Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретический анализ проблемы формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища при изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях; разработка учеб-но-методического комплекса по дисциплине «Роспись по ткани в технике ба-тик».
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать ФГОС НПО РФ по профессии 262019.01 – Художник по костюму.
2. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирова-ния знаний и умений у учащихся профессионального училища при изуче-нии курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях.
3. Разработать учебно-методический комплекс, включающий:
– программу дисциплины «Роспись по ткани в технике батик»;
– план конспект лекций;
– план лабораторного занятия;
– дидактические средства обучения учащихся;
– средства контроля и оценки учебных достижений обучаемых.
4. Подготовить педагогический эксперимент по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся.
Введение………………………………………………………………………….
1. Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях
1.1 Проблема формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища………………………………………………………………………….
1.2 Анализ литературы по проблеме формирования знаний и умений……
1.3 Пути решения проблемы формирования знаний и умений учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»………………………………………………………………..
2.Содержание обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
2.1 Современное состояние обучения у учащихся профессиональных училищ росписи по ткани……………………................................................................
2.2 Авторская программа по курсу «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессионального училища…………………………………………
3.Методика обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
3.1 Организация внеурочных занятий по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……........................................................................................................
3.2 Дидактические средства обучения на внеурочных занятиях ………………
3.3 Средства контроля знаний умений по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……………………………………………................................................
4. Подготовка педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
4.1Научный аппарат……………………………………………………………….
4.2Сроки и база эксперимента………………..........................................................
4.3Этапы эксперимента……………………………………………………….……
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………........................................................................ 4
3) Метод свободной росписи тканей
При свободной росписи ткани резервирующий состав не используют. Рисунок наносят на ткань свободными мазками красок. Вначале на ткань наносят краски светлых тонов, закрашивая светлые элементы рисунка, затем - более темных тонов, закрашивая темные части. Роспись ведут в технике «по сухому» (ткань не смачивают водой):
— краски наносят «сухой кистью», т.е. смоченной в небольшом количестве воды;
— новый слой краски наносят после высыхания предыдущего.
4) Узелковая техника
Она имеет тысячелетние традиции. Неокрашенное полотно покрывают по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивают, нити удаляют, в результате получают узор из белых «горошков». Подобным образом можно окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. Готовое изделие не гладят, благодаря чему долгое время сохраняется эффект «сжатости». Вариант этой техники: термостойкую пуговицу, камешек или горошину подкладывают под ткань, плотно обвязывая ткань снизу нитями, красят. Потом перевязывают еще в одном-двух местах и снова красят. Окрашивают ткань последовательно в несколько цветов. Самый простой вариант — в два цвета. Для этого участки с завязанными предметами погружают в раствор красителя, остальную ткань размещают на палочках, положенных поверх емкости с краской. Окрашивая сухую ткань, получают резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая), — более плавный переход. После того, как участки ткани прокрасились, их надо прополоскать и поместить оставшуюся неокрашенной часть ткани (изделия) в краситель другого цвета, разместив уже окрашенную часть на палочках.
5) Техника «лахерия»
Это жгутовый способ окрашивания. Изделие или отдельные участки скручивают жгутом, закрепляя положение туго затянутыми нитями обвязки. В зависимости от расположения и количества перевязок получаются различные узоры. Таким же образом можно окрасить ткань или изделие в несколько цветов. Прополоскав изделие в проточной воде, сначала с узлами, потом — без них, слегка влажную ткань высушивают утюгом.
6) «А-шибури»
Это, так называемый, складной батик. Результат достигается также путем перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определенным образом, а не скручивается. Шитая техника батика позволяет создавать еще более тонкий орнамент. Конечный результат здесь всегда известен.
III. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы.
1.Расскажите, что означает слово батик?
2. Где и как возник этот способ окраски ткани?
3. Как в древнем Египте окрашивали одежду?
4. Символика орнамента?
5.Технологии изготовления батика?
Литература:
1.Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. Пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Р.А. Гильман. – М: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.
2.Давыдов С.Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия. - М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
3.Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2004.
4.Искусство батика. – М.: Внешсигма, 2007.
5.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2005.
План практического занятия
Тема: «Освоение приемов выполнения росписи по ткани в технике холодный батик».
Цель: овладеть умениями и навыками выполнения росписи по ткани в технике холодный батик.
Задачи обучения:
1. Научить организовывать рабочее пространство и соблюдать технику безопасности.
2. Воспитывать самостоятельность, творческое восприятие и любовь к труду.
3. Развивать творческие способности и аккуратность.
4. Формировать умения работы в технике холодной росписи ткани.
5. Научить оценивать качество работы с художественно-эстетической стороны.
Задачи воспитания:
1.Воспитывать аккуратность в работе.
2.Воспитывать самостоятельность и внимательность.
Задачи развития:
1.Развивать творческие способности и интерес к росписи по ткани.
2. Развивать умения работы с художественными принадлежностями.
Дидактическое обеспечение:
1.Наглядные пособия - образцы работ в технике холодный батик.
2.иллюстрации.
3.презентация.
Материальное оснащение: инструменты личного пользования–трубочка, краски, карандаш, подрамник, ткань, кисти.
Место проведения: учебные мастерские.
Ход занятия
I. Организационная часть
1. Подготовка к занятию;
2. Проверка отсутствующих;
3. Проверка подготовки учащихся к занятию.
II. Вводный инструктаж
1. Ознакомить учащихся с темой, целью, задачами и основным содержанием
1. Сообщение темы занятия;
2. Сообщение цели и задач занятия;
3. Основное содержание предстоящей работы (материалы, инструменты и приспособления, рациональная организация рабочего места).
4. Повторить правила безопасности при выполнении росписи по ткани.
5. Обсудить критерии оценки практических работ учащихся.
Последовательность изготовления батика
1) Подготовка ткани.
Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно. Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.
2) Перевод рисунка на ткань.
Для первой пробы лучше взять небольшой и несложный образец. Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу тушью или черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань. Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок. Обведите рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом
3) Натягивание ткани на раму.
Прежде всего, обмотайте раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и не окрасила ваши последующие работы. Закрепите ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал. Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.
4) Резерв наносится на ткань с помощью рейсфедера (трубочка с загнутым кончиком с отверстием).
Во время работы на ткани тонкий конец трубочки вытирают тряпочкой и медленно обводят им контуры рисунка, чтобы резерв насквозь прошел сквозь волокна ткани. Когда надо прервать процесс , трубочку быстрым движением поворачивают загнутым концом вверх. После работы трубочки тщательно промывают в бензине, при этом строго соблюдая технику безопасности при работе с горячими жидкостями. Все обведенные составом контуры должны быть замкнутыми и к моменту росписи красками абсолютно сухими. Замкнутость линий можно проверить, поместив источник света под тканью. Эта операция перед началом росписи обязательна. Во избежание ошибок и брака в работе с резервом важно соблюдать следующие правила. 1. Наносить контур следует непрерывной линией. 2. Резерв должен быть нужной консистенции. Очень густой с трудом выливается, не пропитывает ткань, позже отслаивается; слишком жидкий растекается и не держит контур. Контур, ограничивающий плоскость цветового пятна, часто служит организующим началом в холодном батике. Выразительность линии, ее резкость или мягкость, стилистически определяет акварельную или графическую направленность работы.
5) Выбор краски
Краски разбавляют и смешивают по собственному усмотрению, согласно эскизу, до получения необходимого тона. Каждый новый тон обязательно проверяется на ненужном лоскутке ткани (на палитре). Только после всех приготовлений приступаем к работе. Основное правило для начинающих: идти от светлых участков к темным.
6) Фиксация красок утюгом.
Готовое изделие для закрепления рисунка, подвергают термообработке: проглаживают термоутюгом с терморегулятором, при температуре, характерной для используемой ткани. Изделие проглаживают через сухую хлопчатобумажную ткань с лицевой и изнаночной стороны.
Ошибки, дефекты и их устранение
Даже при самой аккуратной работе возможны ошибки. Например, краситель по-разному расплывается на тканях не только разного состава, но и разного переплетения. В некоторых случаях краситель необходимо подводить вплотную к линии резерва, и он может перетечь на соседний участок. Устранить такой дефект можно несколькими способами.
Например, размыть пятно чистой водой, используя ватную палочку или тампон. Если потек образовался на краю цветка, быстро обвести его резервом, добавив лишний лепесток. Такие лепестки придется дорисовать и к некоторым другим цветам, чтобы они выглядели как часть композиции. Так же можно поступить и в том случае, если потек находится в малозначимом месте, далеко от композиционного центра работы и не привлечет к себе внимания.
Еще один способ устранения ошибки – сделать участок росписи с потеком более темного цвета, попросту закрасив ошибку. Чтобы иметь такую возможность, всегда следует расписывать ткань от самых светлых цветов к темным. Затекание краски может произойти и из-за некачественного нанесения резерва. Если трубочку с резервом ведут слишком быстро или резерв густой, он не проникает на всю тол-шину ткани. В этом случае краситель «пробирается» на соседний участок снизу.
Поэтому целесообразно перед росписью проверить, как нанесен резерв. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, расположить раму перед источником света. Линии, проведенные резервом, будут казаться очень светлыми. Если какой-то участок линии будет выглядеть иначе, надо продублировать линию с обратной стороны. Во-вторых, можно проверить целостность резерва, капнув рядом с линией в подозрительном месте каплю чистой воды. Если она «пробьет» резерв, участок надо высушить и нанести новые линии с обеих сторон.
Возможно, затек произошел из-за того, что линии контура не замкнуты. Такое возможно, если рисунок сложный, с обилием линий. Тщательно проверьте, все ли линии замкнуты. Помните об этом в процессе нанесения контура.
Иногда краска затекает и за качественные линии контура. Как правило, это случается, когда на маленький участок рисунка нанесено слишком много краски, и она перетекает поверх линий.
Сушите работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана с применением соли или мочевины.
III. Текущий инструктаж
1. Выполнение эскиза.
2. Перевод рисунка на ткань.
3. Вставить ткань в пяльцы.
4. Контуры рисунка обвести резервом, соблюдая технику безопасности и помнить о возможных ошибках. Дать высохнуть.
5. Нанесение красочного слоя на ткань.
IV. Заключительный инструктаж.
III. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы.
1.Расскажите, как правильно перенести рисунок на ткань?
2. Как правильно наносить резерв?
3. Как правильно организовывать рабочее пространство при изготовлении батика?
4. Какова техника безопасности при изготовлении батика?
5. Ошибки, дефекты и их устранение
Литература:
1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. Пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Р.А. Гильман. – М: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.
2. Давыдов С.Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия. - М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
3. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2004.
4. Пухол-Ксикой Р., Касале Х.Х. Трафаретная роспись: Техника. Приемы. Изделия/ Пер. с англ. Е.Лозовской - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА; 2003.
3.2 Дидактические средства обучения на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
Средства обучения – это объекты и процессы, служащие источниками учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
Можно выделить две большие группы средств обучения: средство – источник информации и средство – инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.