Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 21:05, курсовая работа
Цель исследования: формирование нравственных качеств личности посредствам изучения литературы.
Предмет исследования – детская художественная литература как средство воспитания нравственных качеств младших школьников.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
Дать сущностную характеристику понятию «нравственность».
Проанализировать процесс нравственного воспитания личности.
Определить особенности восприятия художественных произведений детьми младшего школьного возраста.
Проанализировать учебные программы по чтению.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………… 5
1.1 Сущность и природа нравственности…………………………………….. . 5
1.2 Процесс духовно-нравственного воспитания личности…………………. .9
1.3 Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми младшего школьного возраста…………………………………………18
Глава 2. Методические основы формирования нравственных качеств личности младшего школьника (на примере уроков литературы)…………...28
2.1 Анализ учебных программ по чтению (литературе) для начальных школ в контексте проблематики нравственного воспитания………………………….28
2.2 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………………36
2.3 Методические рекомендации………………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………45
Список использованных источников…………………………………………...46
З.И.Романовская отмечает, что особый вид деятельности, которым является восприятие художественного произведения, "надо рассматривать как длительный, постоянно расширяющийся и углубляющийся процесс, в котором отражаются развитие, духовный рост читателя". В исследовании З.И.Романовской, посвященном особенностям восприятия и понимания младших школьников художественных произведений, критерием полноценности протекания этих процессов выступает уровень понимания и восприятия образной конкретности и образного обобщения, представляющих единство в художественном произведении [18, С. 38].
Наивно-реалистическое восприятие, свойственное школьникам, динамично, способно совершенствоваться в процессе обучения. Было выделено 4 основных уровня восприятия и понимания литературы младшими школьниками:
1. репродуктивный, имеющий два подуровня: фрагментарный и сюжетно-логический;
2. эмоционально-сюжетный;
3. интуитивно-художественный;
4. элементарный осознанно-
Данные уровни отличаются качественными изменениями в понимании художественных произведений, показывают динамику восприятия, не зависящую от возраста школьников. Характеризуя каждый уровень, З.И.Романовская отмечает, что репродуктивный уровень "отражает усвоение содержания сюжетно-событийной стороны произведения без творческой переработки воспринятого и без проникновения". Дети усваивают фабулу произведения, запоминая последовательность событий в нем.
Помимо восприятия на этом уровне явилась критерием выделения в нем двух подуровней. Первый – фрагментарный, присущ слабо читающим детям, особенно первоклассникам. Плохо владея техникой чтения, ребенок с трудом усваивает содержание произведений, обращает внимание лишь на отдельных героев, запоминающиеся эпизоды, не связывая их в единое целое.
Второй подуровень – сюжетно-логический, характеризуется более полным восприятием произведения, результатом которого является попытка детей детально запомнить и подробно пересказать содержание прочитанного.
Эмоционально-сюжетный уровень восприятия характеризуется личностным отношением к героям, сопереживанием и особой эмоциональностью, позволяющей всей личности школьника активно включаться в восприятие.
Интуитивно-художественный уровень проявляется в полноте и самостоятельности восприятия произведения, в интуитивном выборе в произведении понравившихся фрагментов, стремлении осмыслить их художественное содержание и выразить свое отношение к произведению в целом.
Элементарный осознанно-художественный уровень был назван целостно-аналитическим. На этом этапе детям приходит понимание качества художественного изображения, его образной стороны, стремление оценить достоинства и недостатки произведения. "На этой основе у школьников происходит перестановка акцентов в структуре художественного восприятия –на первый план выдвигается наряду с познавательным аспектом, наблюдением за развертывающимися действиями, как в ответах 1 и 2 уровней, движение к пониманию сущности художественного произведения, формированию художественного образа, в восприятии и понимании которого проявляются элементы анализа и синтеза".
Восхождение учащихся к полноценному восприятию художественных произведений является глубоко индивидуальным для каждого ребенка и обусловлено особенностями развития волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферы личности в процессе ее восприятия.
2. Методические основы
формирования нравственных
2.1 Анализ учебных программ по чтению (литературе) для начальных школ в контексте проблематики нравственного воспитания
В настоящее время разработано много новых программ литературного образования младших школьников, направленных на развитие личности ребенка, формирование коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую деятельность в детском коллективе.
Наиболее интересными в плане возможностей нравственного развития школьников, на наш взгляд, выступают следующие:
Курс "Литература как предмет эстетического цикла" Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской (1-3 классы).
Цель курса "Литература как предмет эстетического цикла", разработанного Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской – воспитание эстетически развитого читателя.
Теоретической основой программы является концепция М.М.Бахтина о совместном творчестве писателя и читателя, создании ими художественного образа произведения на основе особого (заочного) диалога.
Предметом освоения данного курса литературы является отношение "автор - художественный текст - читатель", а методом выступает практическая литературная деятельность в позициях "автора" и "читателя".
Авторы курса выдвигают ряд задач, решение которых необходимо обеспечить в начальной школе, чтобы воспитать развитого читателя. Среди них названы:
• открыть ученикам существование позиций;
• предоставить возможность практически действовать в них;
• оснастить детей средствами и способами работы в каждой позиции. [12, С. 12].
Решение этих задач достигается благодаря включению учащихся в разнообразную учебную практическую деятельность.
А) Работа в позиции "читатель".
Среди видов читательской деятельности авторы выделяют непосредственно-эмоциональное вслушивание, направленное на развитие мотивационной сферы. На уроке дети погружаются в эмоционально-эстетическую атмосферу, которая создается путем сочетания различных видов искусств (живописи, музыки и др.).
"Цель каждого такого урока
- вызвать у детей
Среди средств, позволяющих вывести учеников на уровень умения воссоздавать самостоятельно "картину мира", созданную автором, выдвигается акцентное вычитывание, когда для решения читательских задач из текста извлекаются определенные отрывки, а затем анализируются. "При работе с лирическим стихотворением главным является вычитывание развития образа-переживания лирического героя. При работе с этическими и драматическими текстами главная задача - различение точки зрения автора, рассказчика (в эпосе) и героев" [12, С. 22].
Этот вид работы является основным при изучении всего курса литературы. Но приобретает разные формы в зависимости от имеющегося уровня литературного развития детей: коллективная, классная, индивидуальная письменная (создание сочинений - отзывов), коллективное обсуждение сочинений.
В ходе обсуждений дети учатся корректировать мнения других, тактично высказывать свои оценки, становиться "соавторами", в результате понимание текста становится более глубоким, уточняются его "личностные" интерпретации.
Б) Работа в позиции "автор"
• работа в позиции "автор-художник"
Авторы отмечают важность личного писательского опыта ребенка, обеспечивающего развитие юного читателя. На различных этапах читательской подготовки наблюдение за реальностью проводится по-разному: в начале в форме коллективного этюда, когда класс решает общую творческую задачу, а учитель выступает организатором и соавтором; затем проводятся индивидуальные письменные работы, а после - обсуждение классных или домашних сочинений учащихся [12, С. 16].
• работа в позиции "автор-публицист"
Деятельность детей в этой позиции позволяет развивать очень важное качество – умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и пристрастность.
Главное отличие от традиционной методики написания сочинений в том, что "перед детьми никогда не ставятся формально-языковые задачи, а содержательные никогда не носят отвлеченного обобщенно-безличного характера"
В) Работа в позиции "теоретик"
Умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей, автора помогает младшим школьникам лучше понять и оценить поведение окружающих и свои собственные действия, учет чуткости, тактичности в отношениях с людьми.
Полученные детьми знания закрепляются в схемах, позволяющих детям быстрее и глубже усвоить учебный материал. В настоящее время авторами данной программы разработан учебно-методический комплект для реализации в практической деятельности школ.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 1 кл. Сост. Кудина Г.Н.,
Новлянская З.Н. - ОПЦ Интор, 1997.
2. Тетрадь по литературному
3. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. методическое пособие для учителя к учебной хрестоматии «Литературное чтение». - Интор, 1997.
4. Диагностика читательской
Программа по литературе "Литература в начальной школе" Л.В.Кутьевой.
Л.В.Кутьева, разрабатывая программу по литературе, высказывает ряд достоинств изучения литературы как учебного предмета в начальной школе:
• "дает детям литературное образование на более ранней ступени обучения, открывая перспективу дальнейшего, углубленного изучения литературы, усиливая гуманитаризацию образования в целом;
• своевременно, без опоздания на 3 (4) года, приобщает учащихся к литературе как виду искусства, находящемуся в синтезе с другими искусствами, к русской литературе как части мировой культуры; вовремя формирует у лиц эстетические представления, нравственные понятия, теоретическое мышление, умение грамотно и свободно владеть устной и письменной речью;
• ускоряет переход к предметному обучению как более совершенной системе получения образования.
Реализация этих преимуществ станет возможной, если соблюдаются следующие условия:
• при отборе литературного материала, создании новых программ учитываются сензитивные возможности и читательские интересы младших школьников;
• обеспечивается соответствующая профессиональная подготовка учителя, которая позволяет ему вести в начальной школе уроки литературы на достаточно высоком научно-эстетическом уровне, как учителю-предметнику;
• наряду с уроками литературы проводятся традиционные уроки обучения беглому сознательному чтению, также способствующие общему развитию детей;
• курс литературы в начальной школе (2-3/4 классы) строится на одной методологической основе с курсом литературы в средних и старших классах, обеспечивая непрерывность литературного образования" [13, С. 5].
В рамках программы "Литература в начальной школе" первоклассники знакомятся с произведениями русского устного народного творчества: пословицами, поговорками, загадками.
Задания на уроках должны давать "пищу для ума", побуждать учеников к размышлению. Так, в обучении можно применять загадки. Ведь загадки - это тест на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое значение для развития логического и образного мышления. Главный смысл работы над загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это учит младших школьников находить сходства и различия предметов, "сближать" далекие предметы по сходным признакам.
Огромную роль на уроках должны играть и русские народные пословицы. Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.
Во втором классе любимыми изданиями, удовлетворяющими потребности детей в образном, эмоциональном слове, ясном и занимательном изображении явлений прошлого и настоящего становятся, прежде всего, произведения некоторых фольклорных жанров (сказки, сказания, былины...) и классическая литература.
Былины представляют собой героические песни эпического характера, являются жанром русского фольклора. Они отражают историческую действительность в образах, жизненная основа которых обогащена фантастическим вымыслом.
Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высокопоэтичные, обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле. Таковы богатыри-воины Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, богатырь-пахарь Микула Селянинович, великан Святогор, кузнец-гусляр Садко, буян Васька Буслаев и ряд других персонажей.
Мир былин – реальная русская земля, но богатыри борются с чудовищами, одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы человека. Своеобразие вымысла в былинах (по сравнению со сказкой) – следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о событиях исторической жизни Руси.
В былинах находят отражение изображение и поэтизация мужества, бесстрашия, стойкости, проявляемых ради достижения высоких нравственных целей.
Информация о работе Формирование нравственных качеств личности посредством изучения литературы