Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:10, курсовая работа
При всем возможном многообразии, функционально УМК представляет модельное описание педагогической системы
1. Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция.
2. Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.
3. Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации.
4. Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. УМК как современное учебно-методическое средство………………4
1.1 Место и роль УМК в ходе организации образовательного процесса в учреждении образования………………………………………………4
1.2 Основные структурные элементы УМК……………………………...5
Вывод по 1-ой главе………………………………………………………..9
Глава 2. Способы создания УМК……………………………………………….10
2.1 Этапы разработки УМК………………………………………………10
2.2 Разработка фрагмента УМК по дисциплине педагогика …………..11
Вывод по 2-ой главе………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………………..36
С развитием ремесел, ростом городов стала возрождаться светская культура и образование. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы – гильдейские школы, где обучение велось на родном языке, обучали детей письму, счету, чтению, а религия вытеснялась на второстепенный план и переставала быть основой обучения.
Слайд 13-15: Возрождение (ХIV—ХVI вв.)
Гуманисты проповедовали бережное и внимательное отношение к ребенку, предлагали уважать ребенка и видеть в нем личность. Большое внимание уделялось физическому и умственному воспитанию детей, при котором, как считали педагоги-гуманисты, происходит развитие творческой активности, самостоятельности, эмоциональной свободы, самодеятельности.
Труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535) и Т. Кампанеллы(1568–1639) стали прекрасным проявлением возрождения человеческого духа. Томас Мор предложил идею обучения детей на родном языке, а также большое значение Мор придавал физическому воспитанию. Томазо Кампанелла считал, что «изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии».
Слайд 16: XVII в.
Яркие представители педагогической школы этого времени – чешский педагог Я. А. Коменский (1592–1670) и английский педагог Дж. Локк(1632–1704). Отличительные особенности развития педагогики в данный период состоят в том, что педагогика выделилась в самостоятельную науку, хотя и осталась связана с философией, так как обе эти науки изучают бытие и развитие человека. Целью образования становится физическое и нравственное воспитание, формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа».
Ян Амос Коменский – создатель научной педагогической системы, выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Он явился основоположником классно-урочной системы обучения и разработал основные вопросы организации учебной работы.
Джон Локк предложил систему воспитания светского молодого человека («джентльмена»), умеющего в то же время прибыльно вести свои дела.
Слайд 17-19: Просвещение (XVIII в.)
В это время основоположником теории естественного воспитания становится французский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), определяющий педагогику как «воспитание, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному развитию». Руссо был убежден, что при обучении и воспитании детей важно учитывать их возрастные особенности.
И. Г. Песталоцци (1746–1827) – швейцарский педагог, который целью воспитания считал развитие способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика, т. е. саморазвитие природных сил, заложенных на генетическом уровне.
Слайд 20: XIX в.
Продолжая идею образования эпохи Просвещения, Ф. А. Вильгельм (1790–1886) – немецкий педагог-демократ – призывал учитывать возрастные особенности ребенка в процессе обучения.
Слайд 21-24: К. Д. Ушинский (1824–1870) – великий русский педагог. Ушинский выделяет одним из ведущих принципов педагогики принцип народности. Он воспевал самобытность русской педагогической науки, которая впитала в себя многовековую практику воспитания. Благодаря этому принципу, на первое место в формировании человека выходит язык своего народа.
Слайд 25: Выдающийся советский педагог и писатель А. С. Макаренко (1888–1936) разработал методику трудового воспитания, определил основные принципы создания детского коллектива, выделил задачи педагогического руководства детским коллективом. Он детально изучал вопросы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Важным критерием был гуманизм. Макаренко указывал, что очень важно, чтобы в отношении к детям было «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». Основное место в своей педагогической системе Макаренко определил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Им были обоснованы законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, определены задачи трудового воспитания, дисциплины и методики.
Слайд 26: 3. Школа и педагогическая мысль в Беларуси в IX-XIX вв.
Слайд 27: Много интересных идей о воспитании содержится в поэме "Песнь о Зубре" Николая Гусовского (1470-1533), который с целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности пропагандировал систему латинско-европейского образования, в воспитании отводил большую роль общению с природой, искусству, науке.
Слайд 28: В конце XVI- первой половине XVII века возникают братские школы – учебные заведения при братствах, национально-религиозных общественных объединениях православного белорусского населения.
Слайд 29: Лаврентий Зизаний (Тустановский) (ум. после 1633 г.) написал учебники "Азбука" (1596 г.), "Грамматика словенска..." (1596 г.), "Лексис" (1596 г.) и др. Он работал учителем в братских школах Белоруссии.
Слайд 30: Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629–1680). В 1664 году им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-греко-латинских языков. Это было первое высшее учебное заведение. В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. С.Полоцкий составил проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году уже после его смерти и значительно расширила высшее образование в Российском государстве.
Слайд 31: Значительный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесла писательница Тетка (Э. Пашкевич) (1876-1916), которая также являлась инициатором открытия белорусских школ. Способствовала созданию белорусского литературного языка и создавала материальную базу для учения родному языку и на родном языке. В написанной книге "Первое чтение для деток белорусов" весь материал связан с жизнью народа и окружающей действительностью, которая близка и понятна ребенку. Большое внимание уделяла трудовому воспитанию, уважению к родным, воспитанию чувства справедливости. По ее инициативе началось открытие школ на родном языке обучения.
Слайд 32: Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич, 1882-1956) много лет работал учителем. Автор нескольких учебников по белорусскому языку, в частности книги "Второе чтение для детей белорусов" и пособия "Методика родного языка", не потерявшего своей научной значимости до нашего времени. В "Методике родного языка" разработал основы методики обучения чтению и письму, развития устной и письменной речи. Боролся за демократическую школу, за расширение прав учителя. Выступал за развитие умственных способностей детей, любознательности, обучение детей критично мыслить. Большое значение придавал трудовому и патриотическому воспитанию. Отстаивал право учиться на родном языке. Руководствовался педагогическими принципами: единство учебно–воспитательного процесса, учет возрастных особенностей.
4 Рефлексивный этап.
Учащиеся задают вопросы, касающиеся изучения нового материала, преподаватель разъясняет затруднительные моменты.
5 Выдача домашнего задания.
Преподаватель просит учащихся подготовиться к предстоящей самостоятельной работе.
6 Завершение работы и подведение итогов.
Преподаватель просит учащихся привести в порядок рабочее место и аккуратно покинуть аудиторию.
Раздел контроля знаний
Конспект практического занятия по дисциплине «Педагогика»
Тема: Целостный педагогический процесс
Цель: Проверить степень усвоения информации учащимися, выявить сильные и слабые стороны, закрепить теоритические знания
Задачи:
I Обучающие:
1 Обобщать и систематизировать знания;
2 Отрабатывать навыки выбора информации.
II Воспитательные:
1 Воспитывать умение работать самостоятельно;
2 Воспитывать серьёзное отношение к выполнению своей работы;
3 Воспитывать внимательность, усидчивость.
III Развивающие:
1 Развивать умения анализа и синтеза информации;
2 Развивать образное и логическое мышление;
3 Развивать умение воспроизводить информацию.
Тип занятия: контрольный урок.
Форма проведения занятия: письменный опрос.
Методы и технологии, используемые на занятии: закрепление полученного материала.
Дидактические и технологические средства, используемые на занятии: бланки вопросов по двум вариантам.
План занятия:
1 Организационная часть.
Занятие начинается с приветствия, проверки готовности аудитории к занятию и наличия учащихся на занятии. Затем сообщается тема урока и какие цели необходимо достичь.
Цель занятия: Проверить степень усвоения информации, выявить сильные и слабые стороны, закрепить теоритические знания.
2 Актуализация знаний.
На данном этапе педагог опирается на знания имеющиеся у учащихся из дисциплины «Педагогика», пытается выяснить на сколько глубокий и доскональный характер они носят.
Вопросы для обсуждения:
3 Проверка и коррекция знаний.
Учащимся выдаются 2 варианта бланков с вопросами, на которые они должны ответить.
Вариант 1
Вариант 2
Когда она была открыта?
4 Рефлексивный этап.
Обсуждение вопросов заданий, совместное нахождение правильных ответов на затруднительные вопросы.
5 Выдача домашнего задания.
Преподаватель просит учащихся подготовить рефераты про кого-либо из педагогических деятелей.
6 Завершение работы и подведение итогов.
Преподаватель просит учащихся привести в порядок рабочее место и аккуратно покинуть аудиторию.
Выводы по 2-ой главе
Чтобы построить модель учебно-методического комплекса как средства обучения необходимо спроектировать сам процесс обучения, при этом опираясь на три аспекта обучения: личностный, характеризующий его участников; процессуально-психологический - объективный процесс изменения психики; педагогический -произвольно выбираемые методы, формы и средства обучения, - в процессе разработки курса обучения тесно взаимосвязаны. При разработке учебного курса в качестве основы используются такие учебные процедуры, как уяснение и отработка знаний и умений (дополнительно включаются процедуры контроля: исходный, итоговый), а если необходимо, и процедура мотивации (в случае вводной или особо трудной темы). Для каждой процедуры выбираются и разрабатываются методы, формы и средства обучения.
Информация о работе УМК как современное учебно-методическое средство