульный лист
  2. пояснительная записка (введение)

Пояснительная записка (введение) отражает цели УМК, особенности структурирования и подачи учебного материала, рекомендации по организации работы с УМК.

И ранее рекомендовалось разработчикам во «Введении» приводить структуру УМК и особенно в том случае, если УМК разрабатывался частями (модулями). Рекомендации по организации работы с УМК рекомендовалось включать в составе технологического элемента УМК.

Одним из компонентов УМК является учебная программа. Рекомендуется размещать ее вначале УМК после «Введения». Причем будет целесообразным включать в УМК не всю учебную программу, а отдельные ее элементы. В частности, предлагается в обязательном порядке привести раздел учебной программы «Содержание учебного материала», а также «Примерный тематический план». Не рекомендуется в качестве элемента учебной программы приводить в УМК «Учебно-методическую карту дисциплины», тем более не рекомендуется приводить две программы: типовую (учебную) и ее рабочий вариант, в противном случае не избежать дублирования материала.

С этой же целью, рекомендуется материал Пояснительной записки учебной программы включить во Введение к УМК.

Титульный лист является одним из нововведений. Форма титульного листа приведена в действующем Положении, а также размещена на сайте университета на странице учебного отдела. Единственное дополнение к типовой форме – добавление строки «Регистрационный № ____». В таком виде Титульный лист УМК является и Регистрационной картой одновременно. [3]

Учебно-методический комплекс и комплект. Функциональные характеристики УМК

В случае изучения естественнонаучных дисциплин в состав УМК включаются задания и материалы для выполнения лабораторного практикума, а также комплекты лабораторных работ.

Если говорить о самых общих подходах к возможным структурным составляющим средств обучения УМК, то последние могут быть представлены следующим образом:

  1. бумажные издания;
  2. сетевые электронные учебные издания (электронный учебник);
  3. компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах;
  4. аудио учебно-информационные материалы;
  5. видео учебно-информационные материалы;
  6. лабораторные практикумы (в том числе и лабораторные практикумы удаленного доступа);
  7. тренажеры, т.е. тренинговые учебно-тренировочные упражнения (в том числе и с удаленным доступом);
  8. информационные базы данных и знаний с удаленным доступом;
  9. электронные библиотеки с удаленным (сетевым) доступом;
  10. средства обучения на основе компьютерных образовательных сред (КОС);
  11. средства обучения на основе виртуальной реальности (ВР);
  12. средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС).

Бумажные (печатные) издания – это твердые копии на бумажных носителях учебников, учебных пособий, методических указаний, словарей, справочников и т.п. Доля традиционных учебников, учебно-методических и учебно-практических пособий, рабочих тетрадей и др. весьма широко используются при создании УМК даже в зарубежных образовательных системах (например, в США - 85%, в Германии - 95%), где технический уровень оснащения образовательного процесса высок.

Информация о работе УМК как современное учебно-методическое средство