Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидакти
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 17:19, реферат
Краткое описание
Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка – часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию [5].
В возрасте 7–9 мес. ребенок
повторяет за взрослым все более и более
разнообразные сочетания звуков.
С 10–11 мес. появляются реакции
на самые слова (уже независимо от ситуации
и интонации говорящего). А к концу первого
года жизни появляются первые слова. Так
раскрываются периоды на первом этапе
становления речи по Т. Б. Филичевой, Н.
А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной.
Второй этап - преддошкольный
(от одного года до 3 лет).
Этап активной речи. У ребенка
появляется особое внимание к артикуляции
окружающих. Он очень много и охотно повторяет
за говорящим и сам произносит слова. При
этом возможно искажение, пропуск, перестановки
звуков.
Первые слова ребенка носят
обобщенно–смысловой характер. Одним
и тем же словом или звукосочетанием он
обозначает и предмет, и просьбу, и чувства.
Речь приобретает ситуационный характер,
она сопровождается мимикой, жестами.
С полутора лет слово начинает
приобретать обобщенный характер. Появляется
возможность понимания словесного объяснения
взрослого, усвоения знаний, накопления
новых слов.
На протяжении 2–го и 3-го г.
жизни у ребенка происходит значительное
накопление словаря.
Словарный запас детей в преддошкольном
возрасте: к 1 г. 6 мес. – 10–15 слов; к концу
2–го г. – 300 слов; к 3 г. – около 1000 слов.
К началу 3–го г. жизни у ребенка
формируется грамматический строй речи.
Сначала ребенок выражает свои
желания, просьбы одним словом. Потом –
примитивными фразами без согласования,
далее постепенно появляются элементы
согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 г. дети уже овладевают навыками
употребления форм единственного и множественного
числа имен существительных, времени и
лица глаголов, а также используют некоторые
падежные окончания. В это время понимание
речи взрослого значительно превосходит
произносительные возможности, – считают
авторы.
Третий этап - дошкольный (от
3 до 7 лет).
На этом этапе еще можно обнаружить
дефекты произношения свистящих, шипящих,
сонорных звуков, реже – дефекты смягчения,
озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до
7 лет у ребенка формируется фонематическое
восприятие.
В этот период продолжается
быстрое увеличение словарного запаса.
Активный словарь ребенка к 4–6 г. достигает
3000–4000 слов. Значения слов еще больше
уточняются и во многом обогащаются. Но
часто дети еще неверно понимают или используют
слова, например по аналогии с назначением
предметов говорят вместо поливать из
лейки «леять», вместо лопатка «копатка»
и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует
о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка
растет опыт речевого общения и на его
основе формируется чувство языка, способность
к словотворчеству, приводится в исследованиях
Т. Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой,
Г. В. Чиркиной [32].
Расширение объема словаря
имен прилагательных, отмечают
Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова,
осуществляется параллельно с развитием
представлений о цвете, величине, форме,
признаках, высоты, толщины, на основе
умения сравнивать предметы по различным
признакам[23].
Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова
[19] подчеркивают, что предпосылки развития
речи определяются двумя процессами. Одним
из этих процессов является неречевая
предметная деятельность самого ребенка,
то есть расширение связей с окружающим
миром через конкретное, чувственное восприятие
мира. Вторым важнейшим фактором развития
речи, в том числе и обогащения словаря,
выступает речевая деятельность взрослых
и их общение с ребенком.
В связи с этим, авторы указывают,
что развитие лексики во многом определяется
и социальной средой, в которой воспитывается
ребенок. Возрастные нормы словарного
запаса детей одного и того же возраста
значительно колеблются в зависимости
от социального уровня семьи, так как словарь
усваивается ребенком в процессе общения.
Они также отмечают, что в конце
первого и начале второго года жизни ребенка
постепенно все большую силу начинает
приобретать словесный раздражитель.
В начальной стадии реакция на него проявляется
в виде ориентировочного рефлекса. В дальнейшем
на его основе формируется рефлекс второго
порядка – у ребенка развивается подражательность,
многократные повторения слова. В этот
период развития речи ребенка появляются
лепетные слова [19].
Данный этап развития детской
речи называется стадией «слово – предложение».
На этой стадии слова выражают либо повеление,
либо указание, либо называют предмет
или действие, – считает Т. Б. Филичева
[33].
В возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребенка
происходит расчленение комплексов на
части, которые вступают между собой в
различные комбинации. ребенок переходит
от пассивного приобретения слов от окружающих
его людей к активному расширению своего
словаря в период использования вопросов:
«что это?», «как это называется?». В этот
период у ребенка начинает быстро расти
запас слов, который к концу второго года
жизни составляет около 300 слов различных
частей речи, – считают авторы.
К 3,5 – 4 годам предметная отнесенность
слова у ребенка приобретает достаточно
устойчивый характер, продолжается процесс
формирования предметной отнесенности
слова, – приводится в исследованиях авторов.
Развитие слова у ребенка происходит
как в направлении предметной соотнесенности
слова, так и в направлении развития значения.
Л. С. Выготский [8], анализируя
развитие значения слова в онтогенезе,
писал: «Речь и значение слов развивались
естественным путем, и история того, как
психологически развивалось значение
слова, помогает осветить до известной
степени, как происходит развитие знаков,
как у ребенка естественным образом возникает
первый знак, как на основе условного рефлекса
происходит овладение механизмом обозначения».
Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова
указывают, что первоначально новое слово
возникает у ребенка как непосредственная
связь между конкретным словом и соответствующим
ему предметом.
Первая стадия развития детских
слов протекает по типу условных рефлексов.
Воспринимая новое слово (условный раздражитель),
ребенок связывает его с предметом, а в
дальнейшем и воспроизводит его.
В процессе формирования лексики
происходит и уточнение значения слова.
Вначале значение слова полисемантично,
его значение аморфно, расплывчато. Слово
может иметь несколько значений. Одно
и то же слово может обозначать и предмет,
и признак, и действие с предметом.
Слово сопровождается определенной
интонацией, жестами, которые уточняют
его значение. Параллельно с уточнением
значения слова происходит и развитие
структуры значения слова, которое приобретает
различные оттенки значения в зависимости
от контекста и в зависимости от интонации,
– отмечают Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.
В процессе онтогенеза значение
слова развивается. Л.С. Выготский [8] писал:
«Всякое значение слова представляет
собой обобщение. Но значения слов развиваются.
В тот момент, когда ребенок впервые усвоил
новое слово. развитие слова не закончилось,
оно только началось; оно является вначале
обобщением самого элементарного типа
и только по мере своего развития переходит
от обобщения элементарного типа к все
высшим типам обобщения, завершая этот
процесс образованием подлинных и настоящих
понятий». Структура значения слова в
разные возрастные периоды является различной.
Ребенок, прежде всего, овладевает
денотативным компонентом значения слова,
т.е. устанавливает связь между конкретным
предметом (денотатом) и его обозначением.
Понятийный, концептуальный компонент
значения слова усваивается ребенком
позднее по мере развития операций анализа,
синтеза, сравнения, обобщения. Постепенно
ребенок овладевает и контекстуальным
значением слова. Первоначально при формировании
предметной соотнесенности слова оказывают
большое влияние побочные, ситуационные
факторы, которые в дальнейшем перестают
играть роль в этом процессе, – считает
Л. С. Выготский [8].
На раннем этапе развития речи
на предметную отнесенность слова оказывают
влияние ситуация, жест, мимика, интонация,
слово имеет диффузное, расширенное значение.
В этот период предметная отнесенность
слова может легко потерять свою конкретную
предметную отнесенность и приобретает
расплывчатое значение. Развитие же связи
между языковыми знаками и действительностью
является центральным процессом при формировании
речевой деятельности в онтогенезе, –
указывает автор.
В исследованиях Р.И. Лалаевой
и Н.В. Серебряковой также отмечается,
что на начальном этапе овладения знаками
языка имя предмета является как бы частью
или свойством самого предмета. На этом
этапе значение слова является способом
закрепления в сознании ребенка представления
о данном предмете [19].
На первых стадиях знакомства
со словом ребенок еще не может усвоить
слово в его «взрослом» значении. Отмечается
при этом феномен неполного овладения
значением слова, так как первоначально
ребенок понимает слово как название конкретного
предмета, а не как название класса предметов,
– считают авторы.
В процессе развития значения
слова, в основном у детей от 1 до 2,5 года,
отмечаются явления сдвинутой референции,
или растяжения значений слов, сверхгенерализации.
При этом отмечается перенесение названия
одного предмета на ряд других, ассоциативно
связанных с исходным предметом. Ребенок
использует слово для называния целого
ряда предметов, которые имеют один или
несколько общих признаков (форма, размер,
движение, материал, звучание, вкусовые
качества), а также общее функциональное
назначение предметов.
Авторы также указывают, что
по мере развития словаря растяжение значения
слова постепенно сужается, так как при
общении со взрослыми дети усваивают новые
слова, уточняя их значения и корректируя
употребление старых. Изменение значения
слова, таким образом, отражает развитие
представлений ребенка об окружающем
мире, тесно связано с когнитивным развитием
ребенка.
Л.С. Выготский [8] подчеркивал,
что в процессе развития ребенка слово
изменяет свою смысловую структуру, обогащается
системой связей и становится обобщением
более высокого типа. При этом значение
слова развивается в двух аспектах: смысловом
и системном. Смысловое развитие, значения
слова заключается в том, что в процессе
развития ребенка изменяется отнесенность
слова к предмету, системе категорий, в,
которую включается данный предмет. Системное
развитие значения слова связано с тем,
что меняется система психических процессов,
которая стоит за данным словом. Для маленького
ребенка ведущую роль в системном значении
слова играет аффективный смысл, для ребенка
дошкольного и младшего школьного возраста
– наглядный опыт, память, которая воспроизводит
определенную ситуацию. Для взрослого
же человека ведущую роль играет система
логических связей, включение слова в
иерархию понятий.
Обогащение жизненного опыта
ребенка, усложнение его деятельности
и развитие общения с окружающими людьми
приводят к постепенному количественному
росту словаря. В литературе отмечаются
значительные расхождения в отношении
объема словаря и его прироста, так как
существуют индивидуальные особенности
развития словаря у детей в зависимости
от условий жизни и воспитания, – предполагает
Н. В. Макарова [24].
Словарь старшего дошкольника
может рассматриваться в качестве национальной
языковой модели, так как к этому возрасту
ребенок успевает усвоить все основные
модели родного языка. В этот период формируется
ядро словаря, которое в дальнейшем существенно
не меняется. Несмотря на количественное
пополнение словаря, основной каркас не
изменяется, – указано в исследованиях
А. Н. Гвоздева [9].
Таким образом, по мере развития
психических процессов (мышления, восприятия,
представлений, памяти), расширения контактов
с окружающим миром, обогащения сенсорного
опыта ребенка, качественного изменения
его деятельности формируется и словарь
ребенка в количественном и качественном
аспектах.
Слова в лексиконе не являются
изолированными единицами, а соединяются
друг с другом разнообразными смысловыми
связями, образуя сложную систему семантических
полей. В связи с этим актуальным является
вопрос о становлении лексико–семантической
системы в онтогенезе, – также считает
автор.
По мере развития мышления ребенка,
его речи лексика ребенка не только обогащается,
но и систематизируется, т.е. упорядочивается.
Слова как бы группируются в семантические
поля. При этом происходит не только объединение
слов в семантические поля, но и распределение
лексики внутри семантического поля: выделяются
ядро и периферия. Ядро семантического
поля составляют наиболее частотные слова,
обладающие выраженными семантическими
признаками (Гвоздев А. Н.) [9].
Большие различия между детьми
с нормальным и нарушенным речевым развитием
наблюдается при актуализации предикативного
словаря. У дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня выявляются трудности в
назывании многих прилагательных, употребляющихся
в речи их нормально развивающихся сверстников.
В глагольном словаре дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня преобладают
слова, обозначающие действия, которые
ребенок ежедневно выполняет или наблюдает.
Трудно усваиваются слова обобщенного
значения, слова, обозначающие оценку,
качества, признаки и др., – замечает в
своих исследованиях Р. И. Лалаева [19].
Нарушение формирования лексики
у этих детей также выражено в трудности
поиска нового слова, в нарушении актуализации
пассивного словаря. Характерной особенностью
словаря детей с общим недоразвитием речи
III уровня является неточность употребления
слов, которая выражается в вербальных
парафразиях. В одних случаях дети употребляют
слова в излишне широком значении, в других
– появляется слишком узкое понимание
значения слова. Иногда дети с общим недоразвитием
речи III уровня используют слово лишь в
определенной ситуации, слово не вводится
в контекст при оречевлении других ситуаций.
Таким образом, понимание и использование
слова носит еще ситуативный характер.
Среди многочисленных вербальных парафразий
у этих детей наиболее распространенными
являются замены слов, относящихся к одному
семантическому полю, – указано в исследованиях
автора.
Замены прилагательных свидетельствуют
о том, что дети не выделяют существенных
признаков, не дифференцируют качества
предметов. Распространенными являются,
например, такие замены: высокий – длинный,
низкий – маленький, узкий – тонкий, короткий
– маленький и т.д. замены прилагательных
осуществляются из–за недифференцированности
признаков величины, высоты, толщины, ширины,
– считает Т. И. Исаева [16].