Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 12:43, курсовая работа
Краткое описание
К моменту поступления ребенка в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ………………………………………………………………………..3 1.1. Понятие системы универсальных учебных действий учащихся младших классов……………………………………………………………….3 1.2. Функции универсальных учебных действий…………………….9 1.3. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников………………11 Глава 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ……………………………………………………………..……….19 2.1. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте……………………………...…….19 2.2. Анализ и изучение коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности на примере азбуки………………..26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………………31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..……………34
Начало обучения в школе вводит
ребенка в новый незнакомый для него мир
– мир науки, в котором существуют свой
язык, правила и законы. Часто в процессе
обучения учитель знакомит ребенка с понятиями,
научными объектами, но не создает условий
для осмысления закономерностей их связывающих.
Осмысление текстов, заданий; умение выделять
главное, сравнивать, различать и обобщать,
классифицировать, моделировать, проводить
элементарный анализ, синтез, интерпретацию
текста относится к познавательным универсальным
учебным действиям [5, с. 107].
Глава 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
2.1. Особенности развития коммуникативных
универсальных учебных действий в младшем
школьном возрасте
Способность учащегося самостоятельно
успешно усваивать новые знания, формировать
умения и компетентности, включая самостоятельную
организацию этого процесса, т. е. умение
учиться, обеспечивается тем, что универсальные
учебные действия как обобщенные действия
открывают учащимся возможность широкой
ориентации как в различных предметных
областях, так и в строении самой учебной
деятельности, включающей осознание ее
целевой направленности, ценностно-смысловых
и операциональных характеристик. Таким
образом, достижение умения учиться предполагает
полноценное освоение школьниками всех
компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную
цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия
и операции (ориентировка, преобразование
материала, контроль и оценка). Умение
учиться - существенный фактор повышения
эффективности освоения учащимися предметных
знаний, формирования умений и компетенций,
образа мира и ценностно-смысловых оснований
личностного морального выбора [5, с. 38].
Функции универсальных учебных
действий:
- обеспечение возможностей
учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые
средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс
и результаты деятельности;
- создание условий для
гармоничного развития личности
и ее самореализации на основе
готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний,
формирования умений, навыков и компетентностей
в любой предметной области.
Универсальный характер учебных
действий проявляется в том, что они носят
надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития
и саморазвития личности; обеспечивают
преемственность всех ступеней образовательного
процесса; лежат в основе организации
и регуляции любой деятельности учащегося
независимо от ее специально-предметного
содержания. Универсальные учебные действия
обеспечивают этапы усвоения учебного
содержания и формирования психологических
способностей учащегося.
В составе основных видов универсальных
учебных действий, соответствующих ключевым
целям общего образования, можно выделить
четыре вида: 1) личностные; 2) регулятивные
(включающие также действия саморегуляции);
3) познавательные; 4) коммуникативные.
Остановимся более подробно
на коммуникативых универсальных учебных
действиях. Однако, в первую очередь дадим
определение коммуникации.
Коммуникация – это сложный
процесс, состоящий из взаимозависимых
шагов, каждый из этих шагов необходим
для того, чтобы сделать наши мысли понятными
другому лицу. Каждый шаг – это пункт,
в котором, если мы будем небрежны, и не
будем думать о том, что делаем, - смысл
может быть утрачен. Существует определение
коммуникации в общих выражениях как процесса
передачи информации от одного человека
(трансмиттера) к другому (приемнику) с
целью сообщения определенного смысла.
А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию,
прежде всего, как одну из форм взаимодействия
людей в процессе общения, как информационный
аспект общения.
Общение — сложный многоплановый
процесс установления и развития контактов
между людьми (межличностное общение)
и группами (межгрупповое общение), порождаемый
потребностями совместной деятельности
и включающий в себя как минимум три различных
процесса: коммуникацию (обмен информацией),
интеракцию (обмен действиями) и социальную
перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Вне общения невозможна человеческая
деятельность.
Коммуникативные действия обеспечивают
социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнеров по общению или
деятельности; умение слушать и вступать
в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
и взрослыми.
К коммуникативным действиям
относятся:
планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками - определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов - инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера
- контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные действия можно
разделить (с неизбежной долей условности,
поскольку они тесно связаны между собой)
на три группы в соответствии с тремя основными
аспектами коммуникативной деятельности:
коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией
как сотрудничеством и коммуникацией
как условием интериоризации. Рассмотрим
каждую группу коммуникативных универсальных
учебных действий.
Коммуникация как взаимодействие
– коммуникативные действия, направленные
на учет позиции собеседника либо партнера
по деятельности (интеллектуальный аспект
коммуникации).
Общий уровень развития общения
(предпосылки формирования):
потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными
и невербальными средствами общения;
эмоционально позитивное отношение
к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника.
Основные критерии оценивания:
понимание возможности различных
позиций и точек зрения на какой-либо предмет
или вопрос;
ориентация на позицию других
людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;
понимание возможности разных
оснований для оценки одного и того же
предмета, понимание относительности
оценок или подходов к выбору;
учет разных мнений и умение
обосновать собственное.
Коммуникация как кооперация
– действия, направленные на кооперацию,
сотрудничество. Содержательным ядром
этой группы коммуникативных действий
является согласование усилий по достижению
общей цели, организации и осуществлению
совместной деятельности, а необходимой
предпосылкой для этого служит ориентация
на партнера по деятельности [11, с. 78].
Критерии оценивания:
умение договариваться, находить
общее решение;
умение аргументировать свое
предложение, убеждать и уступать;
способность сохранять доброжелательное
отношение друг к другу в ситуации конфликта
интересов;
взаимоконтроль и взаимопомощь
по ходу выполнения задания.
Коммуникация как условие интериоризации
– коммуникативно-речевые действия, служащие
средством передачи информации другим
людям и становления рефлексии.
Основные критерии оценивания:
рефлексия своих действий как
достаточно полное отображение предметного
содержания и условий осуществляемых
действий;
способность строить понятные
для партнера высказывания, учитывающие,
что он знает и видит, а что нет;
умение с помощью вопросов получать
необходимые сведения от партнера по деятельности.
Таким образом, под коммуникативными
универсальными учебными действиями будем
понимать действия, которые обеспечивают
социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнеров по общению или
деятельности; умение слушать и вступать
в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
и взрослыми.
1.2. Особенности развития коммуникативных
универсальных учебных действий в младшем
школьном возрасте
Коммуникативные универсальные
учебные действия имеют многогранный
характер. В связи с этим необходимо выделение
возрастных особенностей коммуникативных
действий, которые имеют наиболее общее
значение с точки зрения достижения целей
образования, обозначенных в новом проекте
стандартов. Основой решения этой задачи
стало содействие и сотрудничество.
Выделены три базовых аспекта
коммуникативной деятельности, а также
необходимые характеристики общего уровня
развития общения у детей, поступающих
в начальную школу. Представлю кратко
возрастные особенности развития выделенных
аспектов.
При поступлении в школу ребенок
имеет определенный уровень развития
общения. В состав базовых предпосылок
входят следующие компоненты:
- потребность ребенка
в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение определенными
вербальными и невербальными
средствами общения;
- приемлемое отношение к процессу
сотрудничества;
- ориентация на партнера
по общению;
- умение слушать собеседника.
В соответствии с нормативно
протекающим развитием к концу дошкольного
возраста большинство детей умеют устанавливать
контакт со сверстниками и незнакомыми
им ранее взрослыми. При этом они проявляют
определенную степень уверенности и инициативности
(задают вопросы и обращаются за поддержкой
в случае затруднений).
К 6 - 6,5 года дети должны уметь
слушать и понимать чужую речь (необязательно
обращенную к ним), а также грамотно оформлять
свою мысль в грамматически несложных
выражениях устной речи. Они должны владеть
такими элементами культуры общения, как
умение приветствовать, прощаться, выразить
просьбу, благодарность, извинение и др.,
уметь выражать свои чувства и понимать
чувства другого, владеть элементарными
способами эмоциональной поддержки сверстника,
взрослого. В общении дошкольников зарождается
осознание собственной ценности и ценности
других людей, возникают проявления эмпатии
и толерантности (М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова,
2005).
Важной характеристикой коммуникативной
готовности 6 - 7-летних детей к школьному
обучению считается появление произвольных
форм общения со взрослыми - это контекстное
общение, где сотрудничество ребенка и
взрослого осуществляется не непосредственно,
а опосредствованно задачей, правилом
или образцом, а также кооперативно-соревновательное
общение со сверстниками. На их основе
у ребенка складывается более объективное,
опосредствованное отношение к себе (Е.Е.
Кравцова, 1991) [6, с. 112].
Перечисленные особенности
характеризуют лишь базисный уровень
развития общения ребенка, без достижения
которого теряет смысл какой-либо разговор
о конкретных коммуникативных действиях.
Нами были выделены следующие
три вида коммуникативных универсальных
учебных действий:
коммуникация как взаимодействие;
коммуникация как кооперация;
коммуникация как условие интериоризации.
Перейдем к выделению особенностей
развития каждого вида в младшем школьном
возрасте.
В рамках коммуникации как взаимодействие
важной вехой в развитии детей является
преодоление эгоцентрической позиции
в межличностных и пространственных отношениях.
Детский эгоцентризм коренится в возрастных
особенностях мышления и накладывает
отпечаток на всю картину мира дошкольника,
придавая ей черты характерных искажений
(вместо объективности - феноменализм,
реализм, анимизм, и др.) (Ж. Пиаже, 1997).
В общении эта позиция ребенка
проявляется в своем видении или понимании
вещей, что ограничивает способность ребенка
понимать окружающий мир и других людей,
препятствует взаимопониманию и затрудняет
самопознание, основанное на сравнении
с другими.
В 6-7-летнем возрасте дети впервые
перестают считать собственную точку
зрения единственно возможной. Происходит
процесс децентрации, главным образом,
в общении со сверстниками и под влиянием
столкновения их различных точек зрения
в игре и других совместных видах деятельности.
Подчеркну незаменимость общения со сверстниками,
поскольку взрослый не может выступать
как равный ему партнер.