Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:58, курсовая работа
Цель исследования: Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией и определение возможностей изучения и формирования моторного праксиса.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной литературы по проблеме формирования моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией.
2. Выявить особенности состояния моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией в сравнении с нормой.
Е.Н.Винарская и А.М Пулатов пишут о том, что для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями. [21] Для того чтобы ребенок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета. У ребенка с дизартрией эти связи нарушены. В раннем психомоторном развитии также можно отметить ряд особенностей: становление статодинамических функций может несколько запаздывать или оставаться в пределах возрастной нормы. Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частое недовольство взрослых вынуждают ребенка избегать выполнения действий, которые сложны.[21]
В синдроме нарушения у детей с дизартрией наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых нарушений, говорит в своих исследованиях Л.В Лопатина. [42]
Л.В. Лопатина говорит о том, что общая моторная сфера детей с легкой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка с легкой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными. У детей с легкой формой дизартрии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольник с легкими проявлениями дизартрии неохотно рисует, лепит, неумело играет с мозаикой . [63]
Анализируя исследования Мастюковой Е. М. и Ипполитовой М. В, нужно отметить, что при обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т. е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д.[51]
В исследованиях Е.Ф Архиповой можно отметить, что при анализе же качества выполнения этих движений смазанность, нечёткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.[7]
Псевдобульбарная дизартрия - наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии (Лопатина Л.В.) В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.[7]
Анализируя исследования Лопатиной Л.В, мы приходим к выводу что степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.[42]
Легкая степень
Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Характерна нечеткая из-за малоподвижности губ, языка.[51]
Мастюкова Е. М. пишет в своих исследованиях о том, что тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии - анартрия - характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания.[51]
Так же Е.М Мастюкова добавляет ко всему однотипность нарушений общей и артикуляционной моторики, выделяя следующие их характерные признаки нарушения произвольных движений и мышечного тонуса, наличие насильственных движений и патологических синкинезий, присутствие рефлексов орального автоматизма.[51]
Изучая, исследования Г.В.Гуровец и С.И. Маевской, мы узнаем о нарушениях в отношениях сложных локомоций. В более старшем возрасте моторная неловкость проявляется в быстром наступающем уставании во время ходьбы, неумении бегать, держать ложку в руке. [51]
Одни исследователи характеризуя состояние двигательной сферы отмечают полный объем активных движений, указывая при этом что они являются замедленными неловкими, недифференцированными. Другие отмечают отклонения в позе ребенка, и находят ограничения движений как верхних, так и нижних конечностей , приемущественно с одной стороны.[2]
Таким образом, анализируя исследования Е.Н.Винарской, А.М. Пулатова, Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой можно придти к выводу, что при любой форме дизартрии происходит нарушение моторики. Особенно ярко проявляется это при легкой и пвсевдобульбарной дизартрии. Моторная неловкость в выполнении манипулятивных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частые недовольства взрослых вынуждают ребенка избегать выполнения действии, которые сложны.
1.4. Значение развития моторных навыков в коррекции речевых нарушений
Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. М.М. Кольцова говорила о том, что на развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. [38] Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации. Развитие общей моторики является перспективным и значимым как обязательное мероприятие во всех дошкольных учреждений. Комплекс занятий по формированию общей моторики необходимо разработать с позиции развития общей координации, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и ориентации в «схеме тела».[63] Через освоение серийных комплексных упражнений можно развивать у ребенка не только координацию, но и ритмичность движений. Сформированность двигательного ритма у ребенка подготавливает почву к формированию речевого ритма, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь.[63]
Поскольку учеными (М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, А.В. Антаковой-Фоминой и др.) установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики, исходя из этого, можно отметить большую роль развития мелкой моторики в развитии психических процессов детей, которые влияют на развитие личности в целом. В настоящее время нейропсихологическими исследованиями М.М.Кольцовой (1979) и других ученых доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.[38]
Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на формирование речи ребенка, ускоряя процесс функционального созревания мозга, следовательно, является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.
М.М. Кольцова
пришла к заключению, что формирование
речевых областей совершается
под влиянием кинестетических
импульсов от рук, а точнее
от пальцев. Если развитие
М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук . Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению . Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга[38]
Таким образом, изучая работы М.М. Кольцовой, Л.В.Лопатиной, Е.Н.Винарской, можно сделать вывод о том, что развитие моторики у детей с речевыми нарушениями является одним из важных компонентов.
Так как по словам М.М. Кольцовой: «движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию»,[38] установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики, исходя из этого, можно отметить большую роль развития мелкой моторики в развитии психических процессов детей, которые влияют на развитие личности в целом. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет.
Выводы по I главе
Изучив специальную и психолого-педагогиечскую литературу по изучению моторного праксиса у старших дошкольников с дизртирией можно сделать такие выводы:
1. Развитие движений не просто тесно связано с общим психическим развитием ребёнка, но является неотъемлемой его составляющей и показателем.
2. А.Н. Бернштейном и другие исследователями Н.Озерецким, Брейсом, А.Штанльном были выделены свойства движений: быстрта, сила, выносливость, темп, ритм, координация, ловкость, пластичность, точность, меткость
3. На каждом возрастном этапе та или иная психическая моторная функция имеет ведущее (доминирующая) значение в общем поступательном характере психомоторного развития.
4. Анализируя исследования Е.Н.Винарской, А.М. Пулатова, Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой можно придти к выводу, что при любой форме дизартрии происходит нарушение моторики. Особенно ярко проявляется это при легкой и пвсевдобульбарной дизартрии.
5. Изучая работы М.М. Кольцовой, Л.В.Лопатиной, Е.Н.Винарской, можно сделать вывод о том, что развитие моторики у детей с речевыми нарушениями является одним из важных компонентов в преодолении речевых нарушений.
6. Так как по словам М.М. Кольцовой: «движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию», установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики, исходя из этого, можно отметить большую роль развития мелкой моторики в развитии психических процессов детей, которые влияют на развитие личности в целом.
7. Так же М.М. Кольцова говорила о том, что на развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. [38] Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации. Развитие общей моторики является перспективным и значимым как обязательное мероприятие во всех дошкольных учреждений.
Глава II ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ МОТОРНОГО ПРАКСИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Анализ методик изучения моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Анализ научно-педагогической
и специальной литературы показывает,
что различные аспекты изучения
моторного праксиса у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией широко
освещены в специальной литературе различными
авторами: Е.Н.Винарской, Е.Ф. Архипова,
Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец,
Р.Е.Идес, Л.В.Лопатина, Г.А.Волковой,А.Р.Лурия.
Информация о работе Формирование моторного праксиса у детей с дизартирией