Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. С одной стороны, это был анализ теоретического и фактического материала, накопленного в избранной нами части науки, а с другой – использование таких исследовательских методов, как наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, тестирование, интервьюирование. Неоднократное сопоставление данных, полученных разными методами, позволило дать более глубокий анализ материалов, накопленных в ходе исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
5
1 Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко……………………………..
8
2 Методика организации воспитательного процесса………………………...
15
3 Социально-педагогические подходы к воспитанию в опыте
А.С. Макаренко………………………………………………………………..
22
4 Применение социально-педагогических подходов А.С. Макаренко в
МБОУ СОШ № 2 ст. Крыловской…………………………………………..

30
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников………………………………………….
39
41

Вложенные файлы: 1 файл

osnovnaya_chast.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

- необходимо развивать способность к эмпатии;

- необходимо расширять поведенческий репертуар ребенка;

- необходимо отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях;

- необходимо учить детей брать ответственность на себя.

Однако следует помнить, что все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Третий этап исследования предполагал интервьюирование с классным руководителем 7 класса (Приложение В). Я ставила цель выяснить, знакома ли учительница с педагогическими идеями А.С. Макаренко, и если да, то как используются подходы педагога-новатора в данной школе.

В результате интервьюирования мне удалось получить следующую информацию.

Оказывается, что классная руководительница отлично знакома  с новаторскими идеями воспитательного  процесса, предложенными выдающимся отечественным педагогом. В первую очередь, она отметила идею воспитания личности в коллективе и через коллектив, на которой базируются остальные его нововведения. Также было сказано о трудовом воспитании личности и интересном опыте воспитания трудных подростков в колониях.

Учительница отметила, что  идеи А.С. Макаренко актуальны в современной педагогической практике и что она сама активно использует его подходы для организации урока и внеклассовых мероприятий. Она поделилась со мной тем, что только в этом году получила классное руководство в данном 7 классе и сразу же столкнулась с проблемой неблагоприятного психологического климата в коллективе. Поэтому она часто практикует различные игры, тренинги, групповые беседы для улучшения отношений в классе между ребятами. Также часто использует различные игры для проведения уроков, так как новый материал, таким образом, намного лучше усваивается ребятами, а урок проходит куда интереснее и увлекательнее. Плюс, отметил классный руководитель, что ей очень приятно наблюдать за увлеченными глазами детишек, жаждущих получить знания.

Также учительница рассказала о том, что в их школе очень уважают этого выдающегося педагога-новатора и практически каждый год проводят «неделю А.С. Макаренко». В течение этого времени ребята рисуют стенгазеты, придумывают кроссворды, проводят различные конкурсы и разыгрывают сценки, связанные с его творчеством. «Следовательно,  и методы воспитания А.С. Макаренко активно используются всеми учителями нашей школы», –  улыбаясь, добавила она.

Также я выяснила, что  каждый год, бывает и несколько раз в год, в этой школе проводится день самоуправления. Ребятам предоставляется возможность побывать в роли директора школы, преподавателей, испытать на себе все тяготы и прелести этого труда. Это, с одной стороны, – забавная игра, но с другой стороны, подобная игра для ребенка тоже самое, что и работа для взрослого человека [1]. В такой игре каждый ребенок прежде всего воспитывает самого себя. Об этом говорил А.С. Макаренко.

Также в этой школе практикуется и трудовое воспитание ребят. Оказывается, что за школой закреплен небольшой земельный участок, где ребята выращивают различные овощи и фрукты. Причем все ребята охотно занимаются физическим трудом. Уже вошло в традицию, что каждый год выпускники организовывают посадку небольшой аллеи на территории школы и обязательно снимают этот памятный день на видео.

«Много внимания уделяется и созданию благоприятной атмосферы в нашем коллективе, которая в целом очень дружелюбная. Да и про семейное воспитание мы не забываем. Тем более уже давно стали одной общей семьей, где много любимых детишек, братьев и сестричек», – добродушно закончила свою речь классная руководительница.

Таким образом, на основе интервью можно сделать вывод о том, что учительница хорошо знакома с воспитательными методами выдающегося педагога-новатора А.С. Макаренко. Так же удалось выяснить, что в МБОУ СОШ № 2 станицы Крыловской активно применяются социально-педагогические подходы к воспитанию А.С. Макаренко.

Результаты исследования позволили мне сделать вывод о том, что основные социально-педагогические подходы к воспитанию педагога-новатора А.С. Макаренко такие как воспитание личности в коллективе, воспитание личности в семье, трудовое воспитание и воспитание в ходе игры актуальны на сегодняшний день и активно используются для воспитания подрастающего поколения.

 

Заключение

 

 

Антон Семенович Макаренко – педагог-новатор, обогативший отечественную педагогику ценными воспитательными идеями, методами и подходами. Разработанная им методика получила широкое распространение и оказала большое влияние на практику воспитательной работы. Значение его социально-педагогических идей выходят за рамки чисто педагогического приложения, они являются ориентирами в решении современных социальных, экономических, правовых, управленческих, а не только педагогических проблем нашего общества. Это и обуславливает актуальность изучения воспитательного наследия выдающегося отечественного педагога.

Цель работы заключалась  в том, чтобы выявить основные социально-педагогические подходы  к воспитанию педагога-новатора, которые  определяют наиболее эффективную методику организации воспитательного процесса. Также необходимо было выяснить, актуальны ли эти идеи на современном этапе педагогической деятельности.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о  том, что педагогические идеи А.С. Макаренко  актуальны и на сегодняшний день, его социально-педагогические подходы к воспитанию активно применяются учителями и воспитателями, так как позволяют наиболее эффективно организовать воспитательный процесс.

В результате тестирования учеников 7 класса удалось выявить  психологический климат, который царит в их коллективе. Так как результат был неутешительный, мною был проведен тренинг по сплочению коллектива.

В результате тестирования родителей учеников 7 класса я выяснила, каким стилем воспитания ребенка в семье чаще всего руководствуются родители. Также мною были предложены некоторые рекомендации родителям по воспитанию агрессивных детей.

Третий этап исследования, заключающийся в проведении интервьюирования с классным руководителем 7 класса, позволил сделать вывод о том, что в данной школе активно применяются такие педагогические подходы А.С. Макаренко как трудовое воспитание, семейное воспитание, воспитание в коллективе и через коллектив, а также воспитание в ходе игры.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать однозначный вывод  о том, что теоретические положения А.С. Макаренко не потеряли своей актуальности и в наше время. Практическое претворение в жизнь идей выдающегося отечественного педагога-новатора не пройденный этап, а задачи на будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1 Макаренко А.С. Воспитание  гражданина. М. : Просвещение, 1988. 304 с.

2 Невская С.С. Воспитание  гражданина в педагогике А.С.  Макаренко. М. : Академический проект, 2006. 976 с.

3 Морозов В.В. Воспитательная  педагогика Антона Макаренко.  Опыт преемственности // Документальное педагогическое исследование. М., Егорьевск : ЕФ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. 238 с.

4 Архангельский Г.  Воспитательная система Макаренко  – из прошлого или для будущего? // Библиотека по педагогике. URL: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/342-questions-of-pedagogy/805- makarenko-educational-system-from-the-past-or-the-future.html (дата обращения: 20.04.2013).

5 Макаренко А.С. Цели  воспитания. М. : Педагогика, 1984. 380 с. 

6 Макаренко А.С. О  воспитании. М. : Изд-во политической  литературы, 1990. 416 с.

7 Макаренко А.С. Коллектив  и воспитание личности. М. : Педагогика, 1972. 336 с.

8 Макаренко А.С. Методика  организации воспитательного процесса // Библиотека по педагогике. URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z00000 00/st006.shtml (дата обращения: 20.04.2013).

9 Невская С.С. Педагогическая поэма А.С. Макаренко. М. : ИТРК, 2010. 736 с.

10 Кумарин В.В. Теория  коллектива в трудах А.С. Макаренко.  Киев: Вища школа, 1979. 120 с.

11 Фролов А.А. Макаренко  А.С. в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия. М. : Академия, 2006.  417 с.

12 Макаренко А.С. Лекции  о воспитании детей. Общие условия  семейного воспитания. М. : Знание, 1984. 400 с.

13 Макаренко А.С. Книга  для родителей. М. : Педагогика, 1981. 300 с.

14 Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе. М. : Педагогика, 1984. 300 с.

15 Макаренко А.С. Семья  и воспитание детей. М. : Педагогика, 1984. 200 с.

16 Аникеева Н.П. Воспитание  игрой. Новосибирск : АПИ Момент  истины, 2004. 143 с.

17 Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе.                   М. : Просвещение, 2001. 224 с.

18 Кольцова В.А. Система  психолого-педагогических взглядов 

А.С. Макаренко // Психологический журнал. 1988. № 6. С. 42-51.

             19 Малинин В.И. К дискуссии о  наследии А.С. Макаренко // Педагогика. 1999. № 2. С. 86-92.

20 Фролов А.А. Макаренко  А.С.: основы педагогической системы.    М. : Академия, 2002. 116 с.

21 Титов В.А. Стили  отношений родителей к своим  детям в опыте А.С. Макаренко // Библиотека по педагогике. URL: http://www.univer5.ru/pedagogika/obschaya-pedagogika.-konspekt-lektsiy-titov-v.a/Page-109.html (дата обращения: 29.04.2013).

22 Макаренко А.С. Человек должен быть счастливым. М. : Карапуз, 2009. 288 с.

23 Ежеленко В.Б. К  полемике о педагогическом наследии  А.С. Макаренко // Общество. Среда. Развитие. 2009. № 4. С. 110-119. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/motiv-gerostrata-k-polemike-o-pedagogicheskom-nasledii-a-s-makarenko (дата обращения: 19.04.2013).

24 Возчиков В.А. Миф  «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко // Общество. Среда. Развитие. 2008. № 4. С. 87-99. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/mif-pedagogicheskoy-poemy (дата обращения: 20.04.2013).

25 Тонков Е.В. К проблеме  цели воспитания и его сущности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2010.     № 5. С. 39-44. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-tseli-vospitaniya-i-ego-suschnosti (дата обращения: 06.04.2013).

26 Миронов С.М. Уроки  Макаренко // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 4. С. 235-236. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uroki-makarenko (дата обращения: 17.04.2013).

 

 




Информация о работе Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко