Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).

Содержание

Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

6 -47
6– 19

18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников .doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

   Для детей, которые с трудом  сгибают и противопоставляют большой, указательный и средний палец, мы предлагали следующие упражнения:

    • переложить из одной коробочки в другую счетные палочки, фасоль, спички и другие мелкие предметы, при этом руки не должны сдвигаться (лежат близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
    • удерживать карандаш каждым согнутым пальцем (указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу);
    • вращать карандаш (лучше с ребристой поверхностью) между большим и указательным, большим и средним пальцами рук;
    • выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов сложенной вчетверо салфетки.

   Многие ученые рекомендуют  наряду с пальчиковой гимнастикой  проводить массаж рук. Для этого  мы использовали упражнения с  грецкими орехами:

    • перекатывать орех между ладонями на правой, затем на левой руке;
    • перекатывать два ореха в правой, затем в левой руке;
    • удерживать орех двумя, 3, 4 пальцами;
    • удерживать орех между указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем;
    • перекатывание ореха по тыльной стороне ладони меняя руки поочередно;
    • сжимать орех в кулачке, напрягая мышцы руки.

 Выполнялись эти упражнения  не менее 3 минут.

   Дети очень любят играть  с игрушками из «Киндер-сюрпризов». Их мы использовали для составления  предложений, рассказов и сказок типа «Путешествие». На листе бумаги нарисована извилистая дорога и различные предметы (лес, дом, гора, животные, река и т. п.). Ребенок «путешествуя» по дороге, составляет рассказ о герое, его приключениях. Более старшие дети самостоятельно зарисовывали план путешествия, получались говорящие картинки.

   Для подготовки руки ребенка  к письму, мы проводили много  игровых упражнений на штриховку  фигур. Это необходимо для того, чтобы дети научились проводить  плавные горизонтальные, вертикальные  и волнистые линии. В качестве основы для штриховки нами использовались книжки «Раскрась сам» и «Игры в картинках», трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, а так же набор лекал для штриховки.

   Вначале для штриховки  дети использовали трафареты с геометрическими фигурами. После того, как дети научились обводить геометрические фигуры, штриховать их  параллельными линиями, создавать из них простейшие предметы, они получают трафареты с изображением предметов и фигур животных, а также лекала. Дети обводили фигуры, штриховали их, составляли из них различные композиции. Затем они штриховали не только параллельными линиями, но и волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями.

      Работа по развитию  мелкой моторики  у детей с  речевой патологией проводилась логопедом и воспитателями систематически, уделялось ей 10-15 минут ежедневно, во время всех режимных процессов: на утреннем приеме детей (расстегивание и застегивание пуговиц, молний, развязывание и завязывание шнурков), на занятиях всех видом, на прогулках. С этой целью нами использовались разнообразные игры и упражнения. В случае затруднения ребенка в самостоятельном выполнении движения, упражнения включались в индивидуальные занятия, где ребенок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью воспитателя. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются и дети выполняют их активно.

   В вечерние часы воспитатели  проводили пальчиковый или теневой театр. Театрализованные игры проводили для коррекции и исправления нарушений с подгруппой детей или одновременно со всей группой с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для повышения интереса ребят к играм использовали перчатки, куклы с колечками на пальцах, игрушки-самоделки, разучивались движения пальцев для всех персонажей сказок («Курочка Ряба», «Крокодил Гена», «Теремок», «Маша и медведь», «Два жадных медвежонка»), а также стихов детских поэтов.

 

Для оценки результатов формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.

Детям экспериментальной и контрольной групп (20 человек) в контрольном эксперименте были предложены задания констатирующего эксперимента.

Результаты контрольного эксперимента показали эффективность предложенной системы упражнений. (см. таб.3,4).

Как видно из таблиц №3, №4 дети экспериментальной группы переведены в общеобразовательную подготовительную  группу со скорректированной фонетико – фонематической сферой речи. Без улучшений детей нет. Возросли все показатели речевых проб до IV уровня успешности в экспериментальной группе.

Значительно улучшилось фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, звуковой анализ, показатели развития мелкой моторики. В экспериментальной группе результаты этим показа


Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН