Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 20:10, курсовая работа
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста.
1.1.Стихотворение как литературный жанр.
1.2.Особенности восприятия детьми младшего школьного возраста литературных произведений.
1.3.Сущность и средства выразительного чтения.
Вывод по 1 главе
Глава 2. Методические основы формирования навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста.
2.1. Программные требования формирования навыков выразительного чтения.
2.2.Фрагменты уроков по выразительному чтению.
Вывод по 2 главе
Заключение.
Список использованной литературы.
Для подготовки к выразительному чтению младших школьников существует следующий алгоритм:
-перечитывай текст
- определи свое отношение к событиям (героям, описаниям кртины природы);
- мысленно представь себе их;
- реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения);
- продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства –тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения;
- прочитай сначала текст вслух для себя, проверь еще раз, со всем ли согласен; не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними;
- прочитай текст выразительно.(
Таким образом, работа над выразительностью чтения стихотворений должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину по авторскому описанию. Неопытного читателя надо тренировать, учить по «авторским знакам» мысленно создавать эпизод, пейзаж, портрет.
Вывод по 2 главе.
В данной главе нами проанализирована программа по литературному чтению УМК «Гармония» автора О.В.Кубасова и представлены фрагменты уроков по формированию навыков выразительного чтения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что представленные в учебниках стихотворения помогают у детей сформировать литературный вкус и расширить их литературный кругозор. Система заданий, упражнений и вопросов обеспечивают получение учащимися определенных образовательных стандартов читательских знаний, умений и навыков, развивает их творческие наклонности. Центральное место в книгах занимает формирование всех компонентов навыков чтения: осознанности, правильности, беглости и выразительности. В учебниках уделяется значительное место заданиям, нацеленным на отработку навыка выразительного чтения. Богатый набор методических заданий, которые помогают учителям спланировать и провести уроки, а, следовательно, ученикам научиться читать выразительно с использованием знаков «партитуры выразительного чтения».
В курсовой работе мной проанализирована литература по данной теме. Я изучила особенности стихотворения как литературного жанра, особенности восприятия детьми младшего школьного возраста литературных произведений и разобралась в сущности выразительного чтения стихотворений. В данной работе мною проанализированы методологические основы формирования выразительного чтения стихотворения, изучены программа литературного чтения УМК «Гармония» и уроки по формированию и развитию навыков выразительного чтения стихотворений.
Таким образом, можно сделать вывод, что лирику от других жанров отличают эмоционально-окрашенные размышления поэта, его чувства и переживания, а главным объектом художественного познания в лирике является характер поэта, прежде всего его внутренний мир, его настроения и эмоции.
При чтении лирики главным является предать чувства и переживания поэта. А это возможно только при выразительном чтении.
Основными компонентами выразительности являются: дыхание, сила голоса, интонация, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы, тем и ритм, тембр, мимика и жест.
Для того, чтобы у детей формировать навык выразительного чтения лирических стихотворений необходима методическая опора. В школе такой основной опорой является учебник по литературному чтению. И анализ учебников показал, что выразительному чтению в начальной школе уделяется значительное место, так как выработка навыка выразительного чтения стихотворений у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения.
Таким образом, задачи, поставленные в данной курсовой работе решены.
1. Аксенов, В. Н. Искусство художественного слова /В.Н.Аксенов. М.: Просвещение, 2002. 163с.
3. Астафьева, О. Детская литература: выразительное чтение /О.Астафьева, А. Денисова. М.: Академия, 2007. 272 с.
4. Брызгунова, Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык./ Е.А. Брызгунова. М.: Просвещение, 2007. 145 с.
5. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения: книга для учителя./ Б.А.Буяльский. М.: Юнити-Дана, 2006. 245 с.
7. Воробьева, С.Н./ Чтение 2 - 4 класс: методические разработки уроков. С.Н.Воробьева, Т.И. Кондратина. М.: Издат-школа, 2000. 187 с.
8. Завадская, Т. Ф. Внеклассные занятия выразительным чтением. Методика выразительного чтения./ Т. Ф.Завадская, Р. Р. Майман. М.: Дело, 2007. 102 с.
9. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н. Зайцев. М.: Просвещение, 1991.93с.
10. Зайдман, И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников/ И. Н. Зайдман // Начальная школа. 2003. №6. С. 5-14.
11. Калашникова, С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе / С.Г. Калашникова. Омск: ОмГУ, 2004. 22 с.
12. Коренюк, Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению / Л. Ю. Коренюк. М.: Дело, 2007. 140 с.
13. Корст, Н. О. Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания / Н. О. Корст. М.: Академия, 2001. 78 с.
14. Кубасова, О.В. Выразительное чтение: пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / О.В. Кубасова. 3-е изд. М.: Дело, 2001. 144с.
15. Ладыженская, Т. А. Речь: книга для учителя / Т. А Ладыженская. М., Педагогика, 1990. 95с.
16. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. М.: Академия, 2000. 368с.
17. Майман, Р. Р. Выразительное чтение: практикум для студентов-заочников 1-го курса факультетов русского языка и литературы пед. Институтов / Р. Р.Майман, Е. Д. Дмитриева, Б. С. Найденов. М.: Просвещение, 2000. 125 с.
18. Майорова, А.В. Выразительное чтение / А.В. Майорова. М: РУДН, 2003.145с.
19. Найденов, Б. С. Методика выразительного чтения / Б.С. Найденов, Л.Ю. Коренюк. М.: Просвещение, 2007. 176 с.
20. Найденов, Б. С. Хоровое чтение в процессе обучения выразительному чтению. Методика выразительного чтения / Б. С. Найденов. М.:Просвещение, 2006. 116с.
21. Оморокова, М.И. Учимся читать выразительно / М.И. Оморокова. М: Академия, 2001.312 с.
22. Оморокова, М.И. Преодоление трудностей / М.И.Оморокова, И.А.Рапопорт, И.З.Постоловский. М.:Просвещение,1990. 126с.
23. Рализаева, Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Т.Г. Рализаева. СПб.: Специальная литература, 2004. 198 с.
24. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В. Бордовская., С.И. Розум. СПб.: Питер, 2000 . 564 с.
25. Рыбникова, М.А. Очерки о методике литературного чтения: пособие для учителя / М.А. Рыбникова. 4-е изд., испр. М.: Просвещение, 1985. 288с.
26. Соловьева, Н. М. Практикум по выразительному чтению / Н. М. Соловьева. М.: Дело, 2006. 190 с.
27. Соловьева, Н. М. Выразительное чтение на уроках литературы / Н. М.Соловьева, Р. Р. Майман. СПб.: Питер, 2005. 271 с.
28. Черноморов А. И. Практикум по выразительному чтению: пособие для учителей начальных классов / А. И. Черноморов, А. И. Шустова. М.: Дана, 2000. 388 с.
29. Шигина, С.Ю. Говорим и читаем выразительно / С.Ю. Шигина. Владикавказ, 2002.112 с.
30. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б Эльконин. 2-е изд. М.: Владос, 2000.157 с.