УМК как современное учебно-методическое средство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:10, курсовая работа

Краткое описание

При всем возможном многообразии, функционально УМК представляет модельное описание педагогической системы
1. Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция.
2. Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.
3. Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации.
4. Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. УМК как современное учебно-методическое средство………………4
1.1 Место и роль УМК в ходе организации образовательного процесса в учреждении образования………………………………………………4
1.2 Основные структурные элементы УМК……………………………...5
Вывод по 1-ой главе………………………………………………………..9
Глава 2. Способы создания УМК……………………………………………….10
2.1 Этапы разработки УМК………………………………………………10
2.2 Разработка фрагмента УМК по дисциплине педагогика …………..11
Вывод по 2-ой главе………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Место и роль учебно.docx

— 106.25 Кб (Скачать файл)

С развитием ремесел, ростом городов стала возрождаться светская культура и образование. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы – гильдейские школы, где обучение велось на родном языке, обучали детей письму, счету, чтению, а религия вытеснялась на второстепенный план и переставала быть основой обучения.

Слайд 13-15: Возрождение (ХIV—ХVI вв.)

Гуманисты проповедовали бережное и внимательное отношение к ребенку, предлагали уважать ребенка и видеть в нем личность. Большое внимание уделялось физическому и умственному воспитанию детей, при котором, как считали педагоги-гуманисты, происходит развитие творческой активности, самостоятельности, эмоциональной свободы, самодеятельности.

Труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535) и Т. Кампанеллы(1568–1639) стали прекрасным проявлением возрождения человеческого духа. Томас Мор предложил идею обучения детей на родном языке, а также большое значение Мор придавал физическому воспитанию. Томазо Кампанелла считал, что «изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии».

Слайд 16: XVII в.

Яркие представители педагогической школы этого времени – чешский педагог Я. А. Коменский (1592–1670) и английский педагог Дж. Локк(1632–1704). Отличительные особенности развития педагогики в данный период состоят в том, что педагогика выделилась в самостоятельную науку, хотя и осталась связана с философией, так как обе эти науки изучают бытие и развитие человека. Целью образования становится физическое и нравственное воспитание, формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа».

Ян Амос Коменский – создатель научной педагогической системы, выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Он явился основоположником классно-урочной системы обучения и разработал основные вопросы организации учебной работы.

Джон Локк предложил систему воспитания светского молодого человека («джентльмена»), умеющего в то же время прибыльно вести свои дела.

Слайд 17-19: Просвещение (XVIII в.)

В это время основоположником теории естественного воспитания становится французский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), определяющий педагогику как «воспитание, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному развитию». Руссо был убежден, что при обучении и воспитании детей важно учитывать их возрастные особенности.

И. Г. Песталоцци (1746–1827) – швейцарский педагог, который целью воспитания считал развитие способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика, т. е. саморазвитие природных сил, заложенных на генетическом уровне.

Слайд 20: XIX в.

Продолжая идею образования эпохи Просвещения, Ф. А. Вильгельм (1790–1886) – немецкий педагог-демократ – призывал учитывать возрастные особенности ребенка в процессе обучения.

Слайд 21-24: К. Д. Ушинский (1824–1870) – великий русский педагог. Ушинский выделяет одним из ведущих принципов педагогики принцип народности. Он воспевал самобытность русской педагогической науки, которая впитала в себя многовековую практику воспитания. Благодаря этому принципу, на первое место в формировании человека выходит язык своего народа.

Слайд 25: Выдающийся советский педагог и писатель А. С. Макаренко (1888–1936) разработал методику трудового воспитания, определил основные принципы создания детского коллектива, выделил задачи педагогического руководства детским коллективом. Он детально изучал вопросы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Важным критерием был гуманизм. Макаренко указывал, что очень важно, чтобы в отношении к детям было «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». Основное место в своей педагогической системе Макаренко определил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Им были обоснованы законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, определены задачи трудового воспитания, дисциплины и методики.

Слайд 26: 3. Школа и педагогическая мысль в Беларуси в IX-XIX вв.

Слайд 27: Много интересных идей о воспитании содержится в поэме "Песнь о Зубре" Николая Гусовского (1470-1533), который с целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности пропагандировал систему латинско-европейского образования, в воспитании отводил большую роль общению с природой, искусству, науке.

Слайд 28: В конце XVI- первой половине XVII века возникают братские школы – учебные заведения при братствах, национально-религиозных общественных объединениях православного белорусского населения.

Слайд 29: Лаврентий Зизаний (Тустановский) (ум. после 1633 г.) написал учебники "Азбука" (1596 г.), "Грамматика словенска..." (1596 г.), "Лексис" (1596 г.) и др. Он работал учителем в братских школах Белоруссии.

Слайд 30: Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629–1680). В 1664 году им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-греко-латинских языков. Это было первое высшее учебное заведение. В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. С.Полоцкий составил проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году уже после его смерти и значительно расширила высшее образование в Российском государстве.

Слайд 31: Значительный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесла писательница Тетка (Э. Пашкевич) (1876-1916), которая также являлась инициатором открытия белорусских школ. Способствовала созданию белорусского литературного языка и создавала материальную базу для учения родному языку и на родном языке. В написанной книге "Первое чтение для деток белорусов" весь материал связан с жизнью народа и окружающей действительностью, которая близка и понятна ребенку. Большое внимание уделяла трудовому воспитанию, уважению к родным, воспитанию чувства справедливости. По ее инициативе началось открытие школ на родном языке обучения.

Слайд 32: Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич, 1882-1956) много лет работал учителем. Автор нескольких учебников по белорусскому языку, в частности книги "Второе чтение для детей белорусов" и пособия "Методика родного языка", не потерявшего своей научной значимости до нашего времени. В "Методике родного языка" разработал основы методики обучения чтению и письму, развития устной и письменной речи. Боролся за демократическую школу, за расширение прав учителя. Выступал за развитие умственных способностей детей, любознательности, обучение детей критично мыслить. Большое значение придавал трудовому и патриотическому воспитанию. Отстаивал право учиться на родном языке. Руководствовался педагогическими принципами: единство учебно–воспитательного процесса, учет возрастных особенностей.

4 Рефлексивный этап.

Учащиеся задают вопросы, касающиеся изучения нового материала, преподаватель разъясняет затруднительные моменты.

5 Выдача домашнего задания.

Преподаватель просит учащихся подготовиться к предстоящей самостоятельной работе.

6 Завершение работы и  подведение итогов.

Преподаватель просит учащихся привести в порядок рабочее место и аккуратно покинуть аудиторию.

 

Раздел контроля знаний

 

Конспект практического занятия по дисциплине «Педагогика»

Тема: Целостный педагогический процесс

Цель: Проверить степень усвоения информации учащимися, выявить сильные и слабые стороны, закрепить теоритические знания

Задачи:

I Обучающие:

1 Обобщать и систематизировать знания;

2 Отрабатывать навыки  выбора информации.

II Воспитательные:

1 Воспитывать умение работать самостоятельно;

2 Воспитывать серьёзное отношение к выполнению своей работы;

3 Воспитывать внимательность, усидчивость.

III Развивающие:

1 Развивать умения анализа и синтеза информации;

2 Развивать образное и логическое мышление;

3 Развивать умение воспроизводить информацию.

Тип занятия: контрольный урок.

Форма проведения занятия: письменный опрос.

Методы и технологии, используемые на занятии: закрепление полученного материала.

Дидактические и технологические средства, используемые на занятии: бланки вопросов по двум вариантам.

План занятия:

  1. Организационная часть;
  2. Актуализация знаний;
  3. Проверка и коррекция знаний;
  4. Рефлексивный этап;
  5. Выдача домашнего задания;
  6. Завершение работы и подведение итогов.

1 Организационная часть.

Занятие начинается с приветствия, проверки готовности аудитории к занятию и наличия учащихся на занятии. Затем сообщается тема урока и какие цели необходимо достичь.

Цель занятия: Проверить степень усвоения информации, выявить сильные и слабые стороны, закрепить теоритические знания.

2 Актуализация знаний.

На данном этапе педагог опирается на знания имеющиеся у учащихся из дисциплины «Педагогика», пытается выяснить на сколько глубокий и доскональный характер они носят.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что влияет на процесс обучения?
  2. Что такое «братские школы»? Где и когда они создавались?
  3. Какие функции должна выполнять педагогика?

3 Проверка и коррекция  знаний.

Учащимся выдаются 2 варианта бланков с вопросами, на которые они должны ответить.

Вариант 1

  1. Что такое дидактика?
  2. Перечислите и опишите функции дидактики.
  3. Назовите основные проблемы дидактики.
  4. Назовите характерные признаки процесса обучения.
  5. Назовите объект и субъект педагогики. Какие задачи они выполняют?
  6. Назовите основные компоненты научного исследования.
  7. Назовите основные понятия педагогики.
  8. Кто такие Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель?
  9. Какую систему образования пропагандировал Н.Гусовский?
  10. Когда возникли братские школы?
  11. Где и когда была открыта школа славяно-греко-латинских языков?
  12. Кто написал книгу "Первое чтение для деток белорусов"?
  13. Кто из белорусских деятелей использовал опыт Ушинского и Толстого, руководствовался педагогическими принципами?
  14. Кто был виднейшим представителями американской педагогики?
  15. На чём основан современный этап развития педагогики?

Вариант 2

  1. Какие вы знаете задачи дидактики?
  2. Назовите и опишите виды дидактики.
  3. Нарисуйте схему педагогического процесса.
  4. Кратко опишите структуру педагогического процесса.
  5. Продолжите: педагогика – это…
  6. Какие задачи педагогики вы знаете?
  7. Опишите функции педагогики.
  8. Что собой представляет педагогика в современном понимании?
  9. Кем являются Тертуллиан, Августин, Аквинат?
  10. Какие учебники написал Лаврентий Зизаний (Тустановский)?
  11. Кто составил проект Славяно-греко-латинской академии?

Когда она была открыта?

  1. По чьей инициативе началось открытие школ на родном языке обучения.
  2. Кто автор книги "Второе чтение для детей белорусов" и пособия "Методика родного языка"?
  3. Кто участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг.?
  4. Кто исследовал моральные проблемы воспитания молодежи?

4 Рефлексивный этап.

Обсуждение вопросов заданий, совместное нахождение правильных ответов на затруднительные вопросы.

5 Выдача домашнего задания.

Преподаватель просит учащихся подготовить рефераты про кого-либо из педагогических деятелей.

6 Завершение работы и  подведение итогов.

Преподаватель просит учащихся привести в порядок рабочее место и аккуратно покинуть аудиторию.

Выводы по 2-ой главе

Чтобы построить модель учебно-методического комплекса как средства обучения необходимо спроектировать сам процесс обучения, при этом опираясь на три аспекта обучения: личностный, характеризующий его участников; процессуально-психологический - объективный процесс изменения психики; педагогический -произвольно выбираемые методы, формы и средства обучения, - в процессе разработки курса обучения тесно взаимосвязаны. При разработке учебного курса в качестве основы используются такие учебные процедуры, как уяснение и отработка знаний и умений (дополнительно включаются процедуры контроля: исходный, итоговый), а если необходимо, и процедура мотивации (в случае вводной или особо трудной темы). Для каждой процедуры выбираются и разрабатываются методы, формы и средства обучения.

Информация о работе УМК как современное учебно-методическое средство