Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель - формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- учить самостоятельно, умываться;
- пользоваться туалетом;
- воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;
- активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;
- формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;
- культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.

Содержание

Введение.…………………………………………………… …………………….3
Глава 1 теоретические основы формирования культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста…………………………………………5
1.1 Формирование культурно – гигиенических навыков и привычек у дошкольников……………………………………………………………… …….5
1.2 Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек ..…………………………………………………………………………………….6
1.3 Гигиеническое воспитание детей…………………………………………..8
1.4 Условия и методы формирования культурно- гигиенических навыков...................................................................................................................11
1.5 Содержание культурно – гигиенических навыков детей второй младшей группы ………………………………………………………………...19
Глава 2 Опытно – экспериментальная группа работа по формированию культурно – гигиенических навыков…………………………………………...22
2.1 Методики по формированию культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста……………………………………………………22
Методика 1 беседа с воспитателем…………………………………………….23
Методика 2 вопросы детям……………………………………………………..25
Выявление уровня К.Г.Н у детей второй младшей группы………………… 26
2.2 методы и приемы формирования К.Г.Н у детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………….31
2.3 проведение игр - занятий по формированию К.Г.Н у детей 3-4 лет …………………………………………………………………………………….33
Игры – занятия…………………………………………………………………. 34
Анализ проведенных игр и занятий…………………………………………... 35
Заключение…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 648.50 Кб (Скачать файл)

13. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9-13-17с.

14. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997. 

15. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

 

Варианты игр  и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков  самообслуживания у детей дошкольного  возраста

 

Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки можно использовать следующие маленькие стишки:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Или же:

Водица, водица,

Умой наши лица

Умой наши щечки,

Умой наши губки,

Умой наши зубки,

Умой наши ручки!

Мышка плохо лапки  мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась -

И на лапках грязь осталась.

Полотенце - в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в  рот -

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

 

 Необходимо включать дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и словесные игры.

 

Предварительная работа:

Разучивание потешек, чтение отрывков из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр».

Оборудование:

Тазик и кувшин с водой, мыло, полотенце, расческа, зеркало.

Ход занятия:

На столе в группе стоят тазик и кувшин с водой, лежат: мыло, полотенце, расческа (все  накрыто покрывалом, рядом лежит  зеркало, дети сидят в группе - полукругом.

В группу заходит грязная  девочка и плачет.

- Ребята, посмотрите, какая грязная девочка пришла к нам в группу! У нас таких грязнуль нет! Давайте спросим, как её зовут.

Воспитатель вместе с  детьми спрашивает девочку, как её зовут.

- Меня зовут Оля.

- Оля, что у тебя  случилось, почему ты плачешь?

- Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка - в печку!

Я за книжку,

Та - бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

Боже, боже,

Что случилось?

Отчего же

Всё кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?

-Оля, а ты видела  себя в зеркало?

«Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя: (воспитатель  подает Оле зеркало)

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя».

- Ребята, а вы хотели  бы играть с такой грязнулей?

- Нет! Нет!

- Я думаю, что никто  не захочет играть с тобой.  Ребята, как вы думаете, что  нужно сделать Оле, чтобы стать  чистой?

- Умыться! (Хоровые и  индивидуальные ответы) .

- Правильно! Мы сегодня  утром рано умывались из –  под крана.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты одна не умывалась

И грязнулею осталась.

Воспитатель снимает  покрывало.

- Ребята, прежде чем  намочить руки, что надо Оле  сделать?

- Закатать рукава! (Хоровые  и индивидуальные ответы) .

Оля закатывает рукава.

- Ребята, давайте Оле  поможем, покажем ей, как правильно  мыть руки.

Дети закатывают рукава, проводится отрывок из пальчиковой  игры «Ладушки- ладошки».

«Мыли мылом ручки. Имитируют  мытье рук.

Мыли мылом ножки. Имитируют  мытье ног.

Вот какие ладушки, Вытягивают руки вперед, ладошками вверх.

Ладушки- ладошки». Хлопают  в ладоши.

-Оля, мочи руки, бери  мыло, намыливай руки.

Оля выполняет все  действия, воспитатель ей помогает.

- Посмотрите, какие руки  стали у Оли, как будто она  надела белые перчатки. Ребята, а чем нужно смыть мыло с рук?

- Водой.

Оля смывает мыло с  рук.

- Хлюп, хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Оленька,

Мыльной ручкой глаз.

- Ребята, а что теперь  должна сделать Оля? Руки она  помыла.

- Умыть лицо! (Хоровые  и индивидуальные ответы) .

- Оля, ребята тебе  покажут, как надо умываться.

Дети имитируют умывание, проговаривая вместе с воспитателем потешку: «Водичка, водичка… »

Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель поливает из кувшина на руки Оли. Она умывается.

- Ребята, а что нужно  взять Оле, чтобы вытереть лицо  и руки?

- Полотенце. (Хоровые  и индивидуальные ответы) .

- Оля, полотенце должно  быть у каждого свое, поэтому  на тебе от наших деток подарок. (Воспитатель подает Оле полотенце) .

Оля берет полотенце  и вытирается.

Ребята, посмотрите какая  Оля чистая! Какая теперь Оля?

- Чистая! (Хоровые и  индивидуальные ответы) .

- Что ещё осталось  сделать ей?

- Причесаться!

- Правильно, но расческа  тоже должна быть индивидуальная.

Воспитатель подает Оле  расческу. Оля причесывается.

- Спасибо, ребята! Вы  меня многому научили. Я теперь  умею правильно мыть руки и  умываться. И я знаю, полотенце  и расческа у каждого должны  быть свои.

Все вместе читают строчки из стихотворения Мойдодыр»:

«Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок! »

- Вот теперь тебя  хвалю я!

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам -

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде -

Вечная слава воде!

До свидания!

 

 

Игры-упражнения

 

1.  «Вымой кукле руки»

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

Ребенок ведет куклу  к умывальнику и моет кукле  руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит  «спасибо» и уходит в гости. Педагог  обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Аня «пришла» с прогулки и не вымыла руки. Педагог: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».

 

2. «Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.

Ход игры:

Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой — Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 





Информация о работе Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников