Управление качеством среднего профессионального образования в городе Москве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 05:13, курсовая работа

Краткое описание

В XXI в. перед среднем профессиональным образованием открываются широкие горизонты. Развитие наукоемких и высокотехнологических производств требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, способным обеспечить подъем национальной экономики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ 6
1.1. ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.2. ФУНКЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.2. ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ИСЭИПП.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

В условиях компьютеризации, внедрения новых производственных технологий возрастает роль профессиональной ориентации. Молодое поколение нуждается в продуманной социальной политике, в которой акценты будут смещены на формирование готовности к самостоятельному труду, на независимое психологическое сопровождение процесса становления и развития профессионала.

Сегодня становится возможным определение комплексной системы профессиональной ориентации как социального института, включающего в себя оказание современных профессиональных услуг, как системы социальной поддержки молодежи, способов распространения социально значимой профессиональной информации. Эта система является первой ступенью в научно обоснованном формировании рынка профессий. Для того чтобы успешно прогнозировать профессиональную структуру будущего общества, надо хорошо знать, какие профессии нужны, почему и сколько.

Интерес к данной теме сохраняется на протяжении многих лет. Молодежь ругали всегда - и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что "молодежь пошла не та", что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для белорусов ценностей, в меркантилизме и т.п. Подобные упреки отражают актуальность исследований ценностных ориентаций и представлений о будущем у подрастающего поколения.

Важность социологических исследований молодежи определяется также и ее уникальным положением в обществе. Молодежь находится в центре происходящих в социуме событий: с ней связываются основные надежды, она реализует основные идеи и ценности социума. Общество, благодаря своим разнообразным институтам (семья, образовательные учреждения, массовые коммуникации и т.д.) осуществляет воздействие, создает условия для формирования и развития молодежи, на их поведение. Настоящая Концепция разработана во исполнение постановления Совета Министров РФ от 14 октября 2000 г. N 1598 "О развитии системы профессиональной ориентации молодежи". В Концепции определены основная цель, задачи, принципы и направления развития профессиональной ориентации молодежи, которая представляет собой научно-практическую систему государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии.

Важнейшая задача профессиональней ориентации молодежи - способствовать своевременному и осознанному выбору профессии, учебного заведения, иных форм профессиональной подготовки, а также ее трудоустройству и социально-профессиональной адаптации.

Профессиональная ориентация включает:

    • профессиональную информацию - ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
    • профессиональную консультацию - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
    • профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
    • профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретней профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями;
    • профессиональную, производственную и социальную адаптацию - систему мер, способствующую профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Основной целью системы профессиональной ориентации молодежи является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для молодежи возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.

В связи с этим важными социально-экономическими задачами являются создание и последовательное развитие государственной системы профориентации, охватывающей всю территорию РФ и обеспечивающей молодежи равные возможности получения профориентационных услуг, разработка нормативной правовой базы ее функционирования, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

Система профессиональной ориентации должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.

В основу деятельности по профессиональной ориентации молодежи положены следующие принципы:

- равные возможности  получения профориентационных услуг, независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения;

- доступность  профессиональной и иной информации, необходимой для выбора или  перемены профессии, формы обучения  и трудоустройства;

- добровольность  получения профориентационных услуг  для всех социальных групп;

- конфиденциальный  и рекомендательный характер  профконсультаций и профподбора, соблюдение специалистами профессиональной  этики;

- приоритет интересов  и возможностей личности, гуманистический характер профориентации.

По мере становления рыночных отношений проблема профессиональных предпочтений молодёжи всё более актуализируется и усложняется. Актуальность и значимость данной темы определяется тем, что главными чертами современной ситуации является нестабильность, противоречивость жизни в настоящем, неопределённость в отношении будущего. Нестабильностью характеризуются многие сферы общественной жизни, социальные институты, в которые включается молодёжь. Это относится и к системе образования, где каждый год увеличивается число платных услуг в сфере обучения, и происходит рост требований к знаниям абитуриентов, и к сфере занятости, где положение в течение последнего времени ухудшилось. Иными стали ценности и нормы. Нестабильность, политические процессы затронули и семью, негативно влияя на её материальное положение и морально-психологический климат. В таких условиях молодым людям действительно трудно принимать решения, имеющие жизненно важное значение как для самого человека, так и для общества в целом.

В выборе профессии большое значение имеет интерес к ней, индивидуальные склонности к данному виду деятельности. Но, как правило, все эти предпосылки вступают в силу лишь в том случае, если социальный статус этой профессии не противоречит социальным и ценностным ориентациям молодого человека. В результате социальная и профессиональная ориентация представляет собой как 2 части единого целого. Проблема состоит в том, что субъективные намерения молодого человека сталкиваются с объективно существующими социально-экономическими условиями функционирования общества. Во-первых, выбор профессии связан с возможностями профессионального образования, получение которого для молодёжи ограничено определёнными условиями и правилами приёма на те или иные специальности, а в рыночных условиях ещё и материальными возможностями. Во-вторых, структура и наличие свободных рабочих мест в экономике может не соответствовать не только намерениям, но и объёму и структуре выпуска специалистов их учебных заведений.

Интерес к данной теме состоит ещё в том, что особую остроту проблема формирования профессиональных предпочтений молодёжи приобретает в современной ситуации, когда важным качеством для молодых людей становится особенность переучиваться, применять свои знания в различных сферах социально-экономической жизни. Так как влияние многих факторов носит не прямой, а косвенный характер, то в обществе происходит как бы «многократное преломление» их влияния на молодёжь. Среди таких факторов могут быть как уже существующие, так и только зарождающиеся или только ещё ожидаемые, что иногда приводит к прямо противоположным последствиям. Например, падение престижа квалифицированного труда и образования в реформируемой экономике не снизило стремление выпускников школ получить высшее профессиональное образование; ухудшение материального положения многих семей не изменило решения молодых людей продолжить образование и т.д.

Среднее профессиональное образование - важная составная часть российского образования. Оно развивается, как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена.

Современный этап развития средних профессиональных учреждений характеризуется устойчивой тенденцией к расширению масштабов подготовки специалистов. Изменяются требования к содержанию среднего профессионального образования. Перед ними ставятся принципиально новые задачи по формированию у студентов системного мышления, коммуникативной, правовой информационной культуры, творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности.

Уровень подготовки специалистов в системе профессионального образования дает возможность получить одновременно общее и профессиональное образования, что востребовано миллионами молодых людей, заинтересованных в скорейшей самореализации.

Следовательно, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что перед системой среднего профессионально образования (СПО) проблема качества подготовки специалистов стоит достаточно остро по ряду причин. Первая заключается в наименьшем внимании государства к проблеме СПО в сравнении с высшим профессиональным образованием.

Вторая причина связана с тем, что система СПО, обеспечивающая социальную и экономическую сферу специалистами среднего звена, только сравнительно недавно (с 1990-х гг.) оказалась в поле зрения психолого-педагогической науки. До настоящего времени среднее профессиональное образование - единственная область, не имеющая своей системы подготовки кадров.

Характер среднего профессионального образования соответствует основным требования современного рынка труда - требования экономичности и динамизма подготовки специалистов. Относительно низкая стоимость и краткие сроки обучения делают его более выгодным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства.

 

Глава 2. Программа социологического исследования

2.1. Методологический раздел программы исследования

Данная тема очень важна и актуальна в наше время. Актуальность данного исследования весьма значительна и очевидна. Представляя собой одну из наиболее многочисленных социально-демографических групп, молодежь является главным источником формирования трудового потенциала страны, от качественного состояния, экономической активности и поведения в сфере занятости которой во многом зависит успешность рыночных реформ. Профессиональный выбор молодежи имеет все большее значение для выбора направлений дальнейшего социально-экономического развития страны. Мониторинг профессиональных намерений молодежи может стать как эффективным инструментом изучения рынка труда, так и действенным методом разработки перспективных и своевременных профинформационных мероприятий службы занятости населения совместно с органами управления образованием всех уровней и образовательными учреждениями.

Современная социология все в большей степени не только занимается научными исследованиями в области общественных отношений, но и принимает непосредственное участие в решении практических проблем, связанных с развитием рыночных отношений, новой социально-экономической политики и процессах обновления. Экономические и социальные изменения, происходящие в государстве и социуме, предъявляют повышенные требования к мобильности и адаптивности поведения человека, его личной ответственности за свою профессиональную карьеру, что делает весьма актуальными проблемы профессиональной ориентации. Решение задач построения демократического, гражданского общества и социального государства связано с повышением роли человеческого фактора. Поэтому разработка проблемы выбора профессии и профессионального становления личности имеет важное теоретическое и методологическое значение для решения задач общественной практики. Если в XX веке решение вопроса выбора профессии в первую очередь соотносилось с экономической и политической целесообразностью, когда учет личностных интересов и потребностей оставался на втором плане, то в современных условиях актуализация проблемы профессионального самоопределения вызвана социальными и идеологическими изменениями в обществе, характеризующимися установкой на свободу выбора и ценность личности как таковой. Экономическая реформа, перевод народного хозяйства на рыночные отношения вызывают необходимость в новом подходе к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности, как в интересах самой личности, так и в интересах общества.

В условиях рыночных отношений интенсивно происходят качественные изменения в сфере труда, возникает множество новых профессий, и мир профессий приобретает чрезвычайную динамичность и изменчивость. Сегодняшней особенностью является полипрофессионализм, когда человеку надо стремиться овладеть не только одной, но и несколькими смежными профессиями. Однако профессиональная ориентация молодежи и содействие в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков, становящихся самоцелью.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы среднего профессионального образования в г. Москва, разработка рекомендаций по улучшению качества и особенностям выбора.

Задачи исследования:

    1. Рассмотреть теоретические данные о среднем профессиональном образовании.
    2. Дать оценку доступности среднего профессионального образования для молодёжи.
    3. Выявить удовлетворённость молодёжи работой кадрового состава средних профессиональных учреждений.
    4. Определить степень удовлетворённости молодёжи качеством среднего профессионального образования.
    5. Разработать предложения по улучшению качества среднего профессионального образования.

Основным объектом работы является молодёжь, обучающаяся по программам среднего профессионального образования в возрасте от 14 до 20 лет мужского и женского пола, социальный статус – абитуриенты и студенты, образование – общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, проживающие в Москве.

Предметом данного социологического исследования является управление качеством среднего профессионального образования.

Интерпретация основных понятий:

  1. образование - общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
  2. обучение - целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению ими опыта применения научных знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации к получению образования на протяжении всей жизни;
  3. уровень образования - формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности;
  4. профессиональное образование - вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности;
  5. направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения;
  6. качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
  7. профессия - определенный устойчивый род деятельности,  требующий специальной подготовки (квалификации),  выполняемый человеком постоянно или относительно постоянно и дающий ему средства к существованию;

Информация о работе Управление качеством среднего профессионального образования в городе Москве