Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: теоретический анализ проблемы формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища при изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях; разработка учеб-но-методического комплекса по дисциплине «Роспись по ткани в технике ба-тик».
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать ФГОС НПО РФ по профессии 262019.01 – Художник по костюму.
2. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирова-ния знаний и умений у учащихся профессионального училища при изуче-нии курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях.
3. Разработать учебно-методический комплекс, включающий:
– программу дисциплины «Роспись по ткани в технике батик»;
– план конспект лекций;
– план лабораторного занятия;
– дидактические средства обучения учащихся;
– средства контроля и оценки учебных достижений обучаемых.
4. Подготовить педагогический эксперимент по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1. Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях
1.1 Проблема формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища………………………………………………………………………….
1.2 Анализ литературы по проблеме формирования знаний и умений……
1.3 Пути решения проблемы формирования знаний и умений учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»………………………………………………………………..
2.Содержание обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
2.1 Современное состояние обучения у учащихся профессиональных училищ росписи по ткани……………………................................................................
2.2 Авторская программа по курсу «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессионального училища…………………………………………
3.Методика обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
3.1 Организация внеурочных занятий по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……........................................................................................................
3.2 Дидактические средства обучения на внеурочных занятиях ………………
3.3 Средства контроля знаний умений по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……………………………………………................................................
4. Подготовка педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
4.1Научный аппарат……………………………………………………………….
4.2Сроки и база эксперимента………………..........................................................
4.3Этапы эксперимента……………………………………………………….……
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………........................................................................ 4

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 1.58 Мб (Скачать файл)

5. Какие меры предосторожности нужно соблюдать в работе?

6. Как правильно наносить резерв?

7. Как правильно пользоваться красителем?

8.Какие виды красок применяются для изготовления батика?

9. Какие материалы и инструменты необходимы для работ в технике   «Батик»?

10.Как закреплять резерв?

11. Расскажите об организации рабочего места.

12. Расскажите о технике безопасности на рабочем месте.

13. Расскажите о видах техник применимых в «Батике».

14. Расскажите о технике «Холодного батика».

15. Расскажите о технике «Горячего батика».

16. Расскажите о технике «Свободной росписи»

17. Расскажите о смешанной технике.

18. Какие виды брака могут быть, как их исправить?

19. Как правильно перенести рисунок на ткань?

20. Расскажите о применении батика в интерьере.

21. Расскажите об изготовлении батика.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. Пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Р.А. Гильман. – М: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.

2. Давыдов С. Батик. Техника. Приемы. Изделия. – М.: ACT -ПРЕСС книга, 2005.

3. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Изд. «Радуга», 2002.

4. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. – М.: 1981.

5. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. М.: Профиздат, 2001.

 


3.Методика обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»

 

3.1.Организация внеурочных занятий по курсу

«Роспись по ткани в технике батик»

 

Подготовка преподавателя к занятиям – это нелегкий повседневный творческий труд, в котором находят отражение особенности его личности, его знания, убежденность, эрудиция, культура и трудолюбие. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников или учебных пособий и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь творчески мыслящего преподавателя. Постоянно изобретать, требовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс его повседневной деятельности. Каждое учебное занятие, даже самое маленькое выступление преподавателя перед студентами, требует серьезной  подготовки. Порядок подготовки преподавателя к текущему учебному занятию в условиях уже поставленной дисциплины можно представить в виде некоторого алгоритма, при этом этапами творчества его являются и замысел занятия, и разработка этого замысла, и, конечно, его реализация.

Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям всех видов должна базироваться на изучении учебного плана и «Примерной программы» дисциплины, которая утверждена соответствующей инстанцией. Затем необходимо составить тематические планы по видам занятий в соответствии с выделенными часами, и переходить к подготовке к занятиям, при этом необходимо постоянное совершенствование профессиональных и педагогических знаний.

Знания преподавателя среднего профессионального учебного заведения, не должны ограничиваться рамками учебников. Ему необходимо знакомиться со смежными дисциплинами, систематически пополнять объем специальных знаний, просматривать вновь выпускаемые учебники, учебные пособия и специальную литературу (журналы), обмениваться опытом работы с другими преподавателями (кафедры, специальности, факультета, вуза), посещать семинары и лекции, то есть постоянно повышать свои профессиональные, научные и деловые качества.

 

План теоретического занятия

Тема: «История возникновения и развития росписи по ткани».

Цель: Овладеть знаниями о росписи по ткани.

Задачи:

1) Задачи обучения: дать понятие о батике, его видах, технике выполнения и материалах.

2) Задачи воспитания: воспитывать внимательность.

3) Задачи развития: развивать творческие способности и интерес к росписи по ткани.

Дидактическое обеспечение: наглядные пособия – образцы работ в технике батик, иллюстрация, презентация.

Место проведения: учебные мастерские.

 

Ход занятия

I. Организационная часть:

-                     Подготовка к занятию.

-                     Проверка отсутствующих.

-                     Проверка подготовки учащихся к занятию.

-                     Ознакомить учащихся с темой, целью, задачами и основным содержанием;

-                     Сообщение темы занятия;

-                     Сообщение цели и задач занятия;

-                      


Понятие о батике. История развития росписи по ткани».

Батик -batik — индонезийское слово, часть слова — tik — на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; -ba — хлопчатобумажная ткань. Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик — конкретная технология окрашивания и украшения ткани. В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Батикъ, способъ окрашивания хлопчатобумажныхъ тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе. Этот способъ в общем состоитъ в том, что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые должны остаться непрокрашенными, покрываются воскомъ, затемъ после погружения ткани в красильный чанъ и восприятия ею краски, воск снимается». В Большой Советской Энциклопедии сообщается, что «батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при «горячем» Б. — разогретый воск, при «холодном» Б. — резиновый клей), с последующим окрашиванием в баке или тампонами… Горячий Б. издавна известен у народов Индонезии, в особенности на Яве. В Европе Б. начали применять в декоративных тканях с начала XX века». Итак, наиболее характерная особенность батика — так называемое «резервирование», т.е. нанесение определенного состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Индонезию словари называют родиной батика, и закрепилось в мировой культуре именно индонезийское слово.

Где и как возник этот способ окраски ткани?

Был ли он естественным порождением отдельной материальной культуры или следствием заимствований в процессе товарообмена? Окончательного ответа на эти вопросы пока нет. С начала XX века интерес к Востоку и его своеобразной культуре привел к мощной волне развития, так называемого батика, во всех его разновидностях среди профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды. Почему «так называемого»? Да потому что сейчас под ним подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски хлопка, но и узелковую технологию, и жгутовую, и китайскую сине-белую окраску шелка, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись на шелке. Причем в современной художественной среде именно последняя технология является самой популярной. И всё это — батик, с легкой руки голландцев, занесших в Европу и слово, и технологию. Древний и удивительно многообразный батик сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.

История батика.

Наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относятся к I веку н.э. Плиний Старший дал в одной из своих книг описание способа окраски, который применялся в Египте: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным». Как видим, описание очень похоже на современные определения батика. В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже — фигуративные изображения. Как считает известный исследователь Индонезии Г.П.Рофайер, «…относительно невероятно происхождение сегодняшнего развитого искусства батика из простого способа резервирования рисовой пастой». Он полагает, что батик как способ был завезен из Индии.

Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучавший материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батикования: «…с давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделён волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является «крис» — древнейшее оружие яванцев — он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом».

Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и особенно в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. «Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик — воплощение мужского и женского аспектов мироздания». Философско-символическая соотнесенность предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет очень древние корни. Мир и миф есть единое целое.

Можно говорить не о прямом заимствовании из Индии, а скорее о совершенствовании давно знакомой индонезийцам техники. Через множество товарно-хозяйственных записей известно, что индийские набивные ткани были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в Средние века. Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор — тьянтинг (джаньтинг) — маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор — характерную особенность индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.

Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый опять же из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов — княжеских домов патриархальной Явы.

Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в XVIII веке, и даже сегодня появиться в кратоне Джакарты в запретном (lorangan) узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.

Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика.

Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.

Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается «монополия» женщин в батике. Совершается переход к технике tjap — батика, т.е. нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap - батика, продолжая разрисовывать ткани вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.

Технологии изготовления батика.

1)     Роспись методом горячего батика.

Наиболее древняя технологическая разновидность росписи. Горячим он называется потому, что резервирующее вещество используется только в горячем виде. Соотношение прокрашенных и непрокрашенных благодаря нанесению воска фрагментов и создает неповторимый узор росписи. Массу расплавляют на пару до однородности, наносят в соответствии с замыслом, после остывания окрашивают. При создании многослойного горячего батика процедуру резервирования и окрашивания повторяют несколько раз. Излишки воска удаляют после окончания всех работ, прогладив ткань через несколько слоев оберточной бумаги. Цветовое пятно в батике может быть плоскостным и локальным, а может иметь множество нюансов. В горячем батике цветовая лепка объемов строится как на контрастных (в 2-3 наложения), так и на тонких (4-5 наложений) сочетаниях. Как правило, воображение зрителя поражает именно эта специфическая особенность батика — множественные слои, как бы просвечивающие сквозь друг друга. Этого практически невозможно добиться в масляной технике, а в батике достигается простым разбрызгиванием воска по ткани.

2)     Роспись методом холодного батика.

Перед началом окрашивания ткань внутри контура, нанесенного составом резервирующим, следует смочить водой. Краски наносят на ткань кистью или ватными шариками, накрученными на деревянную палочку.  Как правило, сначала закрашивают светлые элементы рисунка, а затем более темные его части. Растворы легко растекаются по ткани, но при закрашивании больших поверхностей (каймы платка, фона) и, особенно, при работе по натуральному шелку следует равномерно протирать всю влажную поверхность куском ваты. Краски можно разбавить питьевой водой.  Краску наносят на расстоянии 0,5-1,0 см до контуров, сформированных составом резервирующим. После полного растекания краски по ткани и высыхания красочного слоя ткань нанесенным рисунком снимают с рамы.

Информация о работе Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях