Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:59, курсовая работа
Цель заключается в изучении особенностей развития временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы.
Задачи:
Изучение особенностей восприятия времени детьми разного возраста.
Изучение литературы, методических рекомендаций по проблеме.
Изучение литературы для поиска методов и приемов, эффективных для формирования временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы.
Введение…………………………………………………………………… 3
Восприятие времени детьми разного возраста………………………. 5
Время и его особенности. Особенности временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………. 5
Развитие временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы…………………………………………….. 11
Особенности временных представлений у учащихся начальных классов вспомогательной школы……………………………………... 20
Методика и содержание констатирующего эксперимента по изучению особенностей временных представлений учащихся с интеллектуальной недостаточностью ……….................................... 20
Анализ результатов………………………………………………….. 24
Методические рекомендации по формированию временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………… 29
Заключение………………………………………………………………… 31
Литература…………………………………………………………………. 33
2.2. Анализ результатов
В результате анализа ответов учащихся можно сделать вывод, у учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеют нечеткие представления о мерах времени. У школьников с нарушением интеллекта с трудом формируются представления о единицах измерения времени. Так 73% учащиеся затруднялись назвать единицы измерения времени. Большинство называли только час, минуту. Некоторые учащиеся при перечислении единиц измерения времени называли единицы измерения длины. Трое учащихся (27%) не смогли назвать единиц измерения времени.
Диаграмма № 1
Дать характеристику единице времени «сутки» смогли только 19% учащихся, 36% учащихся называли только несколько частей суток, например: день и ночь; утро, день и ночь. Учащиеся путали последовательность частей суток, называя после ночи вечер. 45% учащихся не смогли дать характеристику и перечислить части суток.
Диаграмма № 2
С заданием перечислить дни недели и назвать порядковый номер дней недели, справились не все учащиеся. 18 % учащихся не знают последовательность дней недели, при заполнении таблицы допустили большое количество ошибок. 9 % учащихся допустили ошибки при устном перечислении названий дней недели и их последовательности.
Диаграмма № 3
В результате анализа ответов учащихся о знании количества дней в неделе было выявлено, что 55% учащихся не знают количество дней в неделе, считают и называют только рабочие дни. При повторном назывании дней недели и их пересчете учащиеся давали правильный ответ.
Диаграмма № 4
Анализ ответов учащихся о знании названия месяцев года показал, что у 36% учащихся не сформированы знания названий месяцев по временам года. Учащиеся путают названия месяцев по временам года.
Диаграмма № 5
При назывании последовательности месяцев года учащиеся допустили большее количество ошибок. Так 55% учащихся путают последовательность названий месяцев года, не знают порядковый номер месяцев.
Диаграмма № 6
Знание последовательности времен года и их отличительных признаков показали 100 % учащихся.
Диаграмма № 7
При выполнении учащимися задания на определение времени с точностью до часа, было выявлено что, 36% учащихся умеют самостоятельно определять время с точностью до часа, 64% учащихся определяют с помощью педагога.
Диаграмма № 8
При определении умения определять время с точностью до минуты, было установлено, что умение сформировано только у 36 % учащихся, однако самостоятельно с заданием ни кто из учащихся справиться не смог. 64% учащихся помощь не приняли.
Диаграмма № 9
Таким образом, можно сделать вывод, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью нет реальных представлений о единицах измерения времени. У них с трудом формируются представления о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости. Учащиеся заучивают названия дней недели, названия месяцев, однако путают их последовательность, не могут назвать признаки того или иного времени года. Многие учащиеся с интеллектуальной недостаточностью не могут назвать порядковый номер дня недели и месяца. Некоторые учащиеся не правильно называют или не знают день своего рождения.
2.3. Методические
рекомендации по формированию
временных представлений у
Развитие временных представлений у учащихся вспомогательной школы имеет огромное жизненно-практическое и коррекционно-воспитательное значение. Основная задача при изучении мер времени состоит в формировании временных представлений и умений практического их использования.
Решение названной задачи на начальном этапе реализуется через игру, в конкретной ситуации на уроках математики, на уроках по другим предметам, в процессе многократного выполнения вариантов одних и тех же заданий с использованием разнообразного, хорошо знакомого детям материала.
Выделим некоторые дидактические требования к изучению мер времени:
Заключение
Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью – одна из важных и сложных проблем учебно – воспитательной работы во вспомогательной школе.
Понятие времени для детей с интеллектуальной недостаточностью наиболее сложно. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления).
Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью, но интерес к временным отношениям возникает очень рано.
В психологических исследованиях
условий и закономерностей
Следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на тот или иной сигнал с определенной скоростью и через заданные интервалы, ускорять или замедлять темп своей работы, рационально использовать время – эти умения используются людьми ежедневно, и, следовательно, овладение этими умениями является необходимым условием адаптации учащихся вспомогательной школы в быту, и в профессиональной деятельности.
Из практики обучения и специальной литературы хорошо известны факты, свидетельствующие о серьезном недоразвитии у многих детей, поступающих во вспомогательную школу, представления о мерах времени. Это проявляется у них с самого начала обучения и существенно затрудняет учебную деятельность. В активном, а так же пассивном словаре этих учащихся отсутствуют многие слова, обозначающие меры времени. Однако в процессе учебы этому вопросу не всегда уделяется достаточное внимание.
Вместе с тем процессы формирования и развития мер времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью значительно менее изучены, чем другие психологические процессы, хотя эти данные могут иметь большое значение для разработки методов коррекционного обучения.
Литература