Участие российских вузов в Болонском процессе: практические шаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 20:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение болонского процесса в современной России, определение его основных проблем и дальнейших перспектив.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены основные задачи:
1.Проанализировать развитие российской системы высшего образования с точки зрения Болонского процесса
2. Обозначить Основные проблемы вхождения РФ в Болонский процесс
3.Рассмотреть переход на многоуровневую систему высшего образования
4. Проследить практические шаги по участию российских вузов в академической мобильности

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3-8
2. Глава 1. Вступление России в Болонский процесс: причины и мотивы
1.1.Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования………………………………………………………………… 9-22
1.2.Основные проблемы вхождения РФ в Болонский процесс…….23-35
3.Глава2. Участие российских вузов в Болонском процессе: практические шаги
2.1.Переход на многоуровневую систему высшего образования…36-46
2.2.Практические шаги по участию российских вузов в академической мобильности………………………………………………………………..47-59
4.Заключение ………………………………………………………... 60-62
5. Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

осн. часть диплом пед.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление 

  1. Введение ……………………………………………………………    3-8

     2. Глава 1. Вступление России в Болонский процесс: причины и мотивы

         1.1.Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования…………………………………………………………………  9-22

         1.2.Основные проблемы  вхождения РФ в Болонский процесс…….23-35

     3.Глава2. Участие российских вузов в Болонском процессе: практические шаги

        2.1.Переход на многоуровневую систему высшего образования…36-46

2.2.Практические шаги по участию российских вузов в академической мобильности………………………………………………………………..47-59

4.Заключение ………………………………………………………...     60-62

5. Список использованной литературы………………………………..63-67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное образование - фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности, выступающая как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования необходимо изучать с позиций комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимосвязей и управления.

Личность по отношению к институтам государства - всегда объект воздействия. Долгое время  государство практиковало ресурсный  подход к собственному населению, управление системой образования было подчинено идее воспитания работника, профессионала с минимальным учетом индивидуальности. В то время как на современном этапе образование приобретает характер целенаправленной непрерывной (в течение всей жизни) деятельности личности, ориентированной на использование образовательной системы, образовательной среды в целях самосовершенствования, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Формируются субъект-субъектные связи между участниками образовательной деятельности.

Развитие системы  высшего профессионального образования  Российской Федерации детерминировано  мировыми тенденциями глобализации. Социально-экономические изменения  в стране, произошедшие в последние 15 лет, привели к внутреннему кризису образовательной системы. Россия принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. Начиная с 90-х годов XX в., в нашей стране осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие "как открытой государственно-общественной системы".

В сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу1, в рамках которого до 2010 г. предстоит осуществить реформирование российского образования с целью продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеевропейскую систему образования. 2

Проблематика  Болонского процесса у нас в России в последнее время стала одной  из самых популярных и модных тем, которой посвящаются десятки, а то и сотни конференций, семинаров, круглых столов, монографий, сборников и статей. Интерес российского образовательного сообщества к Болонской системе совершенно понятен. Прежде всего, это магистральная линия развития высшего образования в современной Европе, предполагающая формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов. Среди них: многоуровневая система высшего образования; введение системы академических кредитов; обеспечение мобильности студентов и преподавателей; выдача единого Европейского приложения к диплому; система управления качеством высшего образования и др.

Россия должна стать равноправным соавтором масштабного  образовательного проекта, который  начался в Европе и который, по всей видимости, так или иначе, затронет весь мир.

Говоря о  роли России в глобальной образовательной  сфере, следует отметить, что она, в силу целого ряда обстоятельств, в  том числе ее географического  положения, может выполнять роль своеобразного «посредника» в области  образования, выстраивая адаптивные механизмы между различными странами и континентами. Метафора российского моста между Европой, Азией, Америкой, о которой довольно часто говорится в области экономики и которая в этой сфере плохо применима в силу неразвитости транспортной инфраструктуры в России, может «сработать» в сфере образования.

Став участницей Болонского процесса, Россия должна распространить его нормы на всю свою территорию. Однако понятно, что европейская  часть России (особенно северо-запад) будет активнее вовлекаться в Болонский процесс, чем, например, Дальний Восток. Дальневосточные университеты будут, вероятно, больше стремиться к партнерским отношениям с университетами США, а также вузами других стран региона.

На первый взгляд может показаться, что огромная географическая протяженность таит в себе опасность потери для России единого образовательного пространства со всеми возможными политическими последствиями. Но и это не так. Напротив, разнообразие регионов, их «специализация» при соответствующей образовательной политике могут стать важным российским преимуществом, поскольку рано или поздно возникнет необходимость создания своеобразного «адаптера» между европейской и американской системами образования, а также другими образовательными системами. Не менее важную посредническую функцию Россия могла бы выполнить и в плане интеграции образовательного пространства СНГ. Наконец, Россия и сама способна внести весомый вклад в Болонский процесс, имея собственный опыт построения единого образовательного пространства при очень значительных национальных, культурных, языковых и иных различиях.

Объектом  исследования выступает Болонский процесс.

Предметом работы являются особенности протекания Болонского процесса в современной России.

Целью дипломной  работы является рассмотрение болонского процесса в современной России, определение его основных проблем и дальнейших перспектив.

В соответствии с целью дипломной работы были поставлены основные задачи:

1.Проанализировать  развитие российской системы  высшего образования с точки зрения Болонского процесса

2. Обозначить  Основные проблемы  вхождения  РФ в Болонский процесс

3.Рассмотреть  переход на многоуровневую систему  высшего образования

4. Проследить  практические шаги по участию  российских вузов в академической  мобильности

К 2010 г. Россия должна привести систему образования в соответствие с принципами Болонской декларации3, которые требуют модернизации высшего образования, выработки новых форм существования и перехода к единым доминантам европейского образовательного сообщества без ущерба для отечественной системы образования, в связи с чем появились специальные работы, посвященные Болонскому процессу (В.И. Байденко, Ю.С. Давыдов, В.Б. Касевич, А.И Галаган и др.4), исследования по изучению динамики Болонского процесса (Л.С. Гребнев, Г.А. Лукичев, Е.В. Шевченко, В.Н. Чистохвалов)5,

Изучением процесса внедрения единых образовательных стандартов занимались М.В. Ларионова, В.Д. Шадриков, Железнов Б.В.6; разработкой системы качества образования и его обеспечения –, Е.Н. Геворкян, , Г.Н. Мотова,7; осмыслением, разработкой и реализацией многоуровневой системы подготовки кадров –, С.В. КоршуновВ.Д.,  Шадриков ,Колесов В.П8,. Внедрению кредитных единиц, проектированию образовательных программ с использованием кредитных единиц посвящены исследования В.Н. Чистохвалова,Ефремова А.П.9

При проведении исследования использовались следующие  методы, которые носили комплексный характер: -  
теоретического исследования, принципы объективной оценки событий, которые предполагают изучение любого события или процесса в конкретных условиях и связях; системно-структурный подход, позволяющий целостно рассматривать объект и предмет, выявлять его разнообразные внутренние и внешние взаимосвязи, методологические принципы педагогического исследования.  Кроме того  в работе был использован имперический метод исследования различных электронных публикаций и печатных СМИ.

Структура работы подчинена логике исследования, достижению целей и решению задач. Дипломная  работа включает в себя введение, две  главы заключение и список использованной литературы. В первой главе работы анализируется вступление России в Болонский процесс, рассматриваются основные причины и мотивы. Вторая глава работы посвящена анализу участия российских вузов в Болонском процессе. В  заключении подводятся итоги работы и формируются основные выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.Вступление России в Болонский процесс: причины и мотивы

1.1.Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования

Высшее профессиональное образование России, сложившееся в основных чертах в годы и под задачи социалистической индустриализации нуждается в реформировании. Принято считать, что даже в стационарном состоянии общества обновление высшего образования должно происходить через 25–30 лет. Международная практика подобного реформирования предполагает, что обновление должно быть сконцентрировано на модернизации:

• содержания образования;

• структуры образования;

• технологии обучения;

• ресурсного обеспечения.

Присоединение России осенью 2003 г. к Болонскому процессу делает необходимым и дает возможность сделать реформу отечественного образования последовательной и содержательной.10

Вместе с  тем опыт участия в проведении «болонских» реформ в России показывает, что существуют две крайние точки  зрения по данному вопросу. Значительная группа работников высшего образования продолжает полагать, что советское, а ныне российское высшее образование - лучшее в мире, что любые серьезные реформы имеют целью «развалить» его и важно сохранить его в как можно большей неприкосновенности. Вторая - меньшая - группа придерживается той точки зрения, что наше высшее образование полностью архаично и подлежит тотальному реформированию.11

Обе эти точки зрения представляются в значительной мере крайностями. Вступление России в Болонский процесс, несомненно, оттеняет проблемы российского высшего образования, требует практических действий, — и соответственно возникает вопрос о масштабе грядущих перемен. Это обязательно сводится к проведению необходимого, но достаточного минимума преобразований. Представляется разумным ограничить радикальные реформы по всем направлениям, если таковые действительно требуются, от прагматической задачи обеспечения соответствия российских вузов гармонизированной архитектуре европейского высшего образования.12

При этом никакие серьезные реформы не отвергаются — важно только, чтобы решение об их проведении принималось не под влиянием «инструкций из Болоньи», а на основе независимого глубинного осознания их необходимости и специфических особенностей российской системы образования.

 Участие России в Болонском процессе, естественно, требует определенных действий, но важно отделить соответствующие образовательные императивы от желания «быть во всем, как они». Первые параграфы «Всеобщей хартии университетов» 13посвящены утверждению главной черты европейских университетов — их академической автономности. Вузы должны иметь право принимать самостоятельные решения — излишний контроль сверху представляется европейским вузам несомненным злом.14

В ответ гипотетическим оппонентам можно сказать, что, говоря о так называемом «мягком пути» болонских реформ в России, имеется в виду отнюдь не их имитация, а добросовестное и полное выполнение требований Болонской декларации и последующих официальных документов (в частности, Пражского и Берлинского коммюнике встреч министров, отвечающих за высшее образование)15. Однако осложнять выполнение этих и без того непростых для нынешнего состояния высшего образования в России требований тотальными реформами по всем возможным направлениям с практически непредсказуемым результатом представляется сегодня нереалистичным и нерациональным. Учитывая гибкий и во многом рекомендательный характер многих принципов Болонского процесса, стоит, прежде всего, неукоснительно выполнить те обязательства, которые Россия добровольно приняла  на себя , присоединившись к Болонской декларации.16

В самых общих  чертах, благодаря болонским нововведениям, российское образование станет адекватнее реальным вызовам глобализации. Вместе с остальными европейскими странами Россия будет полноправно участвовать в создании транснациональной общеевропейской системы образования.

Болонский процесс  позволит оценить состояние высшего образования в России «по гамбургскому счету». Большинство работников российского высшего образования относительно легко соглашаются между собой, что в России достаточно эффективная и вполне конкурентоспособная система высшего образования. Если это так, если она, действительно, подтвердит свой статус конкурентоспособной, авторитет России, еще более открытой через программы академической мобильности для зарубежных студентов и преподавателей, продолжит расти. Если же выявятся недостатки, надо будет без промедления осуществлять, действительно, необходимые дальнейшие реформы.

Информация о работе Участие российских вузов в Болонском процессе: практические шаги