Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа
Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).
Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
6 -47
6– 19
18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226
Для детей, которые с трудом сгибают и противопоставляют большой, указательный и средний палец, мы предлагали следующие упражнения:
Многие ученые рекомендуют
наряду с пальчиковой
Выполнялись эти упражнения не менее 3 минут.
Дети очень любят играть
с игрушками из «Киндер-
Для подготовки руки ребенка
к письму, мы проводили много
игровых упражнений на
Вначале для штриховки дети использовали трафареты с геометрическими фигурами. После того, как дети научились обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, создавать из них простейшие предметы, они получают трафареты с изображением предметов и фигур животных, а также лекала. Дети обводили фигуры, штриховали их, составляли из них различные композиции. Затем они штриховали не только параллельными линиями, но и волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями.
Работа по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией проводилась логопедом и воспитателями систематически, уделялось ей 10-15 минут ежедневно, во время всех режимных процессов: на утреннем приеме детей (расстегивание и застегивание пуговиц, молний, развязывание и завязывание шнурков), на занятиях всех видом, на прогулках. С этой целью нами использовались разнообразные игры и упражнения. В случае затруднения ребенка в самостоятельном выполнении движения, упражнения включались в индивидуальные занятия, где ребенок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью воспитателя. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются и дети выполняют их активно.
В вечерние часы воспитатели проводили пальчиковый или теневой театр. Театрализованные игры проводили для коррекции и исправления нарушений с подгруппой детей или одновременно со всей группой с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для повышения интереса ребят к играм использовали перчатки, куклы с колечками на пальцах, игрушки-самоделки, разучивались движения пальцев для всех персонажей сказок («Курочка Ряба», «Крокодил Гена», «Теремок», «Маша и медведь», «Два жадных медвежонка»), а также стихов детских поэтов.
Для оценки результатов формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.
Детям экспериментальной и контрольной групп (20 человек) в контрольном эксперименте были предложены задания констатирующего эксперимента.
Как видно из таблиц №3, №4 дети экспериментальной группы переведены в общеобразовательную подготовительную группу со скорректированной фонетико – фонематической сферой речи. Без улучшений детей нет. Возросли все показатели речевых проб до IV уровня успешности в экспериментальной группе.
Значительно улучшилось фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, звуковой анализ, показатели развития мелкой моторики. В экспериментальной группе результаты этим показа
Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН