Уроки химии в корекционном классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка комплекса занятий в коррекционных классах по теме «Признаки химических реакций».
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть принципы построения уроков в коррекционных классах.
3. Рассмотреть структуру существующих моделей уроков химии.
4. Выявить эффективность использования различных методов обучения химии в коррекционных классах.

Содержание

Введение 6
1 Теоретические аспекты изучения проблемы обучения в коррекционных классах 8
1.1 История становления и развития коррекционных классов в общеобразовательной школе 8
1.2 Процесс обучения в коррекционных классах как педагогическая проблема 12
1.3 Методы обучения 21
2 Опытная работа по обучению химии в коррекционных классах 36
2.1 Констатирующий этап опытной работы 36
2.2 Формирующий этап опытной работы 39
2.3 Анализ опытной работы 44
Заключение 48
Список использованных источников 49

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом пед.doc

— 4.50 Мб (Скачать файл)

Практический  метод отличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

    1. Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления работы.
    2. Показ. Этап инструктажа.
    3. Проба. Этап, на котором два–три ученика выполняют работу, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
    4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель на этом этапе особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.
    5. Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются  и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания (Е.Я. Голант).

Практический  метод лучше других способствует приучению  учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т. д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

Обучающий контроль. Главная функция данного метода – контрольно–коррекционная, но при этом очень важно обеспечить органическое включение контроля в учебный процесс и достичь того, чтобы контроль стал не обособленным элементом учебного процесса, а одновременно выполнял обучающие, развивающие, воспитательные, побуждающие функции.

В данном методе различают ряд модификаций, отличающихся между собой организацией контрольных срезов, основаниями для накопления информации, способами получения и обработки данных диагностических и тестовых измерений, другими особенностями.

Устный контроль. Осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.

Письменный контроль. Осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов, которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ).

Лабораторный контроль. Направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.

Машинный (программированный) контроль. При наличии электронно–вычислительной техники и контролирующих программ применяется на всех этапах при изучении всех учебных предметов. Отличается высокой объективностью.

Тестовый контроль. Может быть безмашинным и машинным. В основе такого контроля лежат тесты – специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствии) у учащихся определенных знаний, умений.

Самоконтроль. Предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Ситуационный  метод – это скомбинированный из многих путей и способов метод, применяемый педагогом тогда, когда ни один из известных изолированных методов не дает возможности быстро и эффективно достичь намеченных целей в имеющихся конкретных условиях. Поэтому данный метод называется еще творческим, нестандартным и признается не всеми

педагогами. Главную  роль в выборе и применении данного метода играет ситуация. Метод позволяет принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, вытекающие из намеченной цели. Педагог должен уметь предвидеть предполагаемые последствия, вытекающие из этих решений [3].

Как правило, в  ситуационном методе сочетаются и переплетаются различные традиционные и новые пути, устоявшиеся и новейшие идеи. Именно ситуационным методом, как полагают, достигли выдающихся успехов известные новаторы обучения Шаталов, Ильин, Гузик, Волков и другие.

Итак, рассмотренные  выше методы обучения также применяются на уроках химии. Как правило, обучение в классах коррекции отличается от обучения в обычных классах, но здесь также применяются все выше перечисленные методы.

 

2 Опытная работа по обучению химии в коррекционных классах

2.1 Констатирующий этап опытной работы

 

 

Базой прохождения  педагогической практики послужила МОУ СОШ № 54, а именно 8 класс КРО, состоящий из 12 человек – 8 мальчиков и 4 девочки. Учащиеся обучаются по коррекционно–развивающей программе. Программный материал усваивают удовлетворительно, также есть хорошисты. Большинство детей могут работать по настроению и самочувствию, что говорит о несформированности интереса к учебной деятельности. Требования и рекомендации учителей стараются выполнять в силу своих интеллектуальных способностей и возможностей. Способности анализа и синтеза развиты средне, с помощью взрослых результативность улучшается.  Закончили предыдущий год без двоек. Учащиеся посещают кружки, любят физическую культуру. Родительские собрания проходят каждый месяц, куда приходят почти все родители учащихся. В классе есть семь неполных семей. Причины инвалидности у всех различны, но в основном – это родовая травма. Дисциплинированы и исполнительны, принимают активное участие в жизни класса и школы. Данная характеристика имела объективный характер, так как на практике учащиеся проявляли себя не всегда с лучшей стороны.

Была изучена  литература по особенностям старшего и подросткового возраста, а также  особенности обучения в коррекционных  классах  

Первоначально происходило пассивное знакомство с классом – совместное посещение уроков, отзывы учителей о классе, примерное представление о положениях в семье.

В первый день прохождения практики нам приходилось поприсутствовать на некоторых уроках по расписанию 8 класса КРО. На уроке русского языка наблюдалась тенденция больше слушать и писать, чем отвечать на поставленные вопросы. Это было связано, скорее всего, с неподготовленностью к проверке домашнего задания и невнимания на уроке. Также наблюдалось, что учителя нелегко с ними работать и поэтому применял авторитарное общение и руководство над деятельностью учащихся класса. Заполняемость оценок ниже среднего. На уроке обществознания проявляла интерес к учебе некоторая часть класса, это одновременно и облегчало и затрудняло работу учителя. Дисциплина была развита слабо, учитель не применял авторитарный стиль обучения и общения, а так и провел свой урок до конца. Заполняемость оценок низкая.

Во второй день на уроке математике наблюдался прогресс в качестве дисциплины и внимательности. Учащиеся пытались решать задачи, примеры, отвечали на все вопросы, урок проходил быстро, даже домашнее задание было выполнено на 60–70 %. Это говорит о заинтересованности учащихся, положительном настрое уроков математики. Заполняемость оценок соответствует норме. На уроке физике учащиеся принимали активное участие в решении задач у доски, но чтение параграфа был затруднен дисциплиной и слабой техникой чтения учащихся. Заполняемость оценок соответствует норме.

В третий день на уроке биологии некоторые учащиеся отвечали у доски домашнее задание, дисциплина имела уважительный характер, заполняемость оценок соответствует норме.

В течение всей недели проходило пассивное знакомство с классом, отзывы учителей соответствовали тому, что наблюдалось на уроках. Подводя итог знакомства с классом, пришли к следующему:

– на уроках дисциплина была ниже среднего уровня;

– успеваемость зависела от индивидуального настроения и атмосферы в классе;

– домашнее задание по некоторым предметам не выполнялось вообще;

– внимательность притуплялась уже в середине урока;

– излишняя раскрепощенность и недостаточное знание по предметам мешало учителям проводить с ними уроки.

Физические  недостатки наблюдались у меньшинства учащихся и на время присутствия в школе никаких недугов не проявлялось. Их исключительность состояла лишь в том, как они учатся и как они общаются в классе и в школе, а не в том, что у них есть  психические или физические недостатки.

Наблюдение  за классом проходило на протяжении одной недели, после чего имелось  точное представление об этом классе. Дисциплина держалась на таких предметах как: математика, биология, русский язык, физика. Скорее всего их невнимательность и как следствие плохая успеваемость зависела от положения в семье (7 неполных семей в классе). Роль родителей имеет не меньшую роль в обучении, развитии и воспитании. Однако атмосфера в классе судила о том, что родители или не знают о неуспеваемости своих детей или не справляются с ними. Таким образом, имеем, что учитель здесь играет еще и роль родителя, так как эта роль в жизни детей мало где присутствует. Отзывы учителей не были выше среднего, ведь для работы с классами коррекции нужны специальные разработки  методов обучения, новые программы. А так как в школе коррекционные классы обучаются по тем же учебным программам, учителя пользуются теми же методами обучения, то процесс обучения в таких классах действительно создают немало проблем.

Для обучения учащихся в коррекционных классах при  использовании тех же учебных  программ, что и для обычных классов, нужно хотя бы выяснить и разработать те методы обучения, которые имеют действительно коррекционный характер.

Итак, на начальном этапе прохождения практики учащимся 8 класса КРО были предоставлены опросники, в которых нужно было указать свое отношение к химии и ее обучении, о своих предпочтений работать в классе (индивидуально, в группах, попарно), о важности данной дисциплины в жизни и дальнейшей направленности профессии. Пример опросника:

– Как Вы относитесь к химии?

– Как Вы считаете, стоит ли химию изучать в школе?

– Важны ли знания по химии в жизни?

– Ваша будущая профессия?

– Эта профессия как–то связана с химией?

– Как Вы предпочитаете работать: индивидуально, в группах, попарно?

– Хотели бы Вы использовать в дальнейшем изучении химии творческие задания?

– Нравятся ли Вам проводить химические реакции?

Анализ данного  опросника показал, что 75 % участникам химия как наука нравится, и они хотели бы ее изучать, 10 % химия как наука не интересна, а остальные учащиеся ответили равнодушно. Далее большинство учащихся предпочли работать индивидуально и в группах. Почти все согласились с мнением о важности такой дисциплины как химия. Также участники отметили, что к новым дисциплинам относятся добросовестно и  предпочли бы творческие задания. Около 40 % участников имеют представление, что такое химия, ее объект изучения, большинство участников не определилось с дальнейшей направленностью своей профессии и поэтому нельзя судить об углубленном изучении химии.

Таким образом, большинство из 8 класса КРО имело положительный настрой на изучение химии.

 

2.2 Формирующий этап опытной работы

 

 

На первом уроке  мы изучали физические и химические явления. Урок проходил в виде беседы с элементами презентации. В начале проходил опрос – какие явления Вас окружают. Учащиеся предлагали разные версии: выпадение листьев осенью, дыхание, таяние льда, сгорание лампочек и многое другое. В дальнейшем учащиеся записали определения физических и химических явлений и из всех перечисленных ранее явлений разделили на физические и химические и записали примеры в тетрадь.

Химические  явления – это явления, в результате которых из исходных веществ образуются другие вещества (рисунок 1).

Подержим над  огнем кусочек белого хлеба, содержащего  органические вещества.

Наблюдаем:

1.     обугливание, то есть изменение цвета;

2.     появление запаха.

Вывод. Произошло химическое явление (образовалось новое вещество – уголь).

 

Рисунок 1– Пример химического явления.

 

 

Физические  явления – это явления, в результате которых не образуются новые вещества, а изменяется лишь их форма и/или агрегатное состояние (рисунок 2).

1.     Закроем пробирку пробкой со вставленной в нее трубкой

2.     Опустим конец трубки в стакан  с водой. Рукой нагреем пробирку. Объем воздуха в ней увеличивается,  и часть воздуха из пробирки  выходит в стакан с водой (выделяются пузырьки воздуха).

3.     При охлаждении пробирки объем  воздуха уменьшается, и вода  входит в пробирку.

Вывод. Изменения  объема воздуха – физическое явление.

 

Рисунок 2 – Пример физического явления

Имея четкое различие этих двух понятий, перешли к просмотру презентации, где были ярко показаны явления и процессы окружающей среды. Закрепляющим этапом этой темы урока были  упражнения учебника, где были представлены уже совершенно другие физические и химические явления. Отвечающие у доски получили справедливые оценки, что послужило мотивом изучать химию в дальнейшем. Записав еще в начале урока домашнее задание, учащиеся внимательно слушали интересный рассказ о том, почему огонь горячий. Ответом на этот вопрос является само определение огня. Огонь сопровождает горение – быстро протекающую реакцию, при которой выделяется тепло и свет.

Существует  несколько видов химических реакций, которые могут иметь результатом  явление, которое мы называем огнем. Самая обычная из них – реакция между кислородом и топливом. Если в результате ее выделяется тепло и свет, мы получаем огонь. Чтобы развести огонь, необходимы три вещи. Первое – это горючее, второе – кислород. Горючее быстро начинает соединяться с кислородом. Когда в костре горят дрова или в плите горит газ, происходит энергичное взаимодействие между топливом и содержащимся в воздухе кислородом. Третья вещь, необходимая нам для разведения огня, – это тепло. Бумага или дерево не могут загореться просто от одного воздействия на них воздуха. Обычно для этого нужна зажженная спичка. Когда бумага нагревается достаточно сильно, кислород начинает активно вступать с ней в реакцию, – и бумагу охватывает пламя. Каждый вид топлива может загореться лишь при определенной температуре. Она называется температурой его возгорания.

Информация о работе Уроки химии в корекционном классе