Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:58, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение средств мотивации.
Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи:
Проанализировать работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;
Определить специфику урока иностранного языка;
Выявить и описать средства мотивации к изучению иностранного языка.
Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1. Мотивация к овладению иностранным языком на уроке в средней школе……………………………………………………………………. 4
§ 1. Мотивация как феномен …………………..………………….….….. 4
§2.Типы мотивации учебной деятельности…………………………..…..6
§ 3. Специфика урока иностранного языка ……………………………... 8
§4.Формирование мотивации учения ……………………………………..12
Выводы по первой главе ………………………………………………... 12
Глава 2. Приёмы повышения мотивации учащихся…………………... 19
§ 1. Установки учителя как средство повышения мотивации ………. 19
§ 2. Нетрадиционные формы проведения урока как средство повышения мотивации ……………………………………………………..…..21
§ 3. Использование ресурсов сети Интернет как средство усиления мотивации ………………………………….…………………………………….31
§ 4. Наглядность и ИКТ как средство повышения мотивации …….…34
Выводы по второй главе …………………………………………….…. 39
Заключение …………………………………………………………….... 39
Список использованной литературы ………………………………….. 41
Практика показывает, что видеоуроки являются эффективной формой обучения.
Урок – экскурсия
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.
Учителя, сознавая стимулирующую
силу страноведческой и
Урок – спектакль
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. [3, с. 108]
Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Урок-праздник
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок –интервью
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. [6, с. 152]
В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: ”Cвободное время”, “Планы на будущее”, “Биография” и т.д.
Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как "Моя школа" или "Мой город", равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер.
В такой ситуации логично прибегнуть к элементами ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.
Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.
Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Урок-эссе
Современный подход к изучению иностранного языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я".
Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.
На уроках английского
языка ученики анализируют
Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.
Интегрированный урок
В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.
Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.
Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка. [14, с. 95]
Богатый материал для организации заинтересованного иноязычного общения дает МХК. Наиболее необходима связь "МХК и иностранный язык" при изучении основных достижений мировой и отечественной культуры. На уроках МХК учащиеся знакомятся с представителями в различных видах искусства. Знания о выдающихся представителях культуры страны изучаемого языка, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения.
Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека, его духовным и нравственным ценностям. Использование интеграции формирует художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения искусства.
Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.
Урок-мюзикл
Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами англоязычных стран.
Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают пением.
Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика.
Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся.
Как мы уже заметили, необычные формы проведения урока требуют активного участия детей, а значит, повышают эффективность обучения. Теперь рассмотрим использование сети Интернет как приём мотивации.
§ 3. Использование ресурсов сети Интернет
Сегодня трудно найти человека (за исключением самого старшего поколения), не имеющего никакого представления о сети Интернет. Благодаря ее интенсивному развитию информация стала более доступна и намного обширнее. Интернет – это необъятное количество информации, возможность общения с людьми из разных уголков земного шара. Именно благодаря сети Интернет можно практически мгновенно получить ответы на интересующие вас вопросы. Несомненно, Интернет несёт в себе огромный потенциал образовательных услуг. Это электронные газеты и журналы, библиотеки и конференции. Электронные конференции и электронная почта являются одними из наиболее важных способов стимулирования обучения, так как позволяют организовать общение в форме диалога. Остановимся подробнее на роли электронного ящика в организации обучения учащихся школ. Обучение в настоящее время вышло уже далеко за границы школьного помещения. В ближайшее время начнется повсеместное введение электронных журналов и дневников, позволяя сделать процесс обучения более прозрачным. Школьные коллективы или отдельные учащиеся все чаще и активнее принимают участие в различных масштабов и направлений образовательных проектах. Да и урок все чаще перестает быть традиционной формой обучения. На помощь учителю в сложившейся ситуации приходит электронный ящик, выступая средством связи между субъектами образовательного процесса. Посредством электронного ящика может быть налажена рассылка заданий ребятам, не имеющим, в силу различных причин, возможность посещать занятия в школе. Таким же образом учитель может получать выполненные задания. Наладить связь в режиме он-лайн поможет программа Skype, позволяющая не только слышать, но и видеть собеседника. В процессе обучения иностранному языку важно не только изучать тексты и задания из классических учебников, но и обращать внимание на новые статьи несущие информацию о культуре, науке, спорте... Удовлетворить данную потребность, помимо СМИ, учителю позволяют ресурсы сети Интернет. Использование Интернет-технологий и ресурсов в образовании имеет ряд полезных возможностей: использование на уроках удаленных ресурсов, проведение «виртуальных путешествий», Интернет-практикумов, экскурсий. Интернет-образование предоставляет гибкие условия для образования детей одаренных, «трудных», особенно, если используются различные формы дистанционной работы с ними. Опыт использования Интернет-ресурсов в обучении выявил проблему информационного перенасыщения и дезориентации школьника, который не подготовлен к продуктивной деятельности. Ученик, входящий в океан Интернет-информации, должен уметь не только усваивать, но и создавать собственную образовательную продукцию. [16, с. 147]
Для ребёнка задание, которое он должен выполнить по средствам сети Интернет, намного интереснее обычного упражнения в его учебнике. В интернете можно найти яркие картинки, самому оформить свою работу. В школах учителя часто задают детям подготовить презентацию. В этой ситуации именно интернет помогает сделать её красочной и информативной.
Интернет и компьютер стали привычными для детей, так почему бы не давать им возможность «почувствовать себя с своей тарелке»? Такой вид деятельности заставляет детей быть более активными, прекрасно мотивируя их на поиск новой информации.
Например, МГУ каждый год устраивает олимпиаду для школьников, задания к которой выкладывает на своём сайте, это замечательная возможность проверить свои знания. Дети выполняют задания дома, а не в стрессовой обстановке в школе, как это обычно бывает.
Так же в Интернете есть огромное количество информации по разным темам, которые интересуют детей. Это могут быть сайты известных певцов и актёров, блоги людей из других стран, так же многим ученикам может быть интересен посткроссинг. К примеру можно организовать обмен открытками с интернет – пользователями из других стран. Естественно, для этого им придётся вникнуть в особенности оформления открытки, изучить лексику для поздравлений.
Как мы уже поняли, интернет даёт нам новые возможности освоения иностранного языка. Последний приём, который нам бы хотелось рассмотреть это наглядность и ИКТ.
§ 4. Наглядность и ИКТ
В наше время применение интерактивных средств обучения прочно вошло в школы. Это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. С развитием современных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Быстрое развитие компьютерной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении английскому языку.
Информация о работе Формирование мотивации при изучении ия на средней ступени обучения