Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 16:14, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить теоретические основы проблемы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Были определены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание основных понятий: культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.
2. Определить их значение для развития ребенка.
3. Определить условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать в различных программах раздел «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания» у детей младшего дошкольного возраста с целью выявления сходства и различия.
Введение 3
1.Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. 6
1.1.Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение в жизни человека. 6
1.2.Объем и содержание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. 8
1.3.Условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 9
1.4.Приемы воспитания культурно-гигиенических навыков. 13
1.5.Эффективность использования различных приемов формирования культурно-гигиенических навыков. 17
Заключение. 18
Список использованной литературы: 19
Оглавление.
Значение периода раннего детства для последующего развития ребенка трудно переоценить. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка.
Именно в эти годы легче всего формируется любовь к физической культуре, закладывается фундамент здоровья и полноценного развития организма, от этого зависит, насколько ребенок будет физически крепким и здоровым, какими нравственными качествами будет обладать.1
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.2
Воспитание навыков
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей дошкольного возраста. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.
В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни, в том числе формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Актуальность и несомненная значимость проблемы послужили основанием выбора темы курсовой работы: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы: изучить теоретические основы проблемы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Были определены следующие задачи:
Объект: педагогический процесс, направленный на усвоение детьми культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Предмет: освоение детьми культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Методы исследования: анализ педагогической литературы, сравнительный анализ.
Известно, что самые прочные навыки (как полезные, так и вредные) формируются в детстве. Поэтому очень важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка культурно-гигиенические навыки, закреплять их, чтобы они стали привычными.
Здесь уместно дать определение навыка – это действие под контролем, автоматизированный способ.3
Гигиеническая культура и воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Гигиеническое воспитание
детей заключается в
Для решения этих задач необходимы совместные усилия медицинского, педагогического персонала детского учреждения и родителей. В дошкольном учреждении формирование культурно-гигиенических навыков производится индивидуально и коллективно со всей группой в целом.
Проблемой формирования
культурно-гигиенических
Самообслуживание включает в себя освоение навыков: приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела и опрятности. Эти умения формируются при условии нормального развития движений, зрения, мышления, личности.4
Культурно-гигиенические навыки – понятие, употребляемое в дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды.5
Важно не пропустить благоприятный
период, когда ребенок хочет
Эти, на первый взгляд элементарные, действия самообслуживания создают большие возможности для развития малыша:
Все перечисленные умения,
приобретаемые ребенком в самообслуживании,
важны для успешного его
Содержание культурно-
Как видно из таблицы,
содержание культурно-гигиенических
навыков и навыков
Проанализировав типовую Программу воспитания и обучения в детском саду, Программу развития и воспитания детей в детском саду «Детство», Программу воспитания детей раннего возраста «Кроха» мы выявили некоторые различия. Рассмотрим их более подробно.
Программа воспитания и обучения в детском саду. В данной программе существует раздел «Воспитание культурно-гигиенических навыков». В разделе «Трудовое воспитание» можно найти задачи для формирования у детей навыков самообслуживания.
В программе «Детство» интересующий нас раздел называется «Освоение основ гигиенической культуры». Следует отметить, что данная программа ориентирована на детей от трех лет.
Авторы предлагают
не только формировать
В данной программе задачи для формирования каждого практического умения расписываются отдельно: умывание, поведение за столом, одевание, уход за вещами и игрушками, уход за внешним видом, игровые умения.
В программе «Кроха» мы не нашли содержания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Здесь предлагаются подробные рекомендации; используется такой прием, как объяснение последовательности действий. Например, раздевание колготок:
Чтобы надеть колготки без проблем, надо определенным образом положить их на сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх (или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх), то стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик, то левый чулок окажется у левой ноги, а правый у правой.
Авторы считают, что если взрослый продумает все действия ребенка, то тем самым облегчит очень сложный для него процесс, поможет малышу стать самостоятельным.7
Предлагается не отступать от принятого порядка и способов действий, хвалить ребенка за то, что он делает все правильно. За те действия, которые ребенок начинает выполнять без напряжения, без усилия, хвалить не надо.
На первых порах малышу еще нужна помощь, но такая, чтобы не подавить у него стремления к самостоятельности. Авторы программы говорят о том, что ребенок должен почувствовать «рисунок» движения, которое приведет к желаемому результату.
Особенно важно, что сначала действие совершается ребенком, и лишь после неудавшейся его попытки взрослый приходит на помощь. Причем, не делая за него, а способствуя самостоятельному действию.8
Таким образом, можно
сделать некоторые выводы. Объем
и содержание культурно-гигиенических
навыков и навыков
Проанализировав различные программы воспитания и обучения, мы обнаружили некоторые различия. Например, в программе «Кроха» не дается конкретного содержания культурно-гигиенических навыков. Однако, очень подробно объясняется последовательность выполнения действий, даются рекомендации, пояснения.
В программе «Детство»
авторы предлагают формировать не только
культурно-гигиенические
Типовая программа оставляет простор для творчества педагогов. Здесь только конкретное содержание.
Анализ педагогической литературы позволяет нам выделить следующие условия успешного формирования культурно-гигиенических навыков:
Кроме того, необходима рациональная организация обстановки.
Рациональная организация обстановки понимается как наличие чистого просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение режимных моментов (умывание, питание, сон, занятия, игры).
Например, умывальная комната. Стены обычно – в холодных тонах (светло-зеленый, голубой…). На стенах возможны различные изображения: уточки, купающиеся дети, изображения туалетных принадлежностей и т.п. Умывальники соответствуют росту детей. Обязательно наличие туалетного мыла и индивидуальных маркированных полотенец.
В комнате для раздевания должно быть достаточно просторно, чтобы дети могли свободно одеваться и раздеваться, кроме того, беспрепятственно подходить за помощью к взрослым. Детские шкафчики должны быть маркированы (часто воспитатели рисуют разнообразные картинки, для того, чтобы детям удобнее было запомнить свой шкафчик). Воспитатели следят за тем, чтобы в детских шкафчиках были исправны полочки, крючки.
Чем старше ребенок, тем больше времени в течение дня он проводит в состоянии активного бодрствования (до 5-6 часов непрерывно).
В ДОУ период бодрствования складывается из разнообразной деятельности. Это – организованные занятия, труд, самостоятельная двигательная и игровая деятельность, развлечения.
Игровая комната должна быть оборудована в соответствии с требованиями. Мебель должна соответствовать росту малышей, быть безопасной. Разнообразные принадлежности для дежурства и уборки хранятся в доступном для детей месте. Дети поддерживают чистоту в игровой комнате, воспитатель и младший воспитатель помогают им в этом.