Формирование игровой деятельности ребенка как культурно - педагогический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: определить особенности педагогической работы, направленной на формирование игровой деятельности ребенка дошкольного возраста
Объект исследования – работа педагога ДОУ, направленная на формирование игровой деятельности ребенка дошкольного возраста .
Предмет исследования – игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ В
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАС-ТЕ……………………………………………………5
1.1 Значение игры для развития ребенка дошкольного возрас-та………5
1.2 Психолого-педагогические проблемы развития сюжетной игры у
дошкольни-ков……………………………………………………………..18
1.3 Вопросы педагогического руководства сюжетными играми детей
дошкольного возрас-та…………………………………………………….25

ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ……………………………………..…27
2.1 Констатирующий этап эксперимен-та………………………………27
2.2 Формирующий этап эксперимен-та…………………………………35
2.3 Контрольный этап эксперимен-та…………………………………...44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА КАК КУЛЬТУРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 2012.doc

— 583.50 Кб (Скачать файл)

При правильной организации  воспитательной работы дети начинают переходить к отражению практических смысловых связей между действием и свойством предмета, т.е. ребенок в условной форме использует предмет по назначению. Таким образом, ребенок обыгрывает доступный для его понимания сюжет из собственной жизни. Авторы отмечают, что здесь наступает следующий этап развития игры – сюжетно-отобразительный.

Исследователи выявили  особенности этого этапа. К ним  относятся стремление многократно  повторять те или иные игровые  действия; формирование способов решения игровых задач: игровых действий с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, а также преимущественно индивидуальный характер.

В сюжетно-отобразительной  игре, отмечают авторы, как бы незримо  присутствует тот, кто использует предмет  по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки для сюжетно-ролевой игры.

Анализ психолого-педагогической литературы по изучению сюжетно-ролевой игры (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин[28], А.П. Усова[26], С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина[2-; 21] и др.) позволяет дать характеристику особенностей сюжетно-ролевой игры, которые необходимо учитывать при ее руководстве.

Таким образом, одной  из особенностей сюжетно-ролевой игры является принятие детьми роли взрослых. Д.Б. Эльконин[28] предложил рассматривать роль как основную, неразложимую единицу развитой формы игры. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Для детей становятся интересными действия взрослых, а позднее – их взаимодействия и отношения. Замыслы детей становятся интереснее и разнообразнее. Возрастает количество игровых задач, которые ставят дети.

Другой характерной  особенностью сюжетно-ролевой игры является формирование в ней ролевых  способов отображения окружающей действительности. Ролевые способы имеют свою специфику развития. В младшем дошкольном возрасте дети усваивают эмоционально-выразительные ролевые действия и высказывания, в среднем и старшем возрасте они учатся вступать в ролевой диалог от лица разных персонажей, используя выразительность движений, жестов, мимику.

Отличительной чертой сюжетно-ролевой  игры является наличие взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками. При этом исследователи отмечают, что в игре наблюдаются игровые и реальные взаимоотношения. Функциями реальных отношений является умение ставить и принимать игровые задачи, договариваться друг с другом о способах и средствах решения игровых задач, понятно излагать свои мысли, тактично отказываться, если игровая задача не интересна ребенку. Игровые отношения определяются содержанием выполняемых детьми ролей.

В сюжетно-ролевой игре дети становятся более самостоятельными. Их самостоятельность проявляется в выборе замысла, постановке игровых задач, в выборе игровых предметов, роли и ролевых способов отражения окружающего, а также в выборе партнеров. При правильном руководстве в сюжетно-ролевых играх ярко проявляется индивидуальность ребенка, его творчество.

Многие исследователи  развития игровой деятельности детей (А.П. Усова, Е.В. Зворыгина и др.) отмечают, что для полноценного развития сюжетно - ролевой игры ребенок должен пройти все этапы овладения игровыми способами.

Несколько другой подход к определению  этапов развития игровой деятельности мы находим у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Изучая особенности игровой деятельности, авторы выделили три постепенно усложняющихся способа построения детьми сюжетной игры:

  1. Развертывание цепочки условных предметных действий. Ребенок имитирует в игре кого-то, но сам еще этого не осознает. Этот способ можно назвать предметно-действенным.
  2. Ребенок принимает на себя роль. Действия становятся более разнообразными, включают все больше ролевой речи, которая является непременным атрибутом любого персонажа. Все это означает переход ребенка к новому способу построения игры – ролевому поведению.
  3. Главным для ребенка становится воссоздание целостных событий, которые включают в себя разнообразные роли с их действиями и отношениями. Сложность содержания такой игры требует все большего использования речевого обозначения. Игра переходит частично в план речи и воображения. Этот способ можно назвать сюжетосложением.

Последовательное овладение этими  способами игры позволяет ребенку  воссоздать действия и отношения  окружающих людей, а также творчески  развертывать игру благодаря свободному оперированию в ней различными элементами сюжета – событиями, персонажами, их действиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Вопросы педагогического руководства сюжетными играми детей

дошкольного возраста

 

В истории дошкольной педагогики сложилось  несколько педагогических подходов к руководству сюжетными играми детей.

Первый подход – так называемый традиционный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой. Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания по результатам исследований развития детской игры в 30-е годы прошлого столетия (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая). В рамках этого педагогического подхода ведущая роль в игре отводится педагогу. Педагог обогащает представления детей об окружающем путем организации занятий, экскурсий, чтения художественных произведений и работу по созданию предметно-игровой среды. В связи с этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства игрой. Прямое руководство заключается в том, что воспитатель оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, и помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием. Косвенное руководство – это опосредованное влияние воспитателя на игру через внесение игрушки, через принятие на себя определенных ролей.

Следующий педагогический подход представлен  в исследованиях С.Л. Новоселовой и Е.В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Этот метод включает в себя следующие компоненты:

      1. планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
      2. совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;
      3. своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
      4. активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире[20, с. 16].

Основные компоненты комплексного подхода, отмечают авторы, сохраняются на всех этапах развития игры. Но меняется их роль в общей системе педагогических воздействий. На этапе формирования предметно-игровой деятельности главный компонент руководства – подбор игрушек с определенными свойствами и эмоциональное общение взрослого с ребенком; на этапе отобразительной игры – наряду с содержательным общением и подбором соответствующего игрового материала на первый план выступают обучающие игры, в частности показ игрового действия; на этапе формирования сюжетно - отобразительной игры – организация практического опыта и проблемное общение взрослого с ребенком по ходу игры; и для перевода детей к ролевому поведению вновь усиливается значение совместных игр детей с воспитателем, демонстрирующим разные ролевые отношения между играющими, что способствует переходу к самостоятельной сюжетно-ролевой игре.

Новый подход к организации сюжетной игры предлагают исследователи Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова[16; 17; 18]. Суть предлагаемого подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми. Данный педагогический подход к формированию сюжетно-ролевой игры основан на следующих принципах:

  1. двухчастный характер игры, который предполагает сначала совместную игру педагога и ребенка, а затем самостоятельную игру ребенка;
  2. позиция взрослого как партнера по игре.

При формировании игровых умений у детей педагог в своих действиях должен опираться на сюжет игры, причем не только со стороны тематики, но главным образом – со стороны его строения (Н.Я. Михайленко). На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий, акцентируя именно этот аспект сюжета для детей. На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать «многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного персонажа с другими, введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры воспитатель в совместной игре с детьми должен развертывать «многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

Н.Я. Михайленко отмечает важность умения самого воспитателя развертывать сюжет игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. От искусства взрослого вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа, достроить, развернуть предложенное ребенком событие зависит привлекательность совместной деятельности со взрослым для детей и успешность формирующих воздействий.

Таким образом, игра не появляется у  ребенка сама собой, а формируется у него под влиянием правильной организации взрослым.

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО

ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

 

2.1 Констатирующий этап эксперимента

 

База исследования: ДОУ №   г. Гомеля

Характеристика выборки: Исследование проводилось в средней группе. В эксперименте участвовало 15 детей в возрасте от 4 до 5 лет (список детей см. Приложение1), воспитатели группы.

 

Задачи:

- Выявить  уровень развития сюжетной игры у детей экспериментальной группы.

  • Проанализировать состояние предметно-игровой среды в средней группе детского сада.
  • Выявить особенности руководства воспитателями сюжетными играми детей.

Для выявления уровня развития сюжетной игры детей пятого года жизни было проведено наблюдение за игровой деятельностью детей. Наблюдение проводилось во вторую половину дня. Сформированность игровых навыков оценивалось по параметрам, разработанным Н.Ф. Комаровой: содержание игры, способы решения игровых задач, взаимодействие детей в игре и их самостоятельность (см. приложение 2).

Содержание, определяющее уровни развития игровой  деятельности:

Высокий уровень: игровые замыслы возникают  самостоятельно, они разнообразны, самостоятельно ставят игровые задачи, действия с игрушками обобщенные и остаются еще развернутые, ролевые действия разнообразны, достаточно выразительны, сопровождаются ролевыми высказываниями, возникает ролевая беседа, взаимодействия со сверстниками могут быть длительными.

Средний уровень: замысел игры самостоятельный  и с помощью взрослого содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты хорошо, ролевые способы менее сформированы: ролевые действия разнообразны, но не выразительны, ролевая беседа не возникает, взаимодействия со сверстникам и взрослыми кратковременные.

Низкий  уровень: замысел игры самостоятельный  и с помощью взрослого содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты хорошо, ролевые способы менее сформированы: ролевые действия разнообразны, но не выразительны, ролевая беседа не возникает, взаимодействия со сверстникам и взрослыми кратковременные.

 

 

 

 

Анализ и оценка результатов

Анализ наблюдений показал следующее:

  • как правило, дети в играх объединялись в группы из 2-3 человек, но чаще всего их игры носили индивидуальный характер;
  • в играх дети в основном отражали сюжеты, близкие их личному опыту: «Семья», «Больница», «Шоферы»;
  • в совместных играх со взрослым вносились сюжеты «Парикмахерская», «Магазин»;
  • все игры детей были непродолжительными, дети быстро теряли интерес к ним.

Для иллюстрации приведем выписку  из протокола наблюдений.

«Таня Ж. и Маша Л. сидят на стульчиках, ничем не занимаясь. Воспитатель предлагает им: «Девочки поиграйте в магазин. Маша будет продавцом, а мы, Таня, с тобой - покупателями». Девочки поднимаются и идут к столу, где разложены атрибуты к игре магазин. Таня берет сумку и начинает накладывать в нее овощи-муляжи. «Нет, Таня, я буду взвешивать, дай сюда, я – продавец», - говорит Маша Л.. Таня Ж. молча отдает овощи Маше, которая начинает взвешивать их на весах. Воспитатель стоит, наблюдая за девочками. «Все бери. Будешь еще покупать», - обращается Маша Л. к Тане Ж.. «Нет», - Таня Ж. отходит в сторону и ждет.. Воспитатель: «А мне дайте, пожалуйста, огурцов» Маша Л.(продавец) – «Вот один большой». Девочка кладет его на весы, затем отдает огурец воспитателю. Воспитатель: « Маша, ты должна взять с меня деньги». «Я больше не хочу играть», - говорит Маша Л.. Девочки идут рисовать»

Приведем еще несколько выдержек из протоколов наблюдений.

«Аня Х. ведет по столу кошку, мяукает, затем она кладет кошку  на стол, как будто она упала. «Ой, упала», - говорит Аня Х.. Потом поднимает кошку и продолжает вести ее дальше. Никаких обращений к кошке, никаких изменений в движении кошки не наблюдается.

Алеша М. сажает в машинку человечка. Везет ее по столу, сопровождая словами: «Поехали»… «Т-р-р…»… «Сломалась». Достает человечка, наклоняет его над колесом. «Починили, поехали».

В режиссерских играх дети использовали в основном повествовательную речь («Кошка гуляет»… «Ой, упала»…; «Поехали»… «Сломалась» и т. п.), встречалась и ролевая («Мяу-мяу»). Оценочных высказываний не было.

Информация о работе Формирование игровой деятельности ребенка как культурно - педагогический феномен