Проведённое нами исследование в целом
подтвердило правильность выдвинутой
рабочей гипотезы, общую результативность
методической системы, эффективность
предлагаемых методов активизации
визуального восприятия рисующих, продуктивность
комплекса заданий и упражнений,
направленных на последовательное формирование
способностей студентов, повышение
качества профессиональной и творческой
подготовки художника-педагога, его
компетентности как специалиста
в области художественного образования.
В ходе исследования удалось решить
следующие задачи:
- изучить и критически осмыслить
исторический путь становления
и развития методов воспитания
профессионального видения художника
с целью систематизации и обобщения
опыта, накопленного предыдущими
поколениями художников-педагогов;
- проанализировать особенности
зрительного восприятия начинающего
рисовальщика и профессионального
художника в процессе изобразительной
деятельности, показать их принципиальное
различие и причины этого явления;
- выявить комплекс качеств, составляющих
структуру и содержание понятия
«профессиональное визуальное восприятие
художника»;
- определить комплекс общенаучных,
психофизиологических, психолого-педагогических
и дидактических принципов, служащих
научно-теоретической базой решения
проблемы, и обосновать возможность
целенаправленной работы глаза
в процессе формирования зрительного
образа натуры и изображения;
- разработать и обосновать методическую
систему формирования визуального
восприятия студентов ХГФ на
академических занятиях по рисунку
и живописи;
- разработать и апробировать
систему методов активизации
визуального восприятия начинающих
в учебной изобразительной деятельности,
направленных на последовательное
формирование профессиональных
качеств зрительного восприятия художника;
- разработать и экспериментально
проверить эффективность системы
учебных заданий и упражнений
в рамках существующей и экспериментальной
программы по рисунку и живописи
для студентов 1-2 курсов ХГФ,
способствующих решению проблемы.
В ходе реализации
экспериментальных технологий формирования
способностей в изобразительной
деятельности подтвердилась правомерность
наших предположений об эффективности
приоритетного развития способностей
рисующих, когда содержание и форма
учебных занятий, характер заданий
и упражнений выступают как средство
познавательного, личностного, эстетического
и творческого развития студентов.
В этом случае меняются акценты между
основными компонентами процесса обучения
и развития, выстраивается определенная
методическая система, которая подчинена
основной концепции - целенаправленному
и последовательному формированию
профессионального визуального
восприятия студентов, эффективному развитию
всего комплекса их творческих способностей,
становлению творческой индивидуальности
личности и поддержанию высокой
мотивации учения.
Основное
содержание диссертации и результаты
исследования отражены в следующих
публикациях автора:
Монографии, научные статьи и тезисы
1. Кузнецов, Е.Ф.
Постановка глаза на целостное
видение в рисунке и живописи
с натуры [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Вестник
Поморского университета. Серия: «Физиологические
и психолого-педагогические науки». - Архангельск:
Поморский гос. ун-т, 2006. - №5. - С. 162-165 (0,3
п.л.).
2. Кузнецов, Е.Ф.
Постановка глаза на целостное
видение в изобразительной подготовке
художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов
// Вестник Московского государственного
областного университета. Серия: Изобразительное
искусство / Методика обучения изобразительному
и декоративному искусству. - М.: МГОУ, 2006.
-№1. - С. 111-115 (0,3 п.л.).
3. Кузнецов, Е.Ф.
Психофизиологические основы формирования
зрительного восприятия будущего
художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов
// Вестник Московского государственного
областного университета. Серия: Методика
обучения изобразительному и декоративному
искусству. - М.: МГОУ, 2007. - №1. - С. 45-51 (0,5
п.л.).
4. Кузнецов, Е.Ф.
Восприятие объёмной формы как
одно из значимых профессиональных
качеств визуального восприятия
художника [Текст] / Е.Ф. Кузнецов
// Искусство и образование. - М., 2007.
- №4. - С. 103-111 (0,5 п.л.).
5. Кузнецов, Е.Ф.
Проблема постановки глаза художника
в педагогических воззрениях
гениев Возрождения [Текст] / Е.Ф.
Кузнецов // Вестник университета Российской академии
образования. - М.: УРАО, 2007. - № 1(35). -
С. 50-54 (0,35 п.л.).
6. Кузнецов, Е.Ф.
Из опыта отечественной художественной
педагогики по проблеме формирования
визуального восприятия в изобразительной
деятельности [Текст] / Е.Ф. Кузнецов
// Вестник Московского государственного
университета культуры и искусств.
- М.: МГУКИ, 2007. - № 6(20). - С. 179-184 (0,42 п.л.).
7. Кузнецов, Е.Ф.
Методы активизации визуального
восприятия в изобразительной
деятельности [Текст] / Е.Ф. Кузнецов
// Вестник университета Российской академии
образования. - М.: УРАО, 2008. - № 2. - С.
52-56 (0,35 п.л.).
8. Кузнецов, Е.Ф.
Профессиональные и творческие
задачи академического рисунка
и живописи в свете новейших
образовательных парадигм [Текст] /
Е.Ф. Кузнецов // Педагогика и жизнь
: международный сб. науч. трудов / под
общ. ред. проф. О.И. Кирикова. - Выпуск 6.
- Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 59-67 (0,5 п.л.).
9. Кузнецов, Е.Ф.
Для учащихся педагогических
училищ // Начальная школа. - М.: Просвещение,
1986. - №1. - С. 74-76 (0,2 п.л.).
10. Кузнецов, Е.Ф.
Визуальное восприятие и изобразительная
деятельность [Текст] / Е.Ф. Кузнецов;
Курск. гос. ун-т. - Курск: КГУ, 2008. - 165 с. (10,3
п.л.).
11. Кузнецов, Е.Ф.
Формирование целостного видения,
как одна из актуальных проблем
подготовки художника-педагога [Текст]
/ Е.Ф. Кузнецов // Указатель неопубликованных
ведомственных материалов. Серия:
Содержание, формы и методы обучения
в высшей и средней специальной
школе. Вып. 6, поз. 62. -М.: НИИВШ, 1986. - 18
с. (1,1 п.л.).
12. Кузнецов, Е.Ф.
Пути формирования целостного
видения на начальных этапах
обучения рисунку [Текст] / Е.Ф.
Кузнецов // Развитие творческих
способностей студентов и школьников
на занятиях изобразительным
искусством: межвузовский сборник
научных трудов. - Ростов н/Д: РГПИ,
1986. - С. 46-52 (0,45 п.л.).
13. Кузнецов, Е.Ф.
Некоторые аспекты проблемы формирования
целостного видения [Текст] / Е.Ф.
Кузнецов // Пути повышения уровня
теоретической и практической
подготовки учителя изобразительного
искусства: межвузовский сборник
научных трудов. - М.: МГПИ им. В.И.
Ленина, 1985. - С. 11-18 (0,5 п.л.).
14. Кузнецов, Е.Ф.
Из истории становления и развития
методов формирования целостного
видения в советской художественной
педагогике [Текст] / Е.Ф. Кузнецов //
Вопросы истории, теории и методики
преподавания изобразительного
искусства: межвузовский сборник
научных трудов. - М.: МГПИ, 1988. - С. 30-40
(0,7 п.л.).
15. Кузнецов, Е.Ф.
Специфика зрительного восприятия
в изобразительной деятельности
[Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Профессиональная
подготовка учителя изобразительного
искусства: межвузовский сборник
научных трудов. - Ростов н/Д: РГПИ,
1988. - С. 110-118 (0,6 п.л.).
16. Кузнецов, Е.Ф.
Формирование целостного видения
в профессиональной подготовке
учителя изобразительного искусства
[Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Совершенствование
профессиональной и методической
подготовки студентов ХГФ педвузов:
материалы всесоюзного семинара-совещания
заведующих кафедрами изобразительного
искусства. Ноябрь 1987 г. - Ростов н/Д.:
РГПИ, 1989. - С. 114-116 (0,2 п.л.).
17. Кузнецов, Е.Ф.
Проблема воспитания целостного
видения в зарубежной педагогике
[Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Методика
развития творческих способностей
на занятиях по рисунку, живописи
и композиции: межвузовский сборник
научных трудов. - М.: Прометей, МГПИ,
1989. - С. 50-59 (0,6 п.л.).
18. Кузнецов, Е.Ф.
Практические советы [Текст] / Е.Ф.
Кузнецов // Художник. - М.: Художник РСФСР,
1990. - №5 - С. 51 (0,1 п.л.).
19. Кузнецов, Е.Ф.
Визуальное восприятие в изобразительной
деятельности [Текст] / Е.Ф. Кузнецов
// Теория и практика приобщения
к искусству: тезисы докладов
Всероссийской науч.-теор. конф. - Курск:
КГПУ, 1995. - С. 37-39 (0,2 п.л.).
20. Кузнецов, Е.Ф.
Особенности визуального восприятия
начинающего рисовальщика [Текст] /
Е.Ф. Кузнецов // Тезисы докладов
Всероссийской научно-практической
конференции ХГФ. 4-6 ноября 1996 г. - Магнитогорск:
МГПИ, 1996. - С. 26-27 (0,1 п.л.).
21. Кузнецов, Е.Ф.
Цветовосприятие в изобразительной
подготовке художника-педагога [Текст]
/ Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов // Художественно-эстетическая
подготовка будущего учителя
в системе непрерывного педагогического
образования: материалы международной
науч.-практич. конф. - Липецк: ЛГПУ, 2004.
- С. 69-71 (0,2 п.л.). Авторский вклад 50%.
22. Кузнецов, Е.Ф.
Структура цветовосприятия в
комплексе изобразительных способностей
художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов,
М.Е. Кузнецов // Проектирование профессиональной
подготовки учителей творческих
специальностей в условиях модернизации
педагогического образования: материалы
межвузовской научно-практической
конференции / под ред. О.И. Спорыхиной.
- Воронеж: ВГПУ, 2004. - С. 146-149 (0,25 п.л.).
Авторский вклад 60%.
23. Кузнецов, Е.Ф.
Психофизиологические особенности
восприятия цвета в подготовке
художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов,
М.Е. Кузнецов // Художественное образование
в пространстве-времени культуры:
сб. науч. ст. / под ред. З.И. Гладких.
- Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004.
- С. 85-89 (0,3 п.л.). Авторский вклад 50%.
24. Кузнецов, Е.Ф.
Некоторые аспекты цветовосприятия
в изобразительной деятельности
[Текст] / Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов
// Вопросы истории, теории и
методики преподавания изобразительного
искусства: сборник статей. Выпуск
6. - М.: МПГУ, 2005. - С. 203-209. (0,4 п.л.) Авторский
вклад 50%.
25. Кузнецов, Е.Ф.
Совершенствование методов формирования
цветовосприятия студентов ХГФ
[Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Качество
подготовки кадров в условиях
модернизации образования: сборник
материалов итоговой учебно-методической
и научной конференции профессорско-преподавательского
состава и научно-педагогических
работников Курского государственного
университета. - Курск: Курск. гос. ун-т,
2005. ч. II. - С. 112-114 (0,2 п.л.).
26. Кузнецов, Е.Ф.
Значимые профессиональные аспекты
визуального восприятия живописца
[Текст] / Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов
// Специальная и профессионально-педагогическая
подготовка художника-педагога: межвуз.
сб. науч. тр. - Краснодар: Кубанский
гос. ун-т, 2006. - С. 238-246 (0,5 п.л.). Авторский
вклад 50%.
27. Кузнецов, Е.Ф.
Целостное видение как учебная
проблема в рисунке и живописи
с натуры [Текст] / Е.Ф. Кузнецов //
Художественно-педагогическое образование:
Состояние, проблемы, перспективы
развития: сборник научных трудов
и материалов Всероссийской научно-практической
конференции. - Махачкала: Изд-во
Даг. гос. пед. ун-та, 2006. - С. 243-246
(0,25 п.л.).
28. Кузнецов, Е.Ф.
Целостное видение в структуре
профессиональных аспектов визуального
восприятия живописца [Текст] / Е.Ф.
Кузнецов, М.Е. Кузнецов // Художественно-педагогическое
образование: Состояние, проблемы,
перспективы развития: сборник научных
трудов и материалов Всероссийской
научно-практической конференции. -
Махачкала: Изд-во Даг. гос.
пед. ун-та, 2006. - С. 246-249 (0,3 п.л.). Авторский
вклад 50%.
29. Кузнецов, Е.Ф.
Выразительные возможности цвета
в изобразительной деятельности
младших школьников и студентов
педколледжа [Текст] / Е.Ф. Кузнецов,
Е.Н. Кузнецова // Искусство: история
и перспективы: материалы научно-практической
конференции. Выпуск I. - Курск, 30 марта
2007 г. / под ред. В.А. Кудинова. -
Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2007.
- С. 13-17 (0,3 п.л.). Авторский вклад 50%.
30. Кузнецов, Е.Ф.
Зрительное восприятие и учебная
изобразительная деятельность студентов
ХГФ [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Искусство:
история и перспективы: материалы
научно-практической конференции.
Выпуск I. - Курск, 30 марта 2007 г. / под
ред. В.А. Кудинова. - Курск: Изд-во
Курск. гос. ун-та, 2007. - С. 152-158 (0,5 п.л.).
Учебные и методические пособия, программы
31. Кузнецов, Е.Ф.
Постановка глаза рисующих в
работе с натуры: Учебное пособие
[Текст] / Е.Ф. Кузнецов ; Курск. гос. ун-т.
- Курск: КГУ, 2008. - 171 с. - ISBN 978-5-88313-604-6 (10,7
п.л.).
32. Кузнецов, Е.Ф.
Методические рекомендации по
подготовке к вступительным экзаменам
на дневном и заочном отделении
ХГФ [Текст] / Е.Ф. Кузнецов ; Курск.
гос. пед. ин-т. - Курск: КГПИ, 1988. - 24 с. (1,5
п.л.).
33. Кузнецов, Е.Ф.
Методические рекомендации по
овладению рациональными техническими
приёмами работы акварелью для
студентов ХГФ [Текст] / Е.Ф. Кузнецов
; Курск. гос. пед. ин-т. - Курск: КГПИ, 1988.
- 20 с. (1,25 п.л.).
34. Кузнецов, Е.Ф.
Методические рекомендации абитуриентам
ХГФ [Текст] / Е.Ф. Кузнецов, Н.К.
Шабанов, Д.П. Мосин ; Курск. гос.
пед. ин-т. - Курск: КГПИ, 1989. - 35 с. (2,2 п.л.).
Авторский вклад 59%.
35. Кузнецов, Е.Ф.
Рисунок. Живопись. Композиция [Текст]
: рабочая программа для студентов
заочного отделения ХГФ с трёхлетним
сроком обучения / Е.Ф. Кузнецов ;
Курск. гос. пед. ун-т. - Курск: КГПУ, 1997. -
14 с. (0,9 п.л.).
36. Кузнецов, Е.Ф.
Живопись [Текст] : рабочая программа
по курсу «Живопись» / Е.Ф. Кузнецов
; Курск. гос. пед. ун-т. - Курск: КГПУ, 1998.
- 34 с. (2,1 п.л.).
37. Кузнецов, Е.Ф.
Рисунок [Текст] : рабочая программа
по курсу «Рисунок» / Е.Ф. Кузнецов
; Курск. гос. пед. ун-т. - Курск: КГПУ, 1998.
- 40 с. (2,5 п.л.).
38. Кузнецов, Е.Ф.
Композиция натюрморта [Текст] : учебное
пособие для слушателей подготовительных
отделений ХГФ / Е.Ф. Кузнецов,
В.М. Соколинский ; Курск. гос. пед.
ун-т. - Курск: КГПУ, 2000. - 44 с., с ил. (2,75 п.л.).
Авторский вклад 55%.
39. Кузнецов, Е.Ф.
Методические рекомендации по
технике учебной акварели [Текст]
/ Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов ; Курск.
гос. ун-т. - Курск: КГУ, 2005. - 40 с., с ил. (2,5
п.л.). Авторский вклад 50%
40. Кузнецов, Е.Ф.
Физика и химия цвета [Текст]
: рабочая программа по курсу
«Физика и химия цвета» / Е.Ф.
Кузнецов, А.В. Широких ; Курск. гос.
ун-т. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. - 15 с. (0,9
п.л.). Авторский вклад 50%.