Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа
Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).
Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
6 -47
6– 19
18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226
Остановимся более подробно на вопросах использования игровых приемов при проведении подготовительного этапа и в процессе автоматизации звука (отработка изолированного произнесения звука, закрепление его в слогах и словах).
При разучивании и отработке артикуляционных упражнений весьма эффективным является прием»обыгрывания» отдельных артикуляционных движений и поз и всей артикуляционной гимнастики в целом. Он предполагает включение того или иного артикуляционного упражнения в соответствующую условно – игровую ситуацию. Например, для упражнения «Качели» мы использовали следующие игровые (вводные) ситуации6»Язык делает зарядку». «Язык и ребенок (мальчик или девочка) катаются на качелях», «Качалка для подъема воды» и т. д.; для упражнения «Парус» - дети на лодке с парусом переплывают через реку в лес. Который стоит на другом берегу реки. Игровой прием «Ступеньки у крыльца» используются для выработки подъема языка вверх (на верхнюю губу, к носу), высовывания вниз (к подбородку) и др. Следует специально подчеркнуть, что ко всем упражнениям различных артикуляционных комплексов (для постановки свистящих, шипящих звуков, соноров и др.) могут быть подобраны соответствующие игровые вводные упражнения, задающие ту или иную условно – игровую ситуацию. Например, для упражнений на подготовку артикуляции свистящих звуков используются такие вводные: «Всем испечем вкусные блины», «На мельнице», «Мальчики – с – пальчики катаются с горки» и др.( 11,16,34,46,60,65 и др )
Обыгрывание артикуляционных упражнений направлено не только на создание эмоционально – игрового фона логопедических занятий, но и облегчает успешное выполнение упражнений на определенную длительность (или кратность). Длительность удержания артикуляционной позы и др. Примером может служить игровое условие к упражнению «Парус». Где результат игрового действия может быть достигнут лишь при условии удерживания артикуляционной позы определенное время, например до счета 15 – 20. В качестве иллюстрации можно привести игровые условия для других упражнений – «Чашечка» («Сделаем так, как было у фокусника: чтобы чашечка не упала и не разбилась»), для упражнения «Маляр» («Потолок нужно покрасить как следует: краска должна ложиться ровно, а не пятнами …»), «Дятлы перестукиваются» (выполнение упражнения представлено как перестук, своеобразное «соревнование» двух дятлов, живущих в разных концах небольшого леса. В роли одного из них может выступать и сам логопед).
Игровые ситуации, создаваемые словесным описанием, во всех случаях подкрепляются соответствующими картинками или простыми по форме пособиями (например, к упражнению «Парус» - ситуационная картинка-иллюстрация или макет с изображением реки, деревни, леса; плоскостная фигурка (модель) лодочки с парусом, передвигаемая за нитку по вкладышу; к упражнениям «Качели», «Ступеньки» - иллюстрация с перемещаемой по ней фигуркой смешного «язычка» в виде мультипликационного персонажа, - язычка, поднимающегося по ступенькам к дому, спускающегося с крыльца, раскачивающегося на качелях и т.п.
Ко многим артикуляционным упражнениям нами подобраны сразу несколько условно-игровых вводных, например, для обыгрывания подъема широкого языка вверх, к альвеолам: «Парус»(«Лодочка с парусом»), «Подъемный мост у замка, осаждаемого неприятелем», «Штора на окне» и др. Варьирование игровых вводных упражнений и, соответственно, применение различного иллюстративного материала позволяет обеспечить необходимую кратность выполнения тренировочных упражнений, что особенно важно в работе с детьми со стертой формой дизартрией.
Остановимся на использовании игровых упражнений в процессе автоматизации поставленных звуков в спонтанной речи детей. Упражнения могут предназначаться и для отработки изолированного произнесения звуков, и для закрепления их правильного произнесения в слогах и словах.
Основной принцип построения этих игровых упражнений следующий. Перед ребенком ставится конкретная задача – достижение определенного результата при выполнении определенных действий (например, в упражнении «Накачаем шины» требуется накачать все 4 шины у автомобиля, в упражнении «Барьерный бег» - преодолеть все барьеры, задача игры «Альпинист» - подъем на вершину, упражнения «Улитка» - достижение центра спирали и др.). При этом возможность решения игровой задачи зависит от правильности выполнения речевого задания: правильное продуцирование звука, необходимая длительность или кратность его произнесения и т д. Правильное выполнение собственно речевого действия является, таким образом, условием решения игровой задачи.
Как показывают наши наблюдения, при формировании речевых навыков, их закреплении в процессе специальных игровых упражнений собственно «речевая задача» не довлеет над ребенком, в значительной мере снимаются комплексы типа: «не получается никак, ну и не буду», состояние неуверенности в своих возможностях. Вместе с тем желание добиться результата в решении игровой задачи является, как правило, достаточно сильным и устойчивым стимулом для выполнения необходимых речевых действий.
Для автоматизации звуков в изолированном произнесении используются следующие игровые упражнения: «Накачаем шины», «Воздушный шар» - для автоматизации звука с, «Дрезина», «Пильщики» - для звука з, «Улитка», «Звуковые дорожки», «Самолетик»(для звука р и ряда других звуков) и др.
Игра – упражнение «Улитка»
Назначение. Отработка правильного длительного произнесения звука (р, ж,з).
Условия игры. Движение фишки по спирали улитки к ее центру осуществляется только при правильном произнесении звука. При прекращении подачи звука или его искажении (искаженное произнесение, замена звука) движение фишки прекращается. Задача игрока – пройти всю спираль за возможно меньшее число остановок.
Игра – упражнение «Самолетик»
Назначение. Отработка правильного произнесения звука р ( в сочетании др и изолированно), ж.
Условия игры Самолетик осуществляет движение (летит) только при подаче адекватного звукового сигнала (правильном произнесении звука). При прекращении произнесения звука или его грубом искажении полет прерывается: самолетик летит вниз – «планирует» или падает на землю («разбивается»).Полет происходит по заданной траектории, по нескольким отрезкам: от земли до первого облака, от одного облака к другому и т. п.
Игра – упражнение «Альпинист»
Назначение. Закрепление правильного произнесения звуков в словах. (Используется для автоматизации ряда звуков: р,л,ш,ж,с,ц и др.)
Содержание. Слова произносятся вначале самим логопедом. Ребенок повторяет каждое из предъявленных слов.
Условия игры. Если слово произнесено ребенком правильно, фигурка альпиниста поднимается по склону на один (очередной) уступ; если звук в слове или само слово (звуко – слоговая и ритмическая структура) воспроизведены неправильно, фигурка альпиниста остается на месте. Если слов произнесено неправильно два раза подряд, альпинист спускается на уступ ниже (в начале игры – остается на исходной позиции). По достижении вершины альпинист устанавливает на ней флаг, после чего следует спуск по противоположному склону. Условия для спуска те же.
Игровые упражнения мы строили и с опорой на сюжеты некоторых хорошо известных детям сказок: «Колобок» («Поможем Колобку»), «Теремок» и др. Развитие сюжетного действия (возможность осуществления каждого сюжетного момента) ставится при этом в зависимость от выполнения однотипных речевых заданий (правильное произнесение слов с данным звуком).
В процессе работы по коррекции звукопроизношения у детей игры и игровые упражнения мы варьировали, в каждом конкретном случае вносили определенные изменения в их содержание и форму реализации.
Уже к четырем годам у большинства детей велико тяготение к рифме, поэтому в своей работе мы широко используем стихотворные тексты, срифмованные или подобранные специально для проведения артикуляционных упражнений (З. А. Репина, В. И. Буйко, И. Г. Выгодская).
(эта игра проводится перед
зеркалом и сопровождается
Показ перед зеркалом |
Рассказ воспитателя |
Символ или |
Язык по твердому небу назад – вперед и в стороны. Язык за нижними зубами вверх – вниз.
|
В маленьком домике, за заборчиком жил –был язычок.
Был он ужасный озорник: то на забор вспрыгнет, то в яму спрыгнет.
Любит он на огород забираться: то помидор сорвет, то огурец, то репу, то петрушку. Велели ему дома сидеть. Закрыли ворота, двери. Язычок наш хоть и озорник, а и трудолюбивый был. Вымыл потолок. Вымыл пол. Выходит на поляну – там дятлы-трудяги клювами, как молотками стучат: дома белкам строят. Вымыл стены.
Устал и уснул. Сначала поспал в домике за заборчиком, а потом вышел и на траве поспал.
Но тут увидел язычок лошадь скачет. Остановил ее язычок тпррру. Оседлал: «но». И поскакал в волшебный лес. В волшебном лесу под каждым деревом грибы. Грибы и на полянке.
Корзины стоят такие.
Кладет грибы в корзинку, заглядывает и только шляпки грибов видит – такие. Идет усталый и вдруг слышит звон: ДДЫН – ДЗЗЫН - ДЭН- КДАН – ДОНН – ДЗИН. Оказывается, попал наш колокольчик в колокольное царство, где живут Царь Колокол, Царица – Колоколица, Царевич – колокольчик по имени Дзинь – Дзинь. Позвенел язычок с колоколами и колокольчиками и пошел домой. |
Забор.
Помидор, огурец, репа, петрушка
Веник.
Дятлы
Лошадь.
Грибы.
Корзина.
Колокола. |
СКАЗКА О КОТИКЕ И ПЕТУШКЕ.
(артикуляционные упражнения
при постановке свистящих
1.Высовывание языка наружу
Жил-был кот у бабушки в деревне. Он был толстый и ленивый, мышей не ловил, а лишь целыми днями лежал на крыльце и ничего не делал.
2.Язык укладывается
Солнышко припечет, отползет в тенек и опять дремлет.
3.Язык удерживается между
Заслышит собачий лай, спуститься под крыльцо и там дремлет. Долго бабушка терпела, но когда кот перевернул горшок со сметаной, она рассердилась и отшлепала его – пя-пя-пя.
4.Высовывание языка наружу
Обиженный кот ушел в лес. Долго ходил, пока не увидел домик, а в окошке петушка.
5.Поочередное высовывание
Петушок выглянет в окошко, спрячется, опять выглянет в окошко да вновь
спрячется. Пригласил петух кота в домик.
6. Высунутым изо рта языком делают попеременно лопату (широко распластанный, тонкий язык) и жало (округлый, с заостренным кончиком).
Стали кот и петух вместе жить и хозяйство вести. То кот выйдет в лес на охоту, то петушок слетает на соседнее деревенское поле за зерном. Зерно петух намелет, напечет блинчиков да пирожков, ватрушек да хвороста.
7. Такое же движение, но в ротовой полости, причем кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы.
Кот по хозяйству помогает, полы моет, потолок подбеливает, паутину по углам обметает.
8. Язык с наружи рта желобком или лодочкой (боковые края лопатообразного языка поднимаются, а по средней продольной линии языка образуется впадина).
Когда управятся по хозяйству кот и петух, то едут кататься по озеру. Лодка у них большая, вода через борт не переливается. Любит кот разных лесных зверушек катать на лодке да песни насвистывать.
9. Язык снаружи рта желобком, неподвижен, а губы то широко раскрываются (оскал), то касаются желобка.
Упросили раз вечером белки покатать их на лодке. А погода испортилась: налетел ветер, стали волны толкать борта лодочки. Толкнут – отхлынут, толкнут – отхлынут.
10. Язык внутри рта желобком с оскалом: задувание (С, З).
Пристала лодочка к берегу, а ветер задувает все сильнее, не дает сойти на берег.
Наконец, загнали кот и петух лодочку под навес, и пошли домой пить чай с белками.
Все упражнения выполняются от 10 до 15 раз, поэтому необходима вариабельность комплексов.
Упражнения и задания на
развитие мелких мышц лица
и мимики входят органичной
составляющей в нашу систему
коррекционной работы. К сожалению,
в традиционной практике
Мы предлагаем детям
Ниже приводится образец задания, направленного на развитие детской мимики на занятиях музыкально – театрального цикла (логоритмика), а также при ознакомлении дошкольников с художественной литературой (эти задания мы использовали и вне занятий – в условиях свободной деятельности, на прогулках, при подготовке к утренникам, праздникам и т. д.).
«ОБЛАКА» (мимическая
гимнастика для старшей и
Цель: развитие воображения, выразительных движений.
Выполняется под тестовое сопровождение (стихотворение Н. Екимовой):
И даже щурил глаз,
Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН