Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретический анализ проблемы формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища при изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях; разработка учеб-но-методического комплекса по дисциплине «Роспись по ткани в технике ба-тик».
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать ФГОС НПО РФ по профессии 262019.01 – Художник по костюму.
2. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирова-ния знаний и умений у учащихся профессионального училища при изуче-нии курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях.
3. Разработать учебно-методический комплекс, включающий:
– программу дисциплины «Роспись по ткани в технике батик»;
– план конспект лекций;
– план лабораторного занятия;
– дидактические средства обучения учащихся;
– средства контроля и оценки учебных достижений обучаемых.
4. Подготовить педагогический эксперимент по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся.
Введение………………………………………………………………………….
1. Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях
1.1 Проблема формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища………………………………………………………………………….
1.2 Анализ литературы по проблеме формирования знаний и умений……
1.3 Пути решения проблемы формирования знаний и умений учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»………………………………………………………………..
2.Содержание обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
2.1 Современное состояние обучения у учащихся профессиональных училищ росписи по ткани……………………................................................................
2.2 Авторская программа по курсу «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессионального училища…………………………………………
3.Методика обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
3.1 Организация внеурочных занятий по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……........................................................................................................
3.2 Дидактические средства обучения на внеурочных занятиях ………………
3.3 Средства контроля знаний умений по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……………………………………………................................................
4. Подготовка педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
4.1Научный аппарат……………………………………………………………….
4.2Сроки и база эксперимента………………..........................................................
4.3Этапы эксперимента……………………………………………………….……
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………........................................................................ 4
В учебном плане Брянского профессионального училища №5, в котором организовано обучение учащихся по профессии художник по костюму, не предусмотрено изучение курса «Роспись по ткани в технике батик», но для этой профессии изучение данного курса может открыть много возможностей.
Роспись по ткани привлечет внимание учащегося к проектированию современных моделей с оформлением росписью, а также к процессу его осуществления. При этом в процессе обучения развивается творческое воображение и чувство гармонии, что может быть полезно учащимся, получающим эту профессию.
Методика преподавания росписи по ткани развивается очень интенсивно. В настоящее время создано много интересных учебно-методических пособий по проблеме развития творческого мышления, знаний и умений. Это учебники Гильман Р.Я., Терешиной Г.В., Сокольниковой Н.М. В работах Кожохиной С.К, Ермолаевой Л.П., Синеглазовой М.О. изложены современные и более эффективные методы формирования знаний, умений при росписи ткани, выполнения проектных работ при создании новых интересных батиков.
Однако, ознакомившись и проанализировав программно-методические материалы по росписи ткани, стало ясно, что этому виду декоративно-прикладного искусства уделяется недостаточное внимание. На основании этого была разработана авторская программа курса «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессиональных училищ, которая позволила бы приобрести опыт мастерства, новые знания и умения учащимся. Она включает методические указания по содержанию и типу урока; рекомендации по выбору необходимых материалов и инструментов для проведения практических работ.
2.2 Авторская программа по курсу «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессионального училища
1) Пояснительная записка.
1.1) Актуальность и причины введения учебной дисциплины.
При изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» происходит ознакомление с техниками росписи, и историей ее развития. Программа курса включает техники холодного и горячего батика, а также смешанные современные техники. Обучение батику развивает творческое воображение, чувство гармонии и цвета. Техники батика находят применение в интерьерах, в модельном бизнесе, в создании авторских проектов.
1.2) Цели и задачи учебного курса
Целью дисциплины является воспитание профессиональных качеств будущего специалиста на основе гармоничного сочетания эстетической и технической подготовки.
Для достижения поставленной цели в процессе обучения должны быть решены следующие задачи:
- разработка эскизов практических работ;
- изучение различных видов художественной росписи по ткани;
- подготовка инструментов и материалов для художественной росписи по ткани, и изучение их состава и свойств;
- изучение отличий в технологии исполнения различных видов художественной росписи по ткани;
- использование изделий художественной росписи по ткани для эстетизации интерьера;
- основные требования к практикуму- это наличие всех необходимых материалов для выполнения работы и соблюдение техники безопасности.
1.3) Роль и место в структуре учебного плана (междисциплинарные связи): особенности изучения курса роспись по ткани
Курс «Роспись по ткани в технике батик» является одной из дисциплин профессионального блока подготовки дизайнеров, декораторов, оформителей, художников по костюму. А для училища, роль курса «Роспись по ткани в технике батик» заключается в формировании знаний и умений на внеурочных занятиях у учащихся, способность реализовывать их в окружающей предметной среде, интерьере, костюме и т.д.
2) Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций или их составляющих:
ПК 1.2. Разрабатывать художественные и рабочие эскизы, передавать в эскизе художественные достоинства модели;
ПК 1.3. Владеть основами изобразительной грамоты, приемами и техникой рисунка и живописи;
ПК 1.4. Решать композицию графических рисунков. Выполнять наброски, зарисовки графических вариантов костюма;
В результате изучения данной дисциплины обучающиеся должны:
знать:
технику безопасности;
историю художественной росписи ткани;
особенности конструкционного построения изображения;
основы цветоведения;
материалы и оборудование, необходимые для росписи ткани;
уметь:
выполнять эскизы для будущего изделия, переносить их на ткань;
наносить и закреплять резервирующие составы;
готовить ткань к росписи и натягивать ее на раму;
составлять колоритную палитру для росписи по ткани;
выполнять роспись в различных техниках;
оформлять готовые работы;
владеть:
основными приемами и техниками росписи по ткани;
Организационно-методические данные дисциплины
Вид учебной нагрузки | Всего кред. ед. | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | 3 | 160 |
Аудиторные занятия |
| 84 |
Лекции |
| 10 |
Лабораторные занятия |
| 74 |
Практические занятия (ПЗ) |
| - |
Самостоятельная работа |
| 76 |
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) |
| Выставка |
Структура и содержание учебной дисциплины
№ раздела | Наименование разделов | Количество часов | |||
Всего | Аудиторная работа | Внеауд. работа СР | |||
Л | ЛЗ | ||||
1 | Введение. Общие сведения о росписи по ткани | 6 | 2 | - | 4 |
2 | Основы колористики | 36 | 4 | 16 | 16 |
3 | Инструменты и материалы для росписи ткани | 26 | 2 | 10 | 14 |
4 | Технология выполнения росписи по ткани в зависимости от техники выполнения | 92 | 2 | 48 | 42 |
| Итого: | 160 | 10 | 74 | 76 |
| Вид итогового контроля | Выставка |
Содержание структуры и разделов дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Всего часов | Виды учебной работы, включая сам. работу студентов (трудоемкость в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
Л | ЛЗ | СР | ||||
1 | Введение. Общие сведения о росписи по ткани | 6 | 2 | - | 4 | История возникновения и развития росписи по ткани |
2 | Гармоническое сочетание цветов. Основы колористики. | 36 | 4 | 16 | 16 | Дать представление о правильном сочетании цветов, познакомить с основными характеристиками цвета, цветовыми контрастами, познакомить с художественным смешиванием цветов |
3 | Инструменты и материалы для росписи ткани | 26 | 2 | 10 | 14 | Знакомство с различными видами ткани и инструментами для росписи «батик» в различных техниках. Особенности закрепления ткани к подрамнику. Правила безопасности при росписи по ткани |
4 | Технология выполнения росписи по ткани в технике батик в зависимости от техники выполнения | 92 | 2 | 48 | 42 | Познакомить с разными техниками выполнения батика |
| Итого: | 160 | 10 | 74 | 76 | Выставка |