Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).

Содержание

Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

6 -47
6– 19

18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников .doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

“Пропеллер” (картинка-образ — самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч». Улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

«Паровозик свистит». Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка вытянуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получится, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое - то правило игры. Следует начать с начала.

«Фокус», «Парашютик» (направление воздушной струи посередине языка). Рот приоткрыть. Язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

«Охотник идет по болоту» (распределение воздушной струи по бокам). Губы растянуть в улыбке. Язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

«Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка). Коробка из под конфет оборудована., как дорожка для бегунов - «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

«Узнай, что это?» развитие обоняния и глубокого вдоха). На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы  с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

«Чья фигурка улетит дальше?» (развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги или салфеток фигурки птиц, бабочек, цветов,рыбок. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли». «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки. Другие следят.

 «Чей пароход лучше гудит?»  Возьмите стеклянный пузырек  высотой примерно 7 см, диаметром  горлышка 1-1,5 см или любой другой  подходящий предмет. Поднесите его  к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

 

«Капитаны». Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.

Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

    В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.   

    Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

Можно было заметить, что дети испытывали трудности при воспроизведении определенного положения пальцев рук по предложенному образцу. Инструкция с первого раза часто не усваивалась, её реализация оставалась невозможной даже после неоднократных повторений. В некоторых случаях отмечался тремор рук, синкинезии. Выявленные нарушения тонких произвольных движений рук коррелировали с плохими изобразительными навыками.

У детей нашей группы отмечалась задержка в формировании звукопроизносительной стороны речи.  У всех имелись выраженные стойкие дефекты звукопроизношения, трудно поддающиеся коррекции. Нарушения звукопроизносительной стороны речи у одного и того же ребенка охватывали несколько групп звуков. В большинстве случаев оказывались нарушенными свистящие, шипящие и сонорные звуки. Дефекты произношения заключались в отсутствии, искажении или замене звуков.

Имеются дети, в речи у которых имеются звуки, произносимые смазано, с недостаточной артикуляционной установкой (мягких и твердых согласных, звонких и глухих). Нарушена слоговая структура, как в словах со сложной слоговой структурой, так и в более простых. Большое число ошибок падает на звуконаполняемость слов (звуки, слоги опускают, переставляют, не договаривают), слоговые ряды не могут повторить без ошибок.

В устной речи детей наиболее заметно выступают недостатки произношения звуков, неотчётливое, смазанное произношение слов и искажение их слоговой структуры. Недостатки словарного запаса и грамматического строя обычно меньше заметны, так как дети стараются пользоваться только хорошо знакомыми словами выражениями.

Естественно, что при обучении чтению возникнет много ошибок, обусловленных недостатками произношения и неумение анализировать звуковой состав слова – замены, пропуски, перестановки букв и слогов, а иногда и грубое искажение прочитанного.

Поэтому в первую очередь ставится задача упорядочить фонетическую сторону речи. Развить произношение и звуковой анализ и синтез.

Работа ведётся с использованием современных методик: Т.А. Ткаченко (1997/99 г.), Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (1993 г.), Г.А. Глинка (1996 г.), Л.П. Успенской, М.Б. Успенский (1996 г.), В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева (1995 г.), Г.А. Ванюхина (1993 г.).

Используя в работе методики данных авторов, устранение недостатков устной речи и пропедевтика чтения ведётся аналитико-синтетическим звуковым методом.

В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую последовательность в работе над звуками одной фонетической группы, с тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от более лёгких по артикуляции звуков к более сложным.

Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию звукового анализа и синтеза.

Независимо от того, с детьми какого уровня общего недоразвития речи (III – II) ведётся работа, возникают следующие задачи:

а) направить внимание воспитанников на звуковую сторону речи;

б) научить различать звуки на слух, развивать слуховое восприятие;

в) отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков, т.е. тех звуков, которые изолированно произносящихся правильно, но в речи обычно звучат недостаточно отчётливо, смазано;

г) ввести речь те звуки, которые будут вновь поставлены;

д) отдифференцировать и закрепить в речи те звуки, которые сменивались между собой, научить правильно пользоваться соответствующими буквами;

е) закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которым дети пришли на логопедические занятия, а затем постепенно подвести их к усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза.

Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза позволяет детям не только отчётливо произносить целые слова, выделять из них число и последовательность звуков, но и правильно прочитывать их. Работа по звукопроизношению  сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).

I этап – Подготовительный, предлагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

II этап – становления звуков речи, или постановка звука.

  Постановка звуков начинается  с легких по артикуляции звуков  и кончается более трудными; последовательность  их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р,л. ).

При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке.

Если не возможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемого упражнением детей.

III – Закрепление и автоматизация звуков.

С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произноситься правильно (О.В. Правдина).

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта трудная для нервной системы работа. Она требует большей осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетания, слово, фразу).

Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создания таких условий, чтобы в течении дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз.

Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно вибрационного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка при звуке р.)

IV этап – дифференциации смешиваемых звуков.

В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над  дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуком и путают их. При дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия.

Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы, к ним относятся занятия. Это еженедельная (1-2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 минут. Один раз в месяц – комплексное занятие, целиком, посвященное звуковой культуры речи.

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры -  драматизации, хороводы. Эффективна речевая гимнастика (1-2 минуты артикулирующих упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю). Широко практикуется работа с педагогом подгруппами детей в удобное для них время (дидактические игры, шутки – чистоговорки, загадки и д.р.)

Методы работы: Дидактические игры, подвижные и хороводные с текстом, дидактические рассказы с включением учебных заданий (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т.п.) упражнения (заучивание и повторение скороговорок, стихотворений).

Объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата – следующий прием. При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется специфичный прием – утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).

Образное название звука или звукосочетания (ззз – песенка комара).

Активным приемом является хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей. Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога.

Возможны такие активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи- образца).

Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление.

Специфичный прием – образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний служит одновременно отдыхом, и закреплением учебного материала. В процессе работы используются и наглядные приемы. Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Структура процесса изучения одного звука.

Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН