Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).

Содержание

Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

6 -47
6– 19

18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников .doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Аналогичным образом мы проводили работу по дифференциации согласных фонем.

2. “Угадай, кто (что) это был(о).”  Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова — мычит м м-м, тигр — рычит р р р, пчела — жужжит ж ж ж). Логопед длительно (в усложненном варианте — кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.

3. “Различай и повторяй”. Логопед предлагает детям повторять  за ним только один определенный  звук, только слоги с определенным  звуком, только слова с заданным  звуком. Например:

4. “Повторяй за мной только звук с” — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.

5. “Повторяй за мной  только слоги со звуком с”  — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.

6. “Повторяй за мной  только слова со звуком с”  — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.

Речевой материал мы подбирали  по-разному, с учетом цели задания — выделение гласных звуков, согласных (твердых—мягких, звонких-глухих, свистящих—шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т. д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т. д.

7. “Озорные звуки”. Логопед  читает детям двустишие и предлагает  определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:

Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица Своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”

Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грач-ей).

Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).

Задачей последнего,VI этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа. Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);

г) слова без стечения согласных:

1) односложные (дом, сок, уж, лес  и т. д.)

2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);

д) слова со стечением согласных:

1) двусложные слова со  стечением согласных в середине  слова (кашка, ручка, мышка, сумка и  т. д.);

2) односложные слова со  стечением согласных в начале  слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);

3) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);

4) двусложные слова со  стечением согласных в начале  слова (трава, книга, крыло, цветы и  т. д.);

5) двусложные слова со  стечением согласных в начале  и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);

е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

1. Выделить гласный (согласный ) звук из ряда других звуков (поднять флажок).

2. Выделить слог с определенным  звуком (поднять флажок).

3. Выделить из ряда слов  слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).

4. Назвать первый, последний  звук в слове, определить местоположение  звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью  картинок.

5. Определить последовательность  и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).

6. Определить местоположение  звука в слове по отношению  к другим звукам.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.

7.Детям раздаются по несколько одноцветных кружков. Логопед произносит один, два, три гласных звука, например а, ау, иоу, о и т.д. Дети должны отложить на столах такое количество кружков, какое соответствовало бы числу  произнесенных логопедом звуков.

8. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например, красный, желтый, зеленый. Логопед устанавливает с детьми, что красный соответствует  звуку а, желтый – звуку у, зеленый – звуку и. Когда дети запоминают это, логопед произносит сочетания из этих звуков сначала по два звука: ау, иу, уа,уи,аи. Затем – по три звука: ауи,аиу,уиа,иуа, иау. Дети должны разложить на столах разноцветные кружки в определенной последовательности. Примерно такова же методика проведения анализа всех остальных гласных звуков.

Затем мы приступили к анализу согласных звуков. Причем при этом мы придерживались рекомендаций Н. А. Чевелевой (1986): сначала нужно учить выделять последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный.

9. Для этой цели проводится следующее упражнение. Детям предлагается выходить к столу логопеда и по очереди вытаскивать из конверта специально подобранные картинки, изображающие кнут., кота, паука, каток, танк, мак, жука, лук, куст, веник и т.д. Ребенок называет картинку громко, четко, выделяя последний звук. Затем этот звук ребенок повторяет отдельно.

Усложняя задания, их можно проводить так:

  1. Выделив последний звук, разложить изображения предметов так, чтобы в одной стороне наборного полотна оказались картинки, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой – на звук к.
  2. Логопед показывает детям картинку и произносит ее название, опустив последний звук, например: ко…, пау…, вени … и т.д. Каждый ребенок называет очередное слово, а затем произносит звук, который логопед опустил.

Более подробно использованный игровой материал по данному разделу работы представлен в приложении.

Проводимые в данной последовательность игры и упражнения способствовали развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания у речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход  от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом.

Поскольку фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов (звукопроизношение и просодики) и поскольку у детей с ОНР имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия нами проводилась работа по формированию интонационной выразительности речи. 

Проведению этой работы предшествовали ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильно членения фразы.

Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических стуктур.

Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры://,///,////,// //,// // // //,/// ///,//// ////,/ ,( /,//,/ (/ ( и т.д., где / - громкий, а ( - тихий удар. Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.

А.Восприятие ритма:

1.Прослушать изолированные  удары(://,///,////,// //,// // // //,/// и т.д.). Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

2.Прослушать серии простых ударов ( // // // //, /// ///, //// //// и т.д.). Определить  количество ударов путем показа  карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

 Б.Воспроизведение ритмических структур. При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное. Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор

Формирование ритмической организации высказывания осуществлялось нами в определенной последовательности: от узнавания ритмических структур к пониманию и сознательному анализу воспринимаемого образца и далее — к упражнениям на сознательную имитацию, которые служат в конечном счете усвоению навыков ритмики слова и формированию ритмической организации высказывания. В ходе логопедической работы предусматривалось постепенное усложнение предлагаемого речевого материала:

1) односложные слова:

а) без стечения согласных — дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч и т. д.;

б) со стечением согласных — стул, гром, торт, соль, брат и т.д.;

2) двусложные слова:

а) без стечения согласных, с первым ударным слогом—мама, каша, море, мясо, зубы, мыло, руки, мыши и т. д.;

б) без стечения согласных, с последним ударным слогом — оса, узор, диван, зима, замок, коза и т.д.;

в) со стечением согласных, с ударением на первом слоге — краска, сабля, масло, марка, тряпка, дочка и т. д.;

г) со стечением согласных, с последним ударным слогом — окно, доска, кирпич, матрос, очки и т. д.;

3) трехсложные слова:

а) без стечения согласных, с ударением на первом, среднем, последнем слоге — ягода, посуда, машина, сапоги, самолет, колесо и т. д.;

б) со стечением согласных, с первым, средним, последним ударным слогом — яблоко, автобус, скамейка, колбаса и т. д.;

4) пары слов без перемещения  ударного слога:

а) односложные (без стечения и со стечением согласных): гусь—гуси, зуб—зубы, стул—стулья, гвоздь—гвозди и т. д.;

б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): песня—песни, машина—машины, палец—пальцы, спица—спицы, спичка—спички и т. д.;

5) пары слов с перемещением  ударного слога:

а) односложные (без стечения и со стечением согласных): дом — дома, сад — сады, столб — столбы, стол — столы и т.д.;

6) многосложные (без стечения  и со стечением согласных): доска—доски, дерево—деревья, окно— окна, колесо—колеса  и т. д.;

6) словосочетания и фразы с различными комбинациями по месту ударения в словах: красивое платье, маленький мяч, высокое дерево и т. д.; Мама пришла. Дома было тихо. Наступила весна и т. д.

Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений:

1. Восприятие и воспроизведение  синтезированных ритмических контуров  с ударением в начале, в середине, в конце отрезка:

2. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно).

3. Подбор слов (картинок) к  определенной акцентной структуре.

4. Имитация акцентной структуры  слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение).

В процессе логопедической работы мы широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.

 Формирование интонационной выразительности речи осуществлялось в следующей последовательности:

  1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почеиу. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость,удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

  1. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем – то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что – то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой  высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном положении и обозначается графически так:  


Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

  1. Знакомство  с  вопросительной информацией:

Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно предать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает это сделать детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически

Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН