Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: теоретический анализ проблемы формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища при изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях; разработка учеб-но-методического комплекса по дисциплине «Роспись по ткани в технике ба-тик».
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать ФГОС НПО РФ по профессии 262019.01 – Художник по костюму.
2. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирова-ния знаний и умений у учащихся профессионального училища при изуче-нии курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях.
3. Разработать учебно-методический комплекс, включающий:
– программу дисциплины «Роспись по ткани в технике батик»;
– план конспект лекций;
– план лабораторного занятия;
– дидактические средства обучения учащихся;
– средства контроля и оценки учебных достижений обучаемых.
4. Подготовить педагогический эксперимент по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1. Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях
1.1 Проблема формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища………………………………………………………………………….
1.2 Анализ литературы по проблеме формирования знаний и умений……
1.3 Пути решения проблемы формирования знаний и умений учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»………………………………………………………………..
2.Содержание обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
2.1 Современное состояние обучения у учащихся профессиональных училищ росписи по ткани……………………................................................................
2.2 Авторская программа по курсу «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессионального училища…………………………………………
3.Методика обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
3.1 Организация внеурочных занятий по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……........................................................................................................
3.2 Дидактические средства обучения на внеурочных занятиях ………………
3.3 Средства контроля знаний умений по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……………………………………………................................................
4. Подготовка педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
4.1Научный аппарат……………………………………………………………….
4.2Сроки и база эксперимента………………..........................................................
4.3Этапы эксперимента……………………………………………………….……
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………........................................................................ 4

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 1.58 Мб (Скачать файл)

В учебном плане Брянского профессионального училища №5, в котором организовано обучение учащихся по профессии художник по костюму, не предусмотрено изучение курса «Роспись по ткани в технике батик», но для этой профессии изучение данного курса может открыть много возможностей.

Роспись по ткани привлечет внимание учащегося к проектированию современных моделей с оформлением росписью, а также к процессу его осуществления. При этом в процессе обучения развивается творческое воображение и чувство гармонии, что может быть полезно учащимся, получающим эту профессию.

Методика преподавания росписи по ткани развивается очень интенсивно. В настоящее время создано много интересных учебно-методических пособий по проблеме развития творческого мышления, знаний и умений. Это учебники Гильман Р.Я., Терешиной Г.В., Сокольниковой Н.М. В работах Кожохиной С.К, Ермолаевой Л.П., Синеглазовой М.О. изложены современные и более эффективные методы формирования знаний, умений при росписи ткани, выполнения проектных работ при создании новых интересных батиков.

Однако, ознакомившись и проанализировав программно-методические материалы по росписи ткани, стало ясно, что этому виду декоративно-прикладного искусства уделяется недостаточное внимание. На основании этого была разработана авторская программа курса «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессиональных училищ, которая позволила бы приобрести опыт мастерства, новые знания и умения учащимся. Она включает методические указания по содержанию и типу урока; рекомендации по выбору необходимых материалов и инструментов для проведения практических работ.

 

2.2 Авторская программа по курсу «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессионального училища

 

1) Пояснительная записка.

1.1) Актуальность и причины введения учебной дисциплины.

При изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» происходит ознакомление с техниками росписи, и историей ее развития. Программа курса включает техники холодного и горячего батика, а также смешанные современные техники. Обучение батику развивает творческое воображение, чувство гармонии и цвета. Техники батика находят применение в интерьерах, в модельном бизнесе, в создании авторских проектов.

1.2) Цели и задачи учебного курса

Целью дисциплины является воспитание профессиональных качеств будущего специалиста на основе гармоничного сочетания эстетической и технической подготовки.

Для достижения поставленной цели в процессе обучения должны быть решены следующие задачи:

-                     разработка эскизов практических работ;

-                     изучение различных видов художественной росписи по ткани;

-                     подготовка инструментов и материалов для художественной росписи по ткани, и изучение их состава и свойств;

-                     изучение отличий в технологии исполнения различных видов художественной росписи по ткани;

-                     использование изделий художественной росписи по ткани для эстетизации интерьера;

-                     основные требования к практикуму- это наличие всех необходимых материалов для выполнения работы и соблюдение техники безопасности.

1.3) Роль и место в структуре учебного плана (междисциплинарные связи): особенности изучения курса роспись по ткани

Курс «Роспись по ткани в технике батик» является одной из дисциплин профессионального блока подготовки дизайнеров, декораторов, оформителей, художников по костюму. А для училища, роль курса «Роспись по ткани в технике батик» заключается в формировании знаний и умений на внеурочных занятиях у учащихся, способность реализовывать их в окружающей предметной среде, интерьере, костюме и т.д.

2) Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций или их составляющих:

ПК 1.2. Разрабатывать художественные и рабочие эскизы, передавать в эскизе художественные достоинства модели;

ПК 1.3. Владеть основами изобразительной грамоты, приемами и техникой рисунка и живописи;

ПК 1.4. Решать композицию графических рисунков. Выполнять наброски, зарисовки графических вариантов костюма;

В результате изучения данной дисциплины обучающиеся должны:

знать:

                  технику безопасности;

                  историю художественной росписи ткани;

                  особенности конструкционного построения изображения;

                  основы цветоведения;

                  материалы и оборудование, необходимые для росписи ткани;

уметь:

                  выполнять эскизы для будущего изделия, переносить их на ткань;

                  наносить и закреплять резервирующие составы;

                  готовить ткань к росписи и натягивать ее на раму;

                  составлять колоритную палитру для росписи по ткани;

                  выполнять роспись в различных техниках;

                  оформлять готовые работы;

владеть:

основными приемами и техниками росписи по ткани;

 

Организационно-методические данные дисциплины

Вид учебной нагрузки

Всего кред. ед.

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

3

160

Аудиторные занятия

 

84

Лекции

 

10

Лабораторные занятия

 

74

Практические занятия (ПЗ)

 

-

Самостоятельная работа

 

76

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

 

Выставка


 

Структура и содержание учебной дисциплины

№ раздела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеауд.

работа СР

Л

ЛЗ

1

Введение. Общие сведения о росписи по ткани

6

2

-

4

2

Основы колористики

36

4

16

16

3

Инструменты и материалы для росписи ткани

26

2

10

14

4

Технология выполнения росписи по ткани в зависимости от техники выполнения

92

2

48

42

 

Итого:

160

10

74

76

 

Вид итогового контроля

Выставка

 

Содержание структуры и разделов дисциплины

№ п/п

Раздел дисциплины

Всего часов

Виды учебной работы, включая сам. работу студентов (трудоемкость в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Л

ЛЗ

СР

1

Введение. Общие сведения о росписи по ткани

6

2

-

4

История возникновения и развития росписи по ткани

2

Гармоническое сочетание цветов. Основы колористики.

36

4

16

16

Дать представление о правильном сочетании цветов, познакомить с основными характеристиками цвета, цветовыми контрастами, познакомить с художественным  смешиванием цветов

3

Инструменты и материалы для росписи ткани

26

2

10

14

Знакомство с различными видами ткани и инструментами для росписи «батик» в различных техниках. Особенности закрепления ткани к подрамнику. Правила безопасности при росписи по ткани

4

Технология выполнения росписи по ткани в технике батик в зависимости от техники выполнения

92

2

48

42

Познакомить с разными техниками выполнения батика

 

Итого:

160

10

74

76

Выставка

Информация о работе Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях