Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).

Содержание

Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

6 -47
6– 19

18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников .doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Остановимся более подробно на  вопросах использования игровых приемов при проведении подготовительного этапа и в процессе автоматизации звука (отработка изолированного произнесения звука, закрепление его в слогах и словах).

При разучивании и отработке артикуляционных упражнений весьма эффективным является прием»обыгрывания» отдельных артикуляционных движений и поз и всей артикуляционной гимнастики в целом. Он предполагает включение того или иного артикуляционного упражнения в соответствующую условно – игровую ситуацию. Например, для упражнения «Качели» мы использовали следующие игровые (вводные) ситуации6»Язык делает зарядку». «Язык и ребенок (мальчик или девочка) катаются на качелях», «Качалка для подъема воды» и т. д.; для упражнения «Парус» - дети на лодке с парусом переплывают через реку в лес. Который стоит на другом берегу реки. Игровой прием «Ступеньки у крыльца» используются для выработки подъема языка вверх (на верхнюю губу, к носу), высовывания вниз (к подбородку) и др. Следует специально подчеркнуть, что ко всем упражнениям различных артикуляционных комплексов (для постановки свистящих, шипящих звуков, соноров и др.) могут быть подобраны соответствующие игровые вводные упражнения, задающие ту или иную условно – игровую ситуацию. Например, для упражнений на подготовку артикуляции свистящих звуков используются такие вводные: «Всем испечем вкусные блины», «На мельнице», «Мальчики – с – пальчики катаются с горки» и др.( 11,16,34,46,60,65 и др  )

Обыгрывание артикуляционных упражнений направлено не только на  создание эмоционально – игрового фона логопедических занятий, но и облегчает успешное выполнение упражнений на определенную длительность (или кратность). Длительность удержания артикуляционной позы и др. Примером может служить игровое условие к упражнению «Парус». Где результат игрового действия может быть достигнут лишь при условии удерживания артикуляционной позы определенное время, например до счета 15 – 20. В качестве иллюстрации можно привести игровые условия для других упражнений – «Чашечка» («Сделаем так, как было у фокусника: чтобы чашечка не упала и не разбилась»), для упражнения «Маляр» («Потолок нужно покрасить как следует: краска должна ложиться ровно, а не пятнами …»), «Дятлы перестукиваются» (выполнение упражнения представлено как перестук, своеобразное «соревнование» двух  дятлов, живущих в разных концах небольшого леса. В роли одного из них может выступать и сам логопед).

Игровые ситуации, создаваемые словесным описанием, во всех случаях подкрепляются соответствующими картинками или простыми по форме пособиями (например,  к упражнению «Парус» - ситуационная картинка-иллюстрация или макет с изображением реки, деревни, леса; плоскостная фигурка (модель) лодочки с парусом, передвигаемая за нитку по вкладышу; к упражнениям «Качели», «Ступеньки» - иллюстрация с перемещаемой по ней фигуркой смешного  «язычка» в  виде мультипликационного персонажа, - язычка, поднимающегося по ступенькам к дому, спускающегося с крыльца, раскачивающегося на качелях и т.п.

Ко многим артикуляционным упражнениям нами подобраны сразу несколько условно-игровых вводных, например, для обыгрывания подъема широкого языка вверх, к альвеолам: «Парус»(«Лодочка с парусом»), «Подъемный мост у замка, осаждаемого неприятелем», «Штора на окне» и др. Варьирование игровых вводных упражнений и, соответственно, применение различного иллюстративного материала позволяет обеспечить необходимую кратность выполнения тренировочных упражнений, что особенно важно в работе с детьми со стертой формой дизартрией.

Остановимся на использовании игровых упражнений в процессе автоматизации поставленных звуков в спонтанной речи детей. Упражнения могут предназначаться и для отработки изолированного произнесения звуков, и для закрепления их  правильного произнесения в слогах и словах.

Основной принцип построения этих игровых  упражнений следующий. Перед ребенком ставится конкретная задача – достижение определенного результата  при выполнении определенных действий (например, в упражнении «Накачаем шины» требуется накачать все 4 шины у автомобиля, в упражнении «Барьерный бег» - преодолеть все барьеры, задача игры «Альпинист» - подъем на вершину, упражнения «Улитка» - достижение центра спирали и др.). При этом возможность решения игровой задачи зависит от правильности выполнения речевого задания: правильное продуцирование звука, необходимая длительность или кратность его произнесения и т д. Правильное выполнение собственно речевого действия является,  таким образом, условием решения игровой задачи.

Как показывают наши наблюдения, при формировании речевых навыков, их закреплении в процессе специальных игровых упражнений собственно «речевая задача» не довлеет над ребенком, в значительной мере снимаются комплексы типа: «не получается никак, ну и не буду», состояние неуверенности в своих возможностях. Вместе с тем желание добиться результата в решении игровой задачи является, как правило, достаточно сильным и устойчивым стимулом для выполнения необходимых речевых действий.

Для автоматизации звуков в изолированном произнесении используются следующие игровые упражнения: «Накачаем шины», «Воздушный шар» - для автоматизации звука с,   «Дрезина», «Пильщики» - для звука з, «Улитка»,  «Звуковые дорожки», «Самолетик»(для звука р и ряда других звуков) и др.

Игра – упражнение «Улитка»

Назначение. Отработка правильного  длительного произнесения звука (р, ж,з).

Условия игры. Движение фишки по спирали улитки к ее центру осуществляется только при правильном произнесении звука. При прекращении подачи звука или его искажении (искаженное произнесение, замена звука) движение  фишки прекращается. Задача игрока – пройти всю спираль за возможно меньшее число остановок.

 

Игра – упражнение «Самолетик»

Назначение. Отработка правильного  произнесения звука р ( в сочетании др и изолированно), ж.

Условия игры Самолетик осуществляет движение (летит) только при подаче адекватного звукового сигнала (правильном произнесении звука). При прекращении произнесения звука или его грубом искажении полет прерывается: самолетик летит вниз – «планирует» или падает  на землю («разбивается»).Полет происходит по заданной траектории, по нескольким отрезкам: от земли до первого облака, от одного облака к другому и т. п.

 

Игра – упражнение «Альпинист»

Назначение. Закрепление правильного произнесения звуков в словах. (Используется для автоматизации ряда звуков: р,л,ш,ж,с,ц и др.)

Содержание. Слова произносятся вначале самим логопедом. Ребенок повторяет каждое из предъявленных слов.

Условия игры. Если слово произнесено ребенком правильно, фигурка альпиниста поднимается по склону на один (очередной) уступ; если звук в слове или само слово (звуко – слоговая и ритмическая структура) воспроизведены неправильно, фигурка альпиниста остается на месте. Если слов произнесено неправильно два раза подряд, альпинист спускается на уступ ниже (в начале игры – остается на исходной позиции). По достижении вершины альпинист устанавливает на ней флаг, после чего следует спуск по противоположному склону. Условия для спуска те же.

Игровые упражнения мы строили и с опорой на сюжеты некоторых хорошо известных детям сказок: «Колобок» («Поможем Колобку»), «Теремок» и др. Развитие сюжетного действия (возможность осуществления каждого сюжетного момента) ставится при этом в зависимость от выполнения однотипных речевых заданий (правильное произнесение слов с данным звуком).

В процессе работы  по коррекции звукопроизношения у детей игры и игровые упражнения мы варьировали, в каждом конкретном случае вносили определенные изменения в их содержание и форму реализации.

Уже к четырем годам у большинства детей велико тяготение к рифме, поэтому  в своей работе мы широко используем стихотворные тексты, срифмованные или подобранные специально для проведения артикуляционных упражнений (З. А. Репина, В. И. Буйко, И. Г. Выгодская).

 

                                              «СКАЗКА   ПРО  ЯЗЫЧОК».

(эта игра проводится перед  зеркалом и сопровождается символическими  рисунками, которые    делаются  взрослым одновременно с рассказом  и показом.)   

Показ перед зеркалом

Рассказ воспитателя       

Символ

или                                                                                                                                                    рисунок

  1. Плотно сомкнутые губы. Губы раскрываются и растягиваются в улыбке. «Забор».
  2. Язык на верхние зубы, на верхнюю губу, потом на нижние зубы, на нижнюю губу.
  3. Надуть щеки, втянуть щеки и т. д.

 

 

  1. Плотно сомкнуть губы.

Язык по  твердому небу назад – вперед и в стороны.

Язык за нижними зубами вверх – вниз.

  1. Кончик языка ударяет в верхние альвеолы и отталкивает.

 

  1. Язык  во внутренней стороне то левой, то правой щеки.
  2. Язык спокойно, распластано лежит за нижними зубами. Также распластано на нижней губе.
  3. Язык между губами. Четкий показ «Но» (подъем языка вверх). Цоканье языком.

 

 

  1. Присос языка к твердому небу (растягивая подъязычную связку).
  2. Округленный ровный подъем языка вверх.
  3. Ровный распластанный язык лежит на нижней губе.

 

  1. Кончик языка – к верхним альвеолам, звуки воспроизводить от  более низких тонов к высоким. Кончик языка сильно прижат  альвеолам, а язык распластан, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам.

В маленьком домике, за заборчиком жил –был язычок.

 

 

Был он ужасный озорник: то на забор вспрыгнет, то в яму спрыгнет.

 

 

Любит он на огород забираться: то помидор сорвет, то огурец, то репу, то петрушку.

Велели ему дома сидеть. Закрыли ворота, двери. Язычок наш хоть и озорник, а и трудолюбивый был.

Вымыл потолок.

Вымыл пол.

Выходит на поляну – там дятлы-трудяги клювами, как молотками стучат: дома белкам строят.

Вымыл стены.

 

 

Устал и уснул. Сначала поспал в домике за заборчиком, а потом вышел и на траве поспал.

 

Но тут увидел язычок лошадь скачет. Остановил ее язычок тпррру. Оседлал: «но». И поскакал в волшебный лес.

В волшебном лесу под каждым деревом грибы. Грибы и на полянке.

 

Корзины стоят такие.

 

Кладет грибы в корзинку, заглядывает и только шляпки грибов видит – такие.

Идет усталый и вдруг слышит звон: ДДЫН – ДЗЗЫН  - ДЭН- КДАН – ДОНН – ДЗИН.

Оказывается, попал наш колокольчик в колокольное царство, где живут Царь Колокол, Царица – Колоколица, Царевич – колокольчик по имени Дзинь – Дзинь. Позвенел язычок с колоколами и колокольчиками и пошел домой.

 

Забор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помидор, огурец, репа, петрушка

 

 

 

Веник.

 

 

 

 

 

Дятлы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лошадь.

 

 

 

 

 

Грибы.

 

 

Корзина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колокола.


 

 

 

СКАЗКА О КОТИКЕ И ПЕТУШКЕ.

(артикуляционные упражнения  при постановке свистящих звуков.)

1.Высовывание языка наружу лопатой  – языку придается плоская (широкая) форма так, чтобы он своими  боковыми краями касался углов рта.

Жил-был кот у бабушки в деревне. Он был толстый и ленивый, мышей не ловил, а лишь целыми днями лежал на крыльце и ничего не делал.

 

2.Язык укладывается ненапряженным  между губами. Язык кладется только  на нижнюю губу.

Солнышко припечет, отползет в тенек и опять дремлет.

3.Язык удерживается между оскаленными  зубами. Произносится вялым языком  между губами: пя-пя-пя.

 

Заслышит собачий лай, спуститься под крыльцо и там дремлет. Долго бабушка терпела, но когда кот перевернул горшок со сметаной, она рассердилась и отшлепала его – пя-пя-пя.

 

4.Высовывание языка наружу жалом, языку придается возможно более  заостренная форма.

Обиженный кот ушел в лес. Долго ходил, пока не увидел домик, а в окошке петушка.

 

5.Поочередное высовывание языка  лопатой и жалом.  

Петушок выглянет в окошко, спрячется, опять выглянет в окошко да вновь

спрячется. Пригласил петух кота в домик.

 

6. Высунутым изо рта языком  делают попеременно лопату (широко  распластанный, тонкий язык) и жало (округлый, с заостренным кончиком).

Стали кот и петух вместе жить и хозяйство вести. То кот выйдет в лес на охоту, то  петушок слетает на соседнее деревенское поле за зерном. Зерно петух намелет, напечет блинчиков да пирожков, ватрушек да хвороста.

 

7. Такое же движение, но в ротовой  полости, причем кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы.

Кот по хозяйству помогает, полы моет, потолок подбеливает, паутину по углам обметает.

 

8. Язык с наружи рта желобком  или лодочкой (боковые края лопатообразного  языка поднимаются, а по средней продольной линии языка образуется впадина).

Когда управятся по хозяйству кот и петух, то едут кататься по озеру. Лодка у них большая, вода через борт не переливается. Любит кот разных лесных зверушек катать на лодке да песни насвистывать.

 

9. Язык снаружи рта желобком, неподвижен, а губы то широко раскрываются (оскал), то касаются желобка.

Упросили раз вечером белки покатать их на лодке. А погода испортилась: налетел ветер, стали волны толкать борта лодочки. Толкнут – отхлынут, толкнут – отхлынут.

 

10. Язык внутри рта желобком с оскалом: задувание (С, З).

Пристала лодочка к берегу, а ветер задувает все сильнее, не дает сойти на берег.

 

Наконец, загнали кот и петух лодочку под навес, и пошли домой пить чай с белками.

Все упражнения выполняются от 10 до 15 раз, поэтому необходима вариабельность комплексов.

 

  Упражнения и задания на  развитие мелких мышц лица  и мимики входят органичной  составляющей в нашу систему  коррекционной работы. К сожалению, в традиционной практике занятий  в дошкольных учреждениях им уделяется более чем скромное место. В итоге даже при выполнении тех видов деятельности, где мимическому компоненту отводится существенная роль (пение, театрализация и т. п.), дети затрудняются управлять своими экспрессивными проявлениями; их лица  эмоционально невыразительны, зачастую словно застывшие.

 Мы предлагаем детям воспроизвести  на лице различные эмоциональные  состояния (радость, печаль, испуг,, гнев, удивление, равнодушие и др.). Дети  самостоятельно изображают мимику  сказочных персонажей (дед и бабка горюют из-за разбившегося  золотого яичка, Иван-царевич освободил Василису Премудрую, мама делает замечание расшалившемуся мальчику, дети впервые увидели в зоопарке медведя и др.).

Ниже приводится образец  задания, направленного на развитие детской мимики на занятиях музыкально – театрального цикла (логоритмика), а также при ознакомлении дошкольников с художественной литературой (эти задания мы использовали и вне занятий – в условиях свободной деятельности, на прогулках, при подготовке к утренникам, праздникам и т. д.).

 

       «ОБЛАКА» (мимическая  гимнастика для старшей и подготовительной  группы).

         Цель: развитие  воображения, выразительных движений.

Выполняется  под  тестовое  сопровождение (стихотворение Н. Екимовой):

                                  По небу плыли облака,

                                  А я на них смотрел.

                                  И два похожих облачка

                                  Найти я захотел.

                                  Я долго всматривался в высь

                                  И даже щурил глаз,

                                  А что увидел я, то вас

                                  Все расскажу сейчас.

Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН