Формирование коммуникативной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Задачи: 1) проанализировать понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность»;
2) рассмотреть особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности младших школьников ………………………………………..5
1.1. Понятие коммуникативной компетентности …………………………5
1.2. Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном
возрасте…………………………………….………………………………………18
Выводы по первой главе…………………………………………………..23

Глава II. Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников ……………………………………………………………………….24
2.1. Диагностика коммуникативных умений у младших школьников…………………………………………………………………………24
2.2. Средства формирования коммуникативной компетентности
младших школьников …………………………………………………………….26
Выводы по второй главе……………………………………………….......37

Заключение………………………………………………………………………..38
Литература………………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Шишкунова.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности младших школьников ………………………………………..5

            1.1. Понятие коммуникативной компетентности …………………………5

1.2. Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном

 возрасте…………………………………….………………………………………18

            Выводы по первой главе…………………………………………………..23

 

 

Глава II. Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников ……………………………………………………………………….24

            2.1. Диагностика коммуникативных умений у младших             школьников…………………………………………………………………………24

2.2. Средства формирования коммуникативной компетентности

 младших школьников …………………………………………………………….26

            Выводы по второй главе……………………………………………….......37

 

 

 

Заключение………………………………………………………………………..38

Литература………………………………………………………………………...40

Приложение………………………………………………………………………..43

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.

В учебных заведениях специально не учат общению, а жизнь  показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную культуру удается  далеко не каждому человеку. Именно из-за этого возникают проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. В результате образования у человека формируется целостное качество, позволяющее ему взаимодействовать с другими людьми. Это качество - коммуникативная культура человека, которая является одной из важных составляющих общей культуры человека. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека.

Вопросам коммуникативной  культуры в учебно-воспитательном процессе посвящены работы А.А. Бодалева, К.Я. Вазиной, В.В. Давыдова, В.А. Кан-Калика, И.С. Якиманского и др.

Проблема  эффективной организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Таковы работы Т.Н. Мальковской о коммуникативных аспектах руководства старшеклассников, А.В. Мудрика - о взаимодействии школьников и способах воспитательного влияния на них, В.В. Чечета - об особенностях общения родителей с детьми и др. В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту.

Успешность  и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

Таким образом, актуальна тема нашей выпускной квалификационной работы «Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников»

Объект –  учебно-воспитательный процесс в начальной школе

Предмет – средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Цель: Изучить особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Задачи: 1) проанализировать понятия  «коммуникация», «коммуникативная компетентность»;

2) рассмотреть особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников;

3) провести исследование коммуникативных умений младших школьников;

4) выявить средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

Методы  исследований:

- теоретические (анализ педагогической литературы, синтез, обобщение);

- эмпирические (тесты, анкетирование).

База  исследования. Волгоградская область, г. Михайловка, МОУ СШ № 2 учащиеся 2 –го класса.

Структура  работы.  Состоит из введения, двух глав, выводов к каждой из них, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 53 страницы.

 

Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности младших школьников

1.1. Понятие  коммуникативной компетентности

 

Коммуникация (от лат. - делаю общим, связываю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс   коммуникации    и   составляющие   его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при охранении индивидуальности каждого ее элемента.

        В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая (связанная с установлением контактов) функции, первая из которых является генетически и структурно исходной. По соотношению этих функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фатические (установление и поддержание контакта). Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям. Так, по типу отношений между участниками различаются: межличностная, публичная, массовая коммуникация, по средствам коммуникации: речевая (письменная и устная), иаралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.). Разновидностью вещественно-знаковой коммуникации является художественная, связывающая между собой художника (или художественный коллектив) и зрителя (аудиторию). Влияние художественной коммуникации при этом может быть не всегда адекватным замыслу художника, порождая психологические барьеры вместо духовного обогащения, равнодушие, раздражение или агрессию — вместо эстетического наслаждения. Причины этих эффектов кроются в несовпадении «душевной организации» художника и реципиента, а различии их ценностных ориентации, жизненного опыта, уровня культуры, интеллекта [Андреева 2005: 228].

   Коммуникация выступает как особая функция общения. Она проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, человек, воспринимающий ее, реципиентом. Вполне понятно, что в процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Однако существуют такие ситуации взаимодействия, когда данные функции жестко закреплены за субъектами в течение определенного времени, например у преподавателя (коммуникатор) и слушателей (реципиенты) на лекции.

        Педагогическая деятельность представляет собой процесс решения бесчисленного множества стандартных и нестандартных педагогических задач. Предметом педагогической задачи могут выступать знания учащихся, их личностно-деловые качества, отношения и т.п., т.е. все те характеристики, которые подвержены количественным и качественным изменениям.

   Например, при возникновении педагогической задачи объяснения нового материала педагог анализирует ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие. На всех этапах решения педагогических задач педагог использует и адекватную им симтему общения, через которую и организуется педагогическое взаимодействие. Поэтому одним из элементов педагогической задачи является задача коммуникативная (задача общения).

    В этой связи педагогическая деятельность может быть представлена и как длинный ряд коммуникативных задач, меняющихся, развивающихся и предполагающих организацию педагогического взаимодействия, адекватного этим задачам.

Итак, практическая реализация избранных методов педагогического воздействия осуществляется непосредственно через общение.

       Многие педагоги не осознают коммуникативную задачу как компонент педагогического процесса, хотя в реальной деятельности неосознанно решают ее. Коммуникативные задачи являются инструментальными компонентами педагогического взаимодействия.

   Принято различать общие коммуникативные задачи предстоящей деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического взаимодействия.

    Общая коммуникативная задача сводится к повествованию (сообщению) и побуждению. Повествование представлено следующими разновидностями: собственно повествование, сообщение, наименование, объявление, перечисление, реплика, ответ, донесение, рапорт и др. Побуждение может иметь следующие виды: приказ, команда, требование, приказание, предупреждение, угроза, запрет, вызов, предостережение, предложение, призыв, совет, задание, приглашение, просьба, увещание, мольба (Артемов В. А., Вельский А. В.).

   Таким образом, в процессе педагогического взаимодействия педагог реализует две основные цели: передает учащимся сообщение или воздействует на них, т. е. побуждает к действию.

      В соответствии с логикой педагогического взаимодействия выделим стадии    коммуникации:

-моделирование педагогом предстоящего общения с учащимися при подготовке к взаимодействию (постановка педагогической задачи, выбор способов и методов ее решения, отделение коммуникативной задачи, собственно моделирование общения);

-организация непосредственного общения с учащимися;

-управление общением в ходе педагогического взаимодействия;

-анализ результатов общения и моделирование новой педагогической задачи. [Андреева 2005: 230].

Названные стадии коммуникации характеризуют поэтапное развертывание  процесса педагогического взаимодействия.

1.Моделирование. На этом этапе осуществляется своеобразное 
планирование коммуникативной структуры взаимодействия, со 
ответствующего педагогическим задачам, сложившейся ситуации, 
индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и 
класса в целом.

Необходимым элементом  моделирования предстоящего взаимодействия является предвидение возможной психологической атмосферы, например на уроке, выбор средств достижения эмоционального отклика взаимодействующих субъектов. Это, в свою очередь, определяет собственно педагогические аспекты взаимодействия, позволяет педагогу представить свое коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.

2.Организация непосредственного общения, во время которого 
педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. Этот этап предполагает умение ориентироваться в условиях предстоящего общения: продумать стиль общения с учащимися; мысленно восстановить опыт общения с данным классом; уточнить особенности общения в новых коммуникативных условиях.

Здесь конкретизируется и объект общения. Обычно в качестве объекта общения выступает класс  в целом. Однако в зависимости  от конкретных педагогических задач  коммуникативное внимание педагога может сосредоточиваться на группе детей или на отдельном ученике.

Важным моментом этого  этапа является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.

3.Управление общением, которое складывается из уточнения условий и структуры общения, поддержания непосредственного общения.

4.Анализ результатов осуществленного взаимодействия. Эта 
стадия чаще всего называется стадией обратной связи в общении, 
которая может быть содержательной и эмоциональной. Содержательная обратная связь дает информацию о степени усвоения 
преподаваемого материала. Она осуществляется с помощью вопросов, экспресс-опросов, фронтальных опросов и т.д. [Смирнов 2000: 312].

В начале 90-х гг. прошлого века «коммуникативная компетенция» определялась отечественными учеными как способность и готовность осуществлять иноязычное общение (И. Бим, Н. Гальскова, Е. Пассов и др.).

Но уже к середине 90-х гг. под коммуникативной компетенцией стали понимать способность коммуникантов организовывать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения [Щепилова 2003: 10].

Коммуникативная компетентность, явля ясь базовой компетентностью, необходимой  каждому человеку для решения различных социально-значимых задач, выделяется  практически во всех нормативно-правовых документах, регламентирующих содержа ние образования, начиная от материалов Болонского соглашения до Государственных стандартов РФ. Правомерность норма тивной фиксации коммуникативной компетентности в качестве ключевой обусловлена  не только ее социальной и индивидуальной значимостью, но и слабой подготовкой  учащихся в данном направлении. Решение методических и дидактических вопросов  формирования ключевых компетенций в образовательном процессе является характерным направлением научных поисков для современного этапа развития обучения.

Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности